Математическое моделирование зажигания металлизированного твердого топлива конвективным высокотемпературным потоком | Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2020. № 68. DOI: 10.17223/19988621/68/12

Математическое моделирование зажигания металлизированного твердого топлива конвективным высокотемпературным потоком

Представлены математическая модель зажигания конвективным высокотемпературным потоком и выхода на стационарный режим горения металлизированного твердого топлива. В постановке рассматривается зажигание полубесконечной пластины металлизированного твердого топлива неограниченным обдувающим высокотемпературным потоком. Модель учитывает влияние эффекта обдува высокотемпературным потоком через турбулентный тепломассоперенос. Проведен расчетно-теоретический анализ влияния скорости и температуры обдувающего потока на время задержки зажигания и время выхода на стационарный режим эрозионного горения.

Mathematical modeling on ignition of metallized solid propellant by a convective high temperature flow.pdf Обеспечение условий энергоэффективного и технически реализуемого режима зажигания конденсированных высокоэнергетических материалов (ВЭМ) является актуальной научно-практической задачей. Высокая практическая значимость объясняет большое количество теоретических и экспериментальных работ, посвященных изучению физико-химических процессов, протекающих при зажигании и горении высокоэнергетических материалов. Широко распространены конвективные [1-3], радиационные [4-6] и кондуктивные [7, 8] методы зажигания ВЭМ. Большой вклад в развитие теории зажигания конденсированных веществ внес В.Н. Вилюнов [9]. Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки, обусловленные требованием баланса энергоэффективности и сложности технической реализации. Для ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) технически предпочтительным является зажигание твердого ракетного топлива продуктами отработки воспламенительного состава, имеющего ограничения по температуре продуктов сгорания и времени работы. Сложность и стоимость проведения натурных экспериментов обуславливает необходимость использования средств математического моделирования для решения задачи зажигания твердых топлив высокотемпературным конвективным потоком. При этом даже в стационарных режимах горения при обдуве поверхности твердого топлива изменяется скорость горения [10-12]. В работах Я.Б. Зельдовича предложена физическая модель, объясняющая увеличение скорости горения увеличением теплового потока, подводимого к поверхности горения, за счет роста турбулентного слагаемого коэффициента теплопроводности [10]. Большое развитие теория эрозионного горения получила в работах 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ мол_а 18-38-00533 Математическое моделирование зажигания металлизированного твердого топлива 127 В.Н. Вилюнова [11]. Общую теорию эрозионного горения твердых ракетных топлив разработали академик А.М. Липанов и профессор В.К. Булгаков [12]. Таким образом, получение численной методики расчета параметров зажигания ВЭМ высокотемпературным конвективным потоком является актуальной научной задачей. В работе представлена физико-математическая модель зажигания металлизированного твердого топлива высокотемпературным конвективным потоком. Проведено параметрическое исследование влияния скорости и температуры конвективного потока на характеристики зажигания металлизированного твердого топлива. Постановка задачи Рассмотрим зажигание высокотемпературным конвективным потоком и выход на стационарный режим горения плоской поверхности металлизированного твердого топлива. Схема процесса представлена на рис. 1. Рис. 1. Схема процесса зажигания плоской пластины металлизированного твердого топлива высокотемпературным конвективным потоком Fig. 1. Schematic diagram of the ignition of a metallized solid propellant slab by a high-temperature convective flow Модель зажигания и горения строится в погранслойном приближении, в рамках которого факт обдува учитывается через турбулентный тепломассоперенос. На основе нестационарной модели горения металлизированного твердого топлива в сопряженной постановке [13] и модели горения металлизированного твердого топлива в условиях обдува [14] строится модель и методика расчета зажигания и выхода на стационарный режим горения при воздействии высокотемпературного конвективного потока. На поверхности топлива учитывается газификация компонентов твердого топлива и записывается условие сохранения потоков массы и энергии компонентов. Для описания процессов в конденсированной фазе под поверхностью газификации записывается уравнение переноса тепла и разложения топлива. Для описания процессов в газовой фазе над поверхностью топлива записываются уравнения течения двухфазной реагирующей среды, учитывающие межфазный обмен массой, импульсом и энергией, конвективный и кондуктивный теплоперенос, зависимость коэффициентов переноса от температуры и интенсив- В.А. Порязов, А.Ю. Крайнов 128 ности турбулентности. Для описания характеристик динамической турбулентности в пограничном слое использовалась модель турбулентности Ван Драйста [15], являющаяся обобщением результатов экспериментов и широко распространенной в инженерных расчетах, так как справедлива во всей внутренней части пограничного слоя [12, 16]. Полагается, что в начальный момент времени над поверхностью металлизированного твердого топлива движения газа не происходит, при этом температура газа и твердого топлива одинакова и равна Т0 = 293 К. На левой границе области за счет срабатывания воспламенительного устройства формируется высокотемпературный конвективный поток, направленный вдоль поверхности топлива. Предполагается, что в процессе движения высокотемпературного конвективного потока формирование динамического пограничного слоя (d) происходит значительно раньше теплового. Вне динамического пограничного слоя скорость равна скорости конвективного потока Uf, а температура - Тf. Внутри погранслоя профиль скорости определяется уравнением движения, проинтегрированным вдоль оси, которая перпендикулярна поверхности топлива. Температура топлива и газа внутри пограничного слоя в начальный момент времени равны Т0. Привяжем начало системы координат к произвольно выбранной точке на поверхности металлизированного твердого топлива и перейдем к одномерной постановке задачи вдоль оси, перпендикулярной поверхности топлива. Тогда математическая постановка задачи зажигания и выхода на стационарный режим горения запишется в следующем виде: Для твердого топлива, при -ж < x < xs: - уравнение сохранения энергии твердого топлива (1) (2) (3) (4) '571 д71Л „ д2Т „ ч ( E C'P1 IT+"'11 И1 SX2+еЛіРі(1 -n)exp l-Ж - уравнение глубины превращения конденсированной фазы дц дц ( E Л dt dx 1 | RT1J Для газовой фазы, при xs < x < ж : - уравнение сохранения энергии газа (дТ2 дТ2 Л д (. дТ2 Л ^ | - + "2,x IT Г¥ Г 2 ^ )_& j + +Q2Y p2 k2 exp + 4nar32 n (T3 - T2); - уравнение выгорания окислителя в газовой фазе E2 lR7 J дУ дУ Л д(. п.д7 Л и Ж+"2-x * ) = * ((2 + Dt l-ft2exp - уравнение сохранения энергии частиц (дТ3 дТ3 Л 2 у С3Р3 [itT + W3 J = -4nar3 n (T3 -T2) + GQAl 2ЦА1 . 3^O ’ (5) Математическое моделирование зажигания металлизированного твердого топлива 129 - уравнение сохранения массы газовой фазы - + dt dx - уравнение сохранения массы частиц + Ф2 , d(P2u2,x) 3Цо г -1- _ - G . 2ц 'A1 dt - уравнение движения частиц dw dt 5рз + 5(рз w3) _ 3^o G. dx 2 ц A1 3 dw3 + w3^T _-T&: dx - уравнение числа частиц в единице объема - + --- _ 0; dn d(nw3) dt dx - уравнение состояния идеального газа P _ р2RT2 _ const; - уравнение движения тангенциальной составляющей обдувающего потока du 2, у 1 dx Pr К ■ + Pt dp Ф' т, +Plulu2,у + -x I • (6) () (8) (9) (10) (11) 2 Выражение для турбулентного коэффициента теплопроводности, полученного из модели турбулентности Ван Драйста[15]: A _ CjMl _A_ • Prt 1 -8 (12) Ф_ 1 - exp (-B ■ 0.09kp2 Л ц ■W 8 _ , W _ U-P2exp p2k c2 dT2 ( - e ^ -^2 VRT J ck _ 0.3, x* _ 26, B _ 5, l _ Kx 1 - exp(--EEk -) x* Mm J v _ 12 ,,_ ,,_ 1 (vt l dx Mt _P2vt, k _-\\-T ck V l p1 _ У(аАі/ PA1 +aAPn ), c1p1 _аП (cn РП ) +aA1(cA1pA1) , A1 _ “aiAaI +а^^П • Координата x, соответствует поверхности горения. На границе x, граничные условия выражают законы сохранения массы и энергии: dT1 ( x, , L A dT2 ( x, , L ) ■ _ A~> A, dx dx T1(x,, l )_ T2 (x,, l )-. aA1P1U1 _P3 w3(x, , L), (1 -aA1)P1u1 _P2 (x,, L) u2,x (x, , L) , T3 (x, , L)_ T1 (x, , L) , n(x, , L) _ . P3( x, ’?} , P2(x, , L) _ PMlRT2(x,, Ф /3 nrA1,0pA1 (13) В.А. Порязов, А.Ю. Крайнов 130 (1 -а,А1) Piui ( Р2Г2, xY )| (Xs,t) DP2 (xs , t) dY ( Xs, t) dx dT1 (-Ж t) = 0 dT2 (Жt) = 0 dY (Ж t) = 0 dx dx dx Начальные условия: для -ж < x < xs: T (x,0) = To, n(x,0) = 0; (14) для xs < x

