Исполнительский анализ Сонаты для скрипки и фортепиано A-dur Сезара Франка
В статье производится анализ сонаты для скрипки и фортепиано A-dur С. Франка с точки зрения пианиста-исполнителя. Автор определяет место сонаты в творчестве композитора. Подробный анализ средств музыкальной выразительности во всех частях цикла формирует представление о чертах авторского стиля композитора, основанного на сочетании классических и романтических традиций. Исполнительский анализ включает вопросы педализации в фортепианной партии, а также проблемы музыкальной формы и драматургии.
Performing analysis Sonata for violin and piano A-dur Cesar Franc.pdf Сонату, о которой пойдёт речь, С. Франк написал в 1886 году, на тот момент ему было 64 года. Позади большой отрезок жизни: годы учёбы (Льеж - город, в котором родился С. Франк, затем Парижская консерватория, которую он так и не окончил в связи с возникшими материальными трудностями), концертная деятельность в качестве пианиста (в согласии с пожеланиями отца, с которым впоследствии он прервёт всякие отношения), женитьба, разрыв с семьёй, работа в церкви Св. Клотильды, работа преподавателем по классу органа в Парижской консерватории. К этому времени С. Франк является председателем «Национального общества Франции», пропагандирующего национальное искусство. Известно, что соната была посвящена известному бельгийскому скрипачу Эжену Изаи и преподнесена ему в качестве свадебного подарка. Первоначально соната была задумана как виолончельная, но она в спешном порядке была закончена и переделана уже как скрипичная. Надо заметить, что соната хорошо звучит как в виолончельном, так и в скрипичном варианте и даже в флейтовом. Первое исполнение сонаты состоялось в кругу близких знакомых и не имело никакого успеха (видимо, исполнители были плохо готовы). Помимо скрипичной сонаты, С. Франком в жанре камерного ансамбля написаны следующие произведения: 4 фортепианных трио (1841-1842), фортепианный квинтет f-moll (1878-1879) и струнный квартет D-dur (1889). Соната представляет собой 4-частный цикл, три части которого написаны в сонатной форме (I, II и IV). Содержание формы каждой части обусловлено содержанием, замыслом произведения. I часть - Allegretto ben moderato: лирическая, мечтательная. Форма: сонатная с небольшим вступлением и эпизодом вместо разработки. II часть - Allegro: страстная, бурная, музыка борьбы. Форма: сонатное allegro романтического типа со вступлением, разработкой и кодой. III часть - Recitativo-Fantasia: музыка философских размышлений. Форма: двухчастная, речитатив и лирика. IV часть - Allegretto poco mosso: жизнерадостный финал. Форма: сонатная с чертамирондалъности. Темы даны в каноническом изложении. I часть Часть светлая, поэтичная, мечтательная. Тревожное настроение возникает лишь в эпизоде и в коде - как напоминание об этом эпизоде, которое в конце концов рассеивается. Экспозиция настроена на двух темах лирического характера. Первая тема (главная партия) вводит слушателя в мир природы, тишины, тепла, мечтаний. Неспешно, повествовательно в размере 9/8 звучит тема в темпе медленного вальса. Светло, созерцательно, мечтательно, легко, свободно, на одном дыхании, в движении танца звучит тема у скрипки при мягком аккордовом сопровождении у фортепиано (использование нонаккордов, гармоний с задержанием создаёт эффект звучащих воздушных масс, неспешно меняющих освещение, краски, - импрессионистичность фактуры): Вторая тема (побочная партия) появляется совершенно естественно, без цезур в E-dur. Как итог мечтаний - широко, гимнически, эмоционально, в яркой динамике (форте), в ок-тавно-аккордовом изложении на фоне триольного сопровождения гармоний в левой руке: минающей ноктюрны Шопена, на фоне журчащего сопровождения И далее, как итог, происходит слияние двух тем: сопровождения побочной партии и самой темы главной партии - темы мечты - у фортепиано и скрипки: Тема проходит в каноническом варианте в cis-moll. Напряжение усиливается, больше драматизма, больше сосредоточенности, предчувствие надвигающихся тревожных событий слышны в теме, но ненадолго. Возвращается основная тональность A-dur. Начинается реприза: Реприза - возвращение к началу, к основному, к родному, к самому себе, возвращение домой, к истокам. Меняется фактура сопровождения - аккордовая, охватывающая все регистры инструмента, что создаёт ощущение звучащего пространства, и мелодия словно парит над землёй. Ощущение счастья, блаженства. Побочная партия звучит уже в основной тональности A-dur. Второе проведение в fis-moll с пометкой molto dolce - очень трепетно, в фактуре, напо- 5 Allegro I S С ■ tр t В коде краски сгущаются, регистр меняется, настроение тревожности возвращается, но в самом конце в последних двух тактах рассеивается, наступает просветление, всё заканчивается A-dur. II часть Контрастна по отношению к I части темпом, содержанием, эмоциями, фактурой; написана в форме сонатного allegro со вступлением и кодой. Основная тональность d-moll. Небольшое вступление создаёт у слушателя эффект набегающей волны, надвигающейфигурацией по вукам Dg и возрастающей ся бури за счёт равномерного движения I I I динамики: Ровная игра с ощущением последовательности долей в такте придаст исполнению ритмическую устойчивость. Пианисту не следует искусственно создавать никаких эффектов. Словно на гребне волны, появляется главная партия, которая тут же вступает в борьбу со стихией. Собранно, с оттенком суровости в d-moll, в то же время уверенно за счёт ритмической организации темы jJAUl J] ., наступательно, словно завоевывая пространство, с усилием, малыми шажочками (движение по хроматизмам) звучит тема главной партии у фортепиано на фо шестнадцатых, создающих эффект гармонической волны. ГШ не постоянного движения sempre fortee passionate sempre fortee Ж m Пианисту, для того чтобы тема прозвучала, следует утяжелять ту часть руки, в которой она проходит, остальную фактуру оставлять «на весу», «на поверхности». Второе и третье проведение темы звучит у скрипки и фортепиано сначала в унисон, затем в унисон через октаву. Для лучшего достижения ансамбля исполнителям следует придерживаться общего ощущения времени, темпа. Что объединяет исполнителей в такте? Соблюдение долей. В кульминации построения звучит лейттема сонаты (главная партия I части, тема мечты), страстно, в минорной окраске, в аккордовом сопровождении, sempre forte, в конце -poco rit., через цезуру вступает вторая тема - побочная партия, лирическая, более широкого дыхания. Исполнителям удобнее играть такт на два, нежели на четыре. Это придаст более целостное звучание теме. Мелодия у скрипки гибкая, пластичная, проникновенная в высоком регистре на фоне три-ольного сопровождения фортепиано. Мягкие басы в партии фортепиано создают объёмное звучание. Постепенно всё успокаивается и появляется ещё одна тема - заключительная партия: poco piu lento Poco piu lento, сначала светлая, спокойная Des-dur, затем в fis-moll с налётом грусти, успокоения звучит как тема предопределения: восходящее поступенное движение ровными четвертями и чистая октава вниз - повествовательное звучание мелодии скрипки на фоне триольного сопровождения фортепиано. Музыкальный материал разработки основан на трёх темах - главной, заключительной и побочной. Сначала у фортепиано первая (главная партия) приобретает вопросительное звучание -медленный темп - assai lento, тихая динамика - рр, аккордовое изложение, тема дана в ритмическом увеличении - половинными. В конце подхватывается скрипкой как продолжение вопроса. Это построение дважды звучит по следующей схеме: Quasi lento - rail. - фермата. Второе проведение приводит к заключительной партии, которая несёт в себе успокоение - рр, animando, rail., ppp, фермата. Третий раз тема главной партии появляется всё в том же ритмическом увеличении, но в другом характере - меняется динамика - mf, f, ff, темп - Tempo I Allegro, тема приобретает решительный, действенный характер, что подчёркивается декламационными интонациями у скрипки. Все паузы, остановки в звучании важно выдерживать. Они несут смысловую нагрузку. Последнее решительное вступление главной партии в увеличении опять приводит к за -ключительной партии. Forte con passione - сильно, страстно. Следующее проведение главной партии, но уже в прежней фактуре (как в экспозиции) в cis-moll, gis-moll и декламации у скрипки molto fuocoso, sempre ff приводят к новому разделу разработки, полифоническому. Сначала поочерёдно, а затем, словно переплетаясь, одновременно звучит побочная партия у скрипки с пометкой dolcissimo espressivo на фоне канонических имитаций главной партии у фортепиано: Кода начинается сразу после заключительной партии, после небольшой цезуры: Г-О-Л-V- • ^- -W- 1-ир-%- Сложное место для исполнителей, особенно для пианиста. Фактура насыщенная, полифоническая, а динамика - mf, p, sempre pp. Совет пианистам - не утяжелять мелкие длительности, вся опора на крупные. Стремиться к предельно ровной игре с ощущением долей в такте. В репризе вновь возвращается бурное, мятежное настроение. Реприза динамическая, немного сокращена. Все партии звучат в основной тональности - d-moll, либо основного тона, одноимённой - D-dur. Так же в