Статья посвящена фактологии музыкальной жизни г. Томска на рубеже XIX - первой половине XX веков. Приводится ряд конкретных имён и фактов, почерпнутых из печатных изданий того периода истории города. Музыкальная жизнь г. Томска того времени предстаёт во всем многообразии. Авторы рассматривают события музыкальной жизни «Сибирских Афин» в период становления Томска как первого культурно -образовательного центра России за Уралом.
Music life of Tomsk University from the foundation until the second half of the 20th century.pdf Музыкальная жизнь Томского государственного университета с 1888 по 1917 г. В 1888 г. впервые за Уралом открылся университет, который прекрасно вписался в социокультурную атмосферу города. С открытием Томского университета вполне естественно и за кратчайший срок изменился состав аудитории на публичных музыкальных вечерах и симфонических собраниях. Появилась новая категория любителей музыкальной классики - профессура и студенчество, что послужило стимулом для более тщательного подхода к составлению концертных программ. В год открытия университета деятельность ТО ИРМО значительно оживилась, несмотря на то, что оно существовало уже десять лет. «Каждый из представителей формирующегося в Томске профессорского корпуса -Н.А. Гезехус, С.И. Залесский, Н.М. Малиев, Д.Н. Беликов, а затем и М. Соболев, И. Базанов, Н. Александров, Н. Березнеговский, И. Грамматикати, И. Михайловский, И. Малиновский, В. Сапожников и другие - так или иначе были связаны с Томским отделением ИРМО, что придавало его репутации больший вес. Ибо каждый из названных - личность неординарная и уникальная в своем роде» [16. С. 178]. Первым в этом ряду следует назвать профессора-медика В.М. Флоринского, по-печителя Западно-Сибирского учебного округа, которому Томск во многом обязан статусом университетского города. Василий Маркович и его супруга числились среди действительных членов Томского отделения ИРМО. Несмотря на то что профессор был нечастым гостем на мероприятиях общества, его имя в списке членов общества подняло рейтинг Томского отделения. Еще до открытия университета В.М. Флоринский занимался составлением библиотеки, принимая книги от жертвователей. Одной из первых в книжное собрание университета поступила богатейшая библиотека графов Строгановых - более 20 тысяч томов. Среди них только нот около 140 переплетов, в основном это произведения забытых ныне авторов. Студенты и профессора имели доступ к этим сокровищам и, возможно, даже исполняли какие-то из этих произведений. Нельзя не отметить первого ректора Сибирского университета - Н.А. Гезехуса, не только талантливого физика, но музыкально одаренного человека. В Томск Николай Александрович прибыл из Петербурга, где часто участвовал в концертах, исполняя партию второй скрипки в знаменитом «беляевском» квартете1. Будучи талантливым скрипачом, он организовал в университете музыкальный класс, где давал бесплатные уроки игры на скрипке и виолончели для студентов, покупал им инструменты, поощрял участие в концертах музыкального общества. Для проведения занятий первый ректор выделил комнату в общежитии, а «ТО РМО передало в Дом общежития 4 скрипки, 3 альта и 1 виолончель» [16. С. 176]. Также он стремился создать студенческий оркестр при университете, подобно тем, что существовали в российских столицах, о чем знал не понаслышке. В полной мере понимая значение музыки в жизни молодого поколения, Николай Александрович щедро делился своими знаниями и умениями со студентами. «Несмотря на занятость, Н.А. выступал на концертах, играя в составе струнных ансамблей, пел вместе со студентами и другими профессорами в университетском хоре. И даже уехав из Томска, не терял связь с его музыкальной общественностью. Томичи несколько раз избирали его своим представителем в правлении Русского музыкального общества» [11. С. 23]. Своей деятельностью Н.А. Гезехус положил начало многолетнему и плодотворному сотрудничеству профессоров Томского университета и Томского отделения Русского музыкального общества. К сожалению, проработал он в Томске всего один год, но его вклад в музыкальную жизнь Томского университета и города в целом трудно переоценить. Вместе с профессором Н.М. Малиевым (ученый-анатом) Н.А. Гезехус избирался директором Томского отделения Русского музыкального общества. К тому же Н.М. Малиев был участником хора музыкального общества, пел партию тенора, что мы можем видеть в отчете ТО ИРМО за 1888/89 год. В 1893 году профессором П.В. Буржинским, фармакологом, был организован один из первых в Томске оркестр. Осуществилась мечта Николая Александровича Гезехуса. Оркестр достиг такого уровня, что мог давать платные и благотворительные концерты, которые пользовались популярностью у жителей города. Кроме того, студенты пели в университетской церкви, настоятелем которой был профессор богословия Д.Н. Беликов, а также и в приходских храмах города. Но в университете был не только церковный хор. Существовал любительский хор студентов и преподавателей. «В начале 1889 года регент Никольский прослушал голоса студентов Лаврова, Веселькова, Пекура, Ляпустина, Темирова, Миропольского, Васильева, Нечаева, Шубского, Селиванова и нашел их хорошо обработанными, а владельцев их достаточно подготовленными к пению» [6. С. 30]. Это подтверждают и свидетельства очевидцев. «Раз в год, 22 октября, томское студенчество праздновало свой университетский праздник. К нему начинали готовиться заблаговременно. Лучшим номером программы вечера всегда считался хор. В последнем смысле наш университет находился в особенно благоприятных условиях. Основной контингент слушателей составляли семинаристы, и среди них насчитывалось немало первоклассных певцов. Память о Щеглове, Надеинском, Балдовском жива до сих пор, особенной любовью товарищей пользовался первый. Сашу Щеглова знал весь город... Обладатель прекрасного голоса, он был таким же прекрасным товарищем. Ни одна студенческая затея не обходилась без участия «Щегла», или «Птицы», как звали его. Пел он везде и всегда, в любое время» [15. С. 426]. «В начале и в конце выступал студенческий хор и пел «Gaudeamus». Хор большой и великолепный, так как среди томского студенчества было много семинаристов, любителей хорошего пения» [15. С. 332]. Произведения, исполняемые хором, были разнообразны. Мы можем это проследить на примере концерта, который состоялся 7 декабря 1891 года в пользу начальных школ местностей, пострадавших от неурожая. «Хор студентов под управлением студента Полтавцева исполнил украинскую песню "Ой, пущу я козаченька в саду". Певица Н.Г. Террачиано исполнила с хором "Спится мне, младешенькой, дремлется". Затем под управлением студента Васильева хор исполнил "Слава нашим козаченькам" из оперы "Черноморцы" Н. Лысенко» [6. С. 32]. Хор студентов порадовал публику довольно сложной духовной программой на концерте в 1893 году. «"На реках Вавилонских" Бахметьева, "Dies Irae" Моцарта, "Господи Боже Израилев" Бортнянского, "Тебе поем" Чайковского. "Вечери твоея тайные" Львова, "Херувимская", "Господь наш меч" Лютера - хорал с аккомпанементом фисгармонии, "Ave, Maria", "Crucifix" Г. Форэ. Хором дирижировали студенты Петропавловский и Васильