Численное исследование процесса деформирования ледяного покрова ледокольным судном | Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2013. № 3(23).

Численное исследование процесса деформирования ледяного покрова ледокольным судном

C использованием теории малых упругих деформаций строится математическая модель ледокольного устройства с целью исследования его влияния устройства на разрушения ледяного покрова.

Numerical study of the deformation process of the ice cover under the action of an icebreaking ship.pdf Водные пути являются связующим звеном между крупными городами и малочисленными населенными пунктами. Продление навигационного периода - одна из основных задач для развития и роста экономического благосостояния малых и удаленных населенных пунктов. На сегодняшний день разработано и находится в эксплуатации множество ледоразрушительных устройств. Прежде чем ввести устройство в производство, следует оценить его ледоразрушающую способность с помощью математической модели. В зависимости от характера воздействия устройства на лед принимаются различные математические модели ледяного покрова. При исследовании ледоразрушающей способности судна на воздушной подушке лед рассматривают как пластину на упругом основании. Для исследований ледокольных устройств, которые имеют сложную конфигурацию, лучше всего рассматривать ледяной покров как твердое тело, которое подчиняется законам механики сплошных сред. Работа направлена на исследование напряженно-деформированного состояния (НДС) ледяного покрова, находящегося под воздействием ледокольного устройства [1]. Целью является нахождение оптимального расстояния между надводной и подводной частями устройства, при котором в ледяном покрове возникнут наибольшие разрушения. Описание устройства Рассмотрим ледокольное судно, изображенное на рис. 1, которое состоит из надводной 1, подводной 2 и двух боковых частей 3. В надводной части расположены система управления, пассажирский салон, снизу установлены резцы 4 и система фрез 5. Угол наклона форштевня р . Подводная часть имеет спереди резец 6, отсеки для воздуха, топлива, двигателя судна. Боковые части содержат систему коммуникаций, гидропривод перемещения в вертикальной плоскости надводной части относительно подводной, имеют спереди клинья для прорезания льда и вертикальные фрезы. Расстояние между надводной и подводной частями (h) должно быть h > 1,5S, где S - толщина ледяного покрова. Эта величина устанавливается системой гидроцилиндров, расположенных в боковых частях, перед началом движения судна. Работа устройства осуществляется следующим образом. Ледокольное судно набирает требуемую скорость на чистой воде и находит на ледяной покров. При движении судна пластина льда, уткнувшись в наклонную поверхность надводной части, испытывает под действием вертикальной силы, возникающей на наклонной поверхности, изгиб, которому препятствует передний конец подводной части. Возникает изгибающий момент, под действием которого происходит поперечный излом, который стимулируется резцами надводной и подводной частей. Ледяная плита (плиты) под действием надвигающегося спереди ледяного поля проталкивается в туннель, образуемый надводной, подводной и боковыми частями судна, и всплывает с кормы после прохождения судна. При поперечном разрушении образовавшиеся в ледяном поле выступы, препятствующие движению судна и прохождению льдин через туннель, скалываются клиньями боковых частей. Чтобы не образовалась пробка внутри полости, вращающиеся фрезы 5 не дают возможность льдинам тормозиться о нижнюю поверхность надводной части, стимулируя дальнейшее разрушение льда. Фактически ледокольное судно пропускает колотый лед внутри себя, стараясь, чтобы льдины не задерживали его движение. Предполагается, что смерзания составных частей устройства с ледяным покровом не возникнет и нижняя часть льда будет гладкой и ровной. Постановка задачи При разработке новой ледокольной техники учитываются особенности ледяного покрова водоемов, на котором будет эксплуатироваться устройство. Это, прежде всего, температура окружающей среды, прочностные особенности ледяного покрова (толщина льда, соленость, максимальные напряжения на сжатие, растяжение, сдвиг). Неоднородность ледяного покрова связана со структурой льда и с всевозможными включениями: пузырьками воздуха, инородными телами: камни, песок и др. Сплошным его тоже назвать затруднительно из-за наличия температурных трещин, которые образуются в процессе роста льда. Образовавшиеся сквозные трещины заполняются водой на 90 % по высоте, после вода замерзает, и недостаток льда сменяется его достоинствами, увеличиваются прочностные характеристики ледяного покрова. Невозможно учесть все, поэтому ледяной покров принимался сплошным без учета пористости и всевозможных включений. Согласно результатам экспериментальных исследований, описанных в работе [2], лед ведет себя упруго при температурах ниже -5 °С и нагрузках менее 10 с. Примем лед как упругое тело, по данным работы [2, 3] имеем: модуль Юнга -E = (87,6-0,216-0,001762)• 102 МПа ; 6 - температура льда; коэффициент Пуассона - ц = 0,36 ; модуль сдвига - G = E/2(1 + ц); коэффициент объемного сжатия -K = (1 -2ц)/E. В качестве критериев нарушения сплошности ледяного покрова примем напряжения стррс и 4 МПа, ст™ «-8 МПа, приведенные в работе [2]. Используя основные уравнения теории упругости, строится математическая модель устройства. Материал, из которого изготовлено устройство, не рассматривается, поэтому трением пренебрегаем. Уравнение движения ст.,. + F -1, = 0; I, = p|v, +Vk, i,j-,k = 1,2,3. (1) Закон Гука для малых деформаций 1 i = }, 0 i * i = 1,2,3; (2) CT = 3k8; (3) ^ = =>8. ^m. ( m Уравнение теплопроводности A^V 0, , = 1,2,3. (5) dx, У dx,) В уравнениях (1), (2) используется суммирование по повторяющимся индексам; p - плотность льда; G = G(6) - модуль сдвига льда; [ст. ] - тензор напряжений; [8. ] - тензор деформаций; v,, Fi - проекции скорости перемещений и удельной объемной силы по координатным осям x,, i = 1,2,3 ; F2 = F3 = 0; X - коdvэффициент теплопроводности; 6 - температура льда; Vt =—'-, т - время дефордт мации, K - коэффициент объемного сжатия. Для расчета температурного поля воспользуемся решением уравнения теплопроводности с учетом X = X0 (1 + a6), запишем его в конечном виде четыре области - S2, S3, S14, S15 (рис. 2). Площадка S2 характеризует взаимодействие льда с несжимаемой жидкостью - водой. Участки льда S3 и S14 моделируют соответственно взаимодействие подводной части судна с нижней поверхностью льда и неподвижность льда в направлении оси Ox1, т.е. vjs = 0 . Участок м 2 +тI—+62 (6) a \a hУ a нижней поверхности льда, ограниченный областью S15, моделирует взаимодействие клина с водой. Поверхности S6 и S7 расположены параллельно друг другу, причем S7 находится в плоскости симметрии Ox1 Х2, а S6 - на расстоянии b от нее. Поверхность S5 расположена в плоскости Ox1 x3 параллельно свободной кромке льда S8. Свободная кромка льда S8 находится в одной плоскости с поверхностью S9, на которой задаются граничные условия, моделирующие жесткое взаимодействие рассматриваемой области деформирования льда с неподвижным ледяным полем. На поверхностях S10, S11, S12, S13, S15, S16 задаются граничные условия, отражающие взаимодействие внедряющегося в лед клина ледокола. Площадки S10 и S12 характеризуют боковые части клина, причем S10 лежит параллельно плоскости Ox1 Х2 на расстоянии (b + b2) , а S12 находится под углом а к S10. Области S11 и S13, расположены параллельно плоскости Ox1 x3, моделируют площадки острия и основания клина соответственно. a x1 a 1 a2 S16 a1 Судно d * / , / * < S1 V \ i h Лед Клин O ш — — x2 So S3 So S Se S9 15 Рис. 2. Схема нагрузки ледяного покрова: а - в вертикальной плоскости, б - в горизонтальной Граничные условия задачи (рис. 2): ^ =-ро; v1 s4 =-v*tgp; s2 =-(po +yh); = 0, 1=15,16 v1 s = ^ 11=3, 14; a22l л =0; °22l л =- po; v2l & =0; v3l s. = ^ 1=7,8 СТ221513 = 0 ; v21Su =-V ; S10 = 0 ; S12 = v Sin(a) ; (ст12 = с13)|S = 0, i = 1,2,3,4,14,15,16; (ст21 = с23)|S = 0, i = 5,8,11,13; (ст31 =с32)| S = 0, i = 6,7,10,12. Здесь p0 - атмосферное давление; у - удельный вес льда; h - толщина льда; v* - скорость передвижения судна; в - угол между носовым отсеком надводной части судна и льдом, принят равным 15°; а - угол острия клина (рис. 2), принят равным 25°. Для решения поставленной задачи воспользуемся численным методом [4], согласно которому область деформирования разбивается на ортогональные элементы конечных размеров; для каждого элемента записывается в разностном виде система уравнений. Для решения системы уравнений (1) - (5) с учетом граничных условий воспользуемся алгоритмом, описанным в работе [5, 6] и программным комплексом [7]. Достоинствами данного метода является то, что на границе исследования области можно задать как скорости, так и напряжения, возможно провести расчета как в упругом, так и в пластичном теле, практически любую область можно представить в криволинейных ортогональных элементах, и нет привязки к системе координат. Этот метод довольно прост для представления в различных языках программирования. Рассматриваемая система уравнений нелинейна. Перепишем в уравнениях (1) инерционный член I в виде Ч* i5), где vk будет считаться известным, тогда система (1) - (5) будет линейной. Алгоритм решения задачи 1. Исследуемая область деформирования разбивается на элементы ортогональной формы. Рассчитывается матрица длин дуг элементов. 2. Время исследования (деформирования) т разбивается на m временных промежутков. 3. Насчитывается поле температур по каждому элементу. 4. Насчитываются значения модуля сдвига и коэффициент объемного сжатия по каждому элементу. 5. Задаются начальные условия задачи. 6. Задается шаг по времени Дх. 7. Задаются граничные условия задачи. 8. Задается (vi )0 в (7). 9. Насчитывается матрица коэффициентов и свободных членов новой эквивалентной системы в соответствии с последовательностью, описанной в работе [7]. 10. Решается система линейных уравнений методом Гаусса. 11. По каждому элементу (его граням) (ij) насчитываются ciJ-, vi, ^, eij. 12. Уточняются значения vi. Производится сравнение (vi )n и (vi)n-1, n - номер итерации. Если заданная точность соответствия (vi )n и (vi )n-1 удовлетворяется, то следует операция 12, в противном случае осуществляется операция 8. 13. Исследуются элементы, непосредственно контактирующие с деформирующим устройством, на наличие растягивающих напряжений; если такие элементы существуют, то на границе льда и устройства (S - площадка контакта) следует переназначение граничных условий cii |S = 0 ; i, j = 1,2,3 , следует операция 9, иначе 14. 14. Исследуются площадки элементов на наличия напряжений, превышающих предел прочности льда. Если такие элементы присутствуют, то граничные условия перестраиваются ci]- |S = 0, i, j = 1,2,3 , следует операция 9, иначе 15. 15. Осуществляется шаг по времени х = х + Дтг-, если х А © < 1 ( 1 1ЮЛ1ЮЛ. ч. 100 МПа 1 lliill i Li >Л ч. k 1 S J 1 11 1 1 I ! 1 \ ПОДИ) 11-11 КЛИП КЛИН плднод. ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 I 4 J 1 л : : А по/им L_ _ >д. ч III-III КЛИН _1 КЛИП нлдвод ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ® 1 б Рис. 3 (начало). Эпюра напряжений ледяного покрова в момент образования магистральной трещины и трещины с наклонного бока клина: а - схема, б - эпюра напряжений до образования магистральной трещины 20 МПа I-1 tf-^ подвод, ч Б-Б НЛДВОД. Ч L клин клин 1 ^ГГ^ 1 1 подвод, ч. С-С L клин НЛДВОД. ч. 1 клин — t -------------- '1. ст-ст5. = ; ст=:|ст", 8* =8.-1/385.; 8.=0,5(и,,. +u,,), 5. = _ J 10 МПа I-1 г клин Гнлдвод. ч 1 1 11 < t гггггггп в Рис. 3 (окончание). Эпюра напряжений ледяного покрова в момент образования магистральной трещины и трещины с наклонного бока клина: в - эпюра напряжений после образования магистральной трещины Наибольшие из них находятся фронтально от клина и над подводной частью. Нормальные напряжения, перпендикулярные действию устройства, носят растягивающий характер, наибольшие из них расположены у наклонной части клина. Все напряжения с удалением от устройства сглаживаются. Как видно из рис. 3, а, напряжения на порядок превосходят критические, поэтому лед будет трещать и ломаться. Фронтально от клина пройдет основная трещина, ее называют магистральной, она разделит лед на две зоны - внутреннюю и внешнюю. На рис. 4 представлены распределения напряжений в ледяном покрове в момент возникновения магистральной трещины, она выделена белой линией, видно, что концентратор напряжений расположен в вершине трещины. Это свидетельствует о том, что трещина будет расти. От наклонной боковой поверхности клина пойдет трещина, на рис. 4 показано расположение напряжений в этой области, лед здесь разрушится на мелкие фрагменты. После образования магистральной трещины пойдет падение напряжений рис. 3. В ледяном покрове возникнет изгибающий момент, подтверждение этому - смена знака напряжения по толщине льда, расположенного в области над подводной частью судна. Во внутренней зоне ледяного покрова в верхнем слое льда напряжения носят растягивающий характер, а в нижнем слое -сжимающий (эпюра вид I-I и II-II, рис. 3, б) произойдет изгиб льда. В области ледяного покрова, расположенной между надводной и подводной частями устройства, наибольшие напряжения возникнут при параметре устройства а2 равном 4 м. С увеличением параметра а2 снижаются напряжения в данной области, при этом длина магистральной трещины увеличивается с 3 до 4 м. На рис. 4 трещины изображены прямыми белыми линиями. Рис. 4. Распределение напряжений в верхнем слои ледяного покрова, при контакте с ледокольным судном, время контакта 0,3 с, параметр устройства а2, м: а - 4, б - 5, в - 6 Далее рассмотрим более подробно нагрузку на составные части судна. Наибольшая нагрузка придется на клин устройства: острие 0,992, 0,813, 0,689 тс, наклонная боковая площадка (S12) - 2,041, 2,034, 2,024 тс соответственно при а2 равном 4,0, 5,0, и 6,0 м. Нагрузка на подводную часть составит 0,0059, 0,0052, 0,052 тс соответственно при а2 равном 4,0, 5,0, и 6,0 м. Нагрузка на надводною часть увеличится с увеличением расстояния а2 составит 0,0086, 0,0074, 0,0067 тс. Видно, что при увеличении расстояния а2 нагрузка на составные части устройства уменьшается. Вывод: Разрушительное воздействие подводной части на ледяной покров будет наибольшим, если расстояние между подводной и надводной частями составит не более 4 м. При этой конфигурации устройства усиливается разрушительная способность всего устройства.

Ключевые слова

ледяной покров, ледокольное устройство, напряженно-деформированное состояние, численные методы, математическая модель, ice cover, ice-breaking device, the stress-strain state, numerical analysis, mathematical model

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сергеева Анастасия МихайловнаИнститут машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения Российской академии науккандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории математического моделирования технологических процессовserg-nasty@mail.ru
Ткачева Анастасия ВалерьевнаИнститут машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения Российской академии наукаспирантка лаборатории математического моделирование технологических процессов4nansi4@mail.ru
Одиноков Валерий ИвановичИнститут машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения Российской академии наукдоктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки, главный научный сотрудникmail@imim.ru
Всего: 3

Ссылки

Пат. 2276037 РФ МПК В 63 В 35/08. Ледокольное судно / В.И. Одиноков, В. Л. Колмогоров. № 2004114052/11; Заяв. 06.05.2004; Опубл. 10.05.2006, Бюл. № 13.
Богородский В.В., Гаврило В.П. Физические свойства. Современные методы гляциологии. Л.: Гидрометеоиздат, 1980.
Войтковский К.Ф. Основы гляциологии. М.: Наука, 1999.
Одиноков В.И. Численное исследование процесса деформации материалов бескоординатным методом. Владивосток: Дальнаука, 1995.
Сергеева А.М., Марченко О.В. Деформация ледяного покрова под действием атмосферного давления и собственного веса льда // Труды Нижегородского технического университета им. Алексеева. 2010. № 4 (83). С. 157-165.
Одиноков В.И., Сергеева А.М., Захарова Е.А. Построение математической модели для численного анализа процесса разрушения ледяного покрова // Математическое моделирование. 2008. Т. 20. № 12. С. 15-26.
Одиноков В.И., Сергеева А.М., Ткачева А.В. Математическое моделирование процесса разрушения ледяного покрова ледокольной судном: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012614206. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 12 мая
 Численное исследование процесса деформирования ледяного покрова ледокольным судном | Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2013. №  3(23).

Численное исследование процесса деформирования ледяного покрова ледокольным судном | Вестник Томского государственного университета. Математика и механика. 2013. № 3(23).

Полнотекстовая версия