кульминации появляется лейттема сонаты (главная партия I части - тема мечты), ff. Начинается сдержанно, пружинно за счёт повторяющихся ритмических интонационных фигур у скрипки ( ял ) и маршеобразно-аккордового синкопированного сопровождения у фортепиано ( jj j ), понемногу сдвигая темп: animato poco a poco, quasi presto poco a poco, di nuovo presto, динамику: pp, sempre cresc., ff, sempre cresc., molto cresc. Введение более мелких длительностей ( I I I I ) словно добавляет движение в звучание фактуры, уплотняет её: По содержанию кода воспринимается как последнее волевое усилие, последняя волна, на гребне которой вновь звучит лейттема сонаты (главная партия I части - тема мечты): Далее поток jm (martelato октавами и аккордами у фортепиано) словно обрушивается волной вниз и поднимается вверх, в итоге утверждая D-dur. Сильно, страстно, смело заканчивается II часть. В ансамблевом плане большая нагрузка ложиться на пианиста. Пианист, как дирижёр в оркестре, руководит процессом, организует движение долей в такте. Так как начало долей приходится на левую руку, левая рука будет ведущая, правая - ведомая. III часть Речитатив - Фантазия В драматургическом плане - это остановка, остановка внешних событий, действия. Происходит погружение во внутренний мир - это философские рассуждения о смысле бытия, о смысле человеческой жизни, о её ценностях. Рассуждения такого рода всегда начинаются с вопроса. Такую функцию несёт на себе первый раздел третей части - Речитатив. Тон звучания, масштаб звучания сразу задаёт фортепиано: Аккордовая фактура, яркая динамика - forte, умеренный темп - Ben moderato, крупные длительности, низкий регистр - всё подчёркивает значимость, глубину и драматизм поставленного вопроса. Интонационно в теме слышна связь с главной партией второй части - темой «борьбы» - то же троекратное восхождение мотива, только в ритмическом увеличении. Первое звено выдержано по тем же нотам, и далее идёт другой вариант. Соло скрипки как реакция на поставленный вопрос: largamente Тема звучит в интересном гармоническом сопровождении: 1-е проведение - g - A9 - e 2-е проведение - e - Fis9 - cis Vn. сначала forte, сильно, мощно, широко - largomento, волевая квартовая интонация вверх, переходящая в нисходящее движение восьмыми (con fantasia), затем в триольное движение восьмыми (molto dim. poco stretto). Накал решимости спадает, переходя в «триольное» волнение, заканчиваясь мольбой, сомнением плюс к этому «звучащая» пауза фермата. Выдержанность пауз очень важна для исполнителей. Это помогает лучше осмыслить повествова-ние. И, как это уже было в сонате, в трудные, решающие моменты вновь, как некий путево -дитель, у фортепиано звучит лейттема сонаты - главная партия I части, тема мечты: Такая игра гармоний помогает создать эффект некой удалённости, придаёт теме эфирное звучание. Утрата, сожаление, потеря слышны в последующем повествовании скрипки и фортепиано - Molto lento: Molto lento j rlrlt i rth Щ ш a щ Щ у Повторно возвращается первая тема речитатива, но уже на доминантовом басу. Так же отвечает скрипка - сначала широко, смело, затем взволнованно и в конце жалобно, нерешительно, сомневаясь: Вот с этой интонации начинается уже совместное лирическое повествование. Скрипичная мелодия сразу приобретает силу, оттенок несломленности, сопротивляемости, благодаря сопровождающему движению по хроматизмам в партии у фортепиано: Тоже убедительно и в то же время с трепетом и волнением за счёт введения более мелких длительностей, а именно J J J J , идёт музыкальное развитие, poco a poco cresc. В итоге как момент просветления на ff, троекратно в аккордовом, а затем в октавном сопровождении у фортепиано poco animato зучит скрипичный ответ recitativa в A-dur, но уже не гаснущий, не переходящий в мольбу, а наоборот, набирающий силу, каждый раз поднимающийся на новую ступень в звучании: A - B - H: Второй раздел III части - Фантазия - строится на двух темах: $ Первая - лирическая, по сути, это колыбельная. Простая ясная мелодия скрипки звучит в мягком трио льном сопровождении фортепиано. Пианисту важно интонировать триоли изза доли: ' ШТ1.