Численное исследование тепловентиляционного состояния припортального тамбура тоннеля в зимнее время года | Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2025. № 93. DOI: 10.17223/19988621/93/12

Численное исследование тепловентиляционного состояния припортального тамбура тоннеля в зимнее время года

Представлены результаты численного моделирования тепловентиляционного состояния припортального тамбура тоннеля в зимнее время года, выполненного в приближении турбулентного вязкого теплопроводного сжимаемого газа. Рассмотрены два режима работы тепловентиляционных установок, расположенных в тамбурном пространстве, - прямой и обратный. Показано, что обратный режим работы тепловентиляционных установок дает возможность обеспечить относительно равномерное движение воздуха по высоте проема портала и не позволяет холодному наружному воздуху проникать более чем на 10 м вглубь тамбура.

Ключевые слова

вентиляция, тоннель, припортальный тамбур, тепловое состояние, математическое моделирование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Оберемок Андрей АлександровичТомский государственный университетаспирант кафедры математической физики физико-технического факультетаoberemokaa@minesoft.ru
Крайнов Алексей ЮрьевичТомский государственный университетдоктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой математической физики физико-технического факультетаakrainov@ftf.tsu.ru
Миньков Леонид ЛеонидовичТомский государственный университетдоктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры математической физики физико-технического факультетаlminkov@ftf.tsu.ru
Всего: 3

Ссылки

Zhou X., Zeng Y., Fan L. Temperature field analysis of a cold-region railway tunnel consider ing mechanical and train-induced ventilation effects // Applied Thermal Engineering. 2016. V. 100. P. 114-124. 10.1016/j.applthermaleng. 2016.01.070.
Zeng Y., Liu K., Zhou X., Fan L. Tunnel temperature fields analysis under the couple effect of convection-conduction in cold regions // Applied Thermal Engineering. 2017. V. 120. P. 378-392. 10.1016/j.applthermaleng.2017.03. 143.
Liu C., Li P., Wang X., Yu H., Lyu M., Wu H., Guo Z. Thermal environment analysis for the deep-buried TBM construction tunnel considering the influences of surrounding rock heat transfer and ventilation system // Thermal Science and Engineering Progress. 2024. V. 48. Art. 102406.
Tao Y., Hu H., Zhang H., Zhang G., Hao Z., Wang L. A new ventilation system for extra-long railway tunnel construction by using the air cabin relay: A case study on optimization of air cabin parameters length // Journal of Building Engineering. 2022. V. 45. Art. 103480.
Гендлер С.Г., Савенков Е.А. Использование струйных вентиляторов для проветривания железнодорожных тоннелей // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. № S7. С. 26-31.
Zeng Y., Tao L., Ye X., Zhou X., Fang Y., Fan L., Liu X., Yang Z. Temperature reduction for extra long railway tunnel with high geotemperature by longitudinal ventilation // Tunnelling and Underground Space Technology. 2020. V. 99. Art. 103381.
Zhang G., Jiang Z., Wang H., Jing X., Si M., Zeng F., Yang B., Yang X., Feng R. The coupled cooling effect of ventilation and spray in the deep-buried high-temperature tunnel // Case Studies in Thermal Engineering. 2023. V. 45. Art. 103011.
Niu J., Sui Y., Yu Q., Cao X., Yuan Y. Aerodynamics of railway train/tunnel system: A review of recent research // Energy and Built Environment. 2020. V. 1 (4). P. 351-375.
Krasyuk A.M., Lugin I.V., Alferova E.L. Air distribution in long transportation tunnels of the Baikal Amur Mainline (BAM) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. V. 523. Art. 012011.
Красюк А.М., Лугин И.В., Алферова Е.Л. Исследование воздухораспределения в протяженных транспортных тоннелях БАМ // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2019. Т. 2, № 4. С. 114-121. Х-2019-2-4-114-121.
Лугин И.В., Алферова Е.Л. Теплопотери при движении поезда по подземному тоннелю при различных условиях эксплуатации // Фундаментальные и прикладные вопросы горных наук. 2019. Т. 6, № 2. С. 181-185. 10.15372/ FPVGN2019060231.
Гендлер С.Г., Белов М.Р. Основные направления модернизации тепловентиляционной системы Северомуйского тоннеля при увеличении размера движения подвижного состава // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2019. № S6. С. 45-57.
Кияница Л.А., Лугин И.В., Красюк А.М. Исследование тепловых режимов протяженных железнодорожных горных тоннелей в холодный период года // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. 2021. Т. 57, № 1. С. 169-188.
Гендлер С.Г., Синявина С.В. Методика определения параметров системы подогрева воздуха в железнодорожных тоннелях, расположенных в суровых климатических условиях // Записки Горного института. 2017. Т. 224. С. 215-222.
Кияница Л.А., Лугин И.В., Красюк А.М. Пути обеспечения температурных режимов протяженных транспортных тоннелей БАМ в холодный период года // Фундаментальные и прикладные вопросы горных наук. 2020. Т. 7, № 1. С. 298-303.
Гендлер С.Г., Синявина С.В. Особенности управления вентиляционным режимом нового Байкальского железнодорожного тоннеля // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. № 11. C. 173-179.
Гендлер С.Г., Смирняков В.А., Терентьев Р.П. Повышение эффективности обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных тоннелей в суровых климатических условиях // Записки Горного института. 2001. Т. 147. С. 86-94.
Kiyanitsa L.A., Lugin I. V. Krasyk A.M. Means of providing temperature regimes for extended transport tunnels of the Baikal-Amur Railway in the cold period of the year // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022. V. 991. Art. 012033.
Гендлер С.Г. Проблемы проветривания транспортных тоннелей // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2005. № S2. С. 282-295.
Куликова О.А., Лугин И.В. Исследование интенсивности процесса теплообмена при движении поезда по протяженному железнодорожному тоннелю в холодный период года // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. Т. 2, № 2. С. 85-88.
Lugin I.V. Mathematical modeling of air distribution dynamics due to piston effect of trains in long railway tunnels // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022. V. 991. Art. 012034.
Shih T.-H., Liou W.W., Shabbir A., Yang Z., Zhu J. A New Eddy Viscosity Model for High Reynolds Number Turbulent Flows // Computers Fluids. 1995. V. 24 (3). P. 227-238.
 Численное исследование тепловентиляционного состояния припортального тамбура тоннеля в зимнее время года | Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2025. № 93. DOI: 10.17223/19988621/93/12

Численное исследование тепловентиляционного состояния припортального тамбура тоннеля в зимнее время года | Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2025. № 93. DOI: 10.17223/19988621/93/12