Ключевые слова

зажигание, металлизированное твердое топливо, математическая модель, скорость, обдув, высокотемпературный поток, конвективный поток

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Порязов Василий АндреевичТомский государственный университеткандидат физико-математических наук, доцент кафедры математической физики физико-технического факультетаporyazov@ftf.tsu.ru
Крайнов Алексей ЮрьевичТомский государственный университетпрофессор, доктор физико-математических наук, профессор кафедры математической физики физико-технического факультетаakrainov@ftf.tsu.ru
Всего: 2

Ссылки

Розенбанд В.И., Барзыкин В.В., Мержанов А.Г. Зажигание конденсированных веществ конвективными тепловыми потоками средней интенсивности в динамических условиях // Физика горения и взрыва. 1968. Т. 4. № 2. С. 171-175.
Зарко В.Е., Михеев В. Ф., Сухинин А.И., Хлевной С. С. Зажигание пороха горячим газом // Физика горения и взрыва. 1971. Т. 7. № 1. С. 64-67.
Захаревич А.В., Кузнецов Г.В., Саломатов В.В., Стрижак П.А., Сыродой С.В. Инициирование горения покрытых водяной пленкой частиц угля в потоке высокотемпературного воздуха // Физика горения и взрыва. 2016. Т. 52. № 5. С. 62-74.
Гусаченко Л.К., Зарко В.Е., Рычков А.Д. Зажигание и гашение гомогенных энергетических материалов световым импульсом // Физика горения и взрыва. 2012. Т. 48. № 1. С. 80-88.
Буркина Р.С., Домуховский А.М. Влияние структурных изменений приповерхностного слоя конденсированного вещества на его зажигание мощным импульсом излучения // Физика горения и взрыва. 2012. Т. 48. № 5. С. 122-129.
Порязов В.А., Крайнов А.Ю. Расчет режимов зажигания и выхода на стационарный режим горения металлизированного твердого ракетного топлива под действием лазерного излучения // Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2019. № 59. C. 94-104.
Глушков Д.О., Кузнецов Г.В., Стрижак П.А. Об устойчивости зажигания смесевого твёрдого топлива локальным источником ограниченной энергоёмкости // Физика горения и взрыва. 2014. T. 50. № 6. С. 54-60.
Захаревич А.В., Кузнецов В.Т., Кузнецов Г.В., Максимов В.И. Зажигание модельных смесевых топливных композиций одиночной, нагретой до высоких температур частицей // Физика горения и взрыва. 2008. Т. 44. № 5. С. 54-57.
Вилюнов В.Н. Теория зажигания конденсированных веществ. Новосибирск: Наука, 1984. 190 с.
Зельдович Я.Б. К теории горения пороха в газовом потоке // Физика горения и взрыва. 1971. Т. 7. № 4. С. 463-476.
Вилюнов В.Н. К теории эрозионного горения порохов // ДАН СССР. 1961. Т. 136. № 2. С. 381-383. Математическое моделирование зажигания металлизированного твердого топлива 139
Булгаков В.К., Липанов А.М. Теория эрозионного горения твердых ракетных топлив. М.: Наука, 2001. 138 с.
Порязов В.А., Крайнов А.Ю. Математическая модель и расчет нестационарной скорости горения металлизированных твердых ракетных топлив // Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2017. № 50. C. 99-111.
Порязов В.А., Крайнов Д.А. Математическое моделирование эрозионного горения металлизированных твердых топлив // Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2019. № 58. C. 119-127. DOI: 10.17223/19988621/58/10.
van Driest E.R. On turbulent flow near a wall // AIAA Journal Special Supplement: Centennial of Power Flight. 1956. V. 23(11). P. 1007-1011. https://doi.org/10.2514/8.3713.
Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. М.: Наука, 1974. 714 с.
Гинзбург И.П. Теория сопротивления и теплопередачи. Л., 1970. 376 с.
 Математическое моделирование зажигания металлизированного твердого топлива конвективным высокотемпературным потоком | Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2020. № 68. DOI: 10.17223/19988621/68/12

Математическое моделирование зажигания металлизированного твердого топлива конвективным высокотемпературным потоком | Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2020. № 68. DOI: 10.17223/19988621/68/12