ГП ; dolciss.espress. X П J1 п У > _ J> л пл п л л tranquillo millo к k pj1 pj* pi л sg Вторая тема - драматическая, сильная, тема предопределения или тема судьбы, не терпящая возражений (крупные длительности - j. j. , широкие интервалы - ч8, 66, яркая динамика): В партии фортепиано очень важно показать активную мелодическую линию, выписанную половинными нотами на фоне арпеджированного сопровождения. Октавы следует иг -рать из инструмента, чтобы придать полётности звучанию, объёмности. Эта музыка словно рисует огромный собор эпохи барокко с острыми шпилями, уходящими в небо. И вновь звучит первая тема - колыбельная - dolcissimo. Далее появляется лейттема со -наты - главная партия I части - тема мечты: вторая тема фантазии - тема предопределения: грозно, беспощадно достигая динамического звучания в трёх форте, которое композитор продлевает и спустя два такта ставит в нотах пометку sempre fff и molto rit. Тем самым подчёркивая кульминацию, силу эмоционального напряжения. Постепенно происходит динамический спад, и завершается III часть музыкой сожаления, разочарования - возвращается музыка первого раздела - recitative - Molto lento. IV часть Светлая, праздничная, жизнеутверждающая музыка. Написана IV часть в форме сонатного allegro с чертами рондальности. Экспозиция части строится на трёх темах. Главная партия, или рефрен, представляет собой простую песенную мелодию диатонического склада, достаточно подвижную (композитор рекомендует исполнять её на два), изложенную в канонической форме. Картина сельского праздника, народного гулянья с песнями, танцами, с вождениями хороводов встаёт перед слушателем. Композитор обращает внимание исполнителей на способ извлечения - sempre legato, на характер - dolce cantabile: dolce е cantabile о- Allegro poco mosso Это будет достаточно сложно для пианиста, ведь у него октавно-аккордовая фактура. Здесь поможет исполнителю желание услышать связную игру, то есть, как говорится, следует положиться на слух. Плюс, конечно же, педаль - не глубокая, достаточно лёгкая и чуткая, связующая subito p, dolce e cantabile. Появляется вторая тема экспозиции - тема колыбельной из фантазии III части в мелодическом сопровождении восьмыми у скрипки, придающем трепет звучанию: delicato 8 В Далее происходит чередование тем - вот это и привносит в форму черты рондальности: Вторая тема - заключительная партия Brillante f, sempre cresc. - интонационно похожа на колокольный звон. Изложена так же в каноническом виде у фортепиано и скрипки: И вдруг радостное ликование сменяется появлением лейттемы сонаты (темы мечты из I части) subito piano: Она словно вводит слушателя в новый раздел - разработку, составляющую разитель-ный контраст эмоциональному настрою экспозиции. Разработка строится на теме главной партии, вычленяется два её элемента: 1-й - лирический (b,B,es,Es) sempre pp; 2-й приобретает драматический оттенок, яркую динамику - f, октавное звучание в низком регистре: Усиливает драматизм разработки появление второй темы из Фантазии III части - темы судьбы, или темы предопределения: Дважды она проходит в разработке. На второе проведение её приходится и кульминация раздела, и драматическая кульминация всей сонаты - sempre ff grandioso. sempre ff '-ф- » ф ы с t t :e 9- - -- f -ф- -ф- 9 ы i p f 9 Ы ф 1 1 ф " 990 ы ш 0 sempre А 1 - / - ff 4 4 J k i L Ы ж ф*- -4 ф -I- 4 ж ф -фф i I ф J+ =4 -ф -ф-~w ф -ф- У ф ф В итоге это драматическое напряжение разрешается мажорным проведением первой темы Фантазии III части, колыбельной: Тема преобразилась - sempre ff, сильно, на колокольном сопровождении фортепиано звучит соло скрипки и тут же включается второй элемент главной партии, который приобретает уже героическое звучание: о p m - 4 Г 1 \ * ^ ■ 7 S -Ф- * 7 # 7 J 1 = ~9 7 7 # . -J" * 7 ф * 3 s »-- 3 ? * * • 4 ^ ^ 1 P- P # Постепенно патетика стихает, всё успокаивается в конечном итоге в A-dur. Начинается реприза. В репризе звучат главная и заключительная партии. Заключительной отводится роль коды. Соната заканчивается радостным колокольным звоном, торжеством добра и справедливости. ш > ш £ sempre ff 8п 44: sempreff эй 3E S
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 290
Ключевые слова
Сезар Франк, исполнительский анализ, соната для скрипки и фортепиано, педализация, Cesar Frank, performing analysis, sonata for violin and piano, pedalingАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Костина Ирина Ю. | Томский государственный университет | доцент кафедры инструментального исполнительства ИИК | khor_tsu@sibmail.com |
Ссылки
Рогожина Н.И. С. Франк. М., 1969.
Друскин М.С. История зарубежной музыки. М., 1938.
Роллан Р. Музыканты наших дней / пер. с фр. М., 1938.
Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991.
Французская музыка второй половины XIX века: сборник переводных работ / вступ. ст. и ред. М.С. Друскина. М., 1938.

Исполнительский анализ Сонаты для скрипки и фортепиано A-dur Сезара Франка | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2016. № 2.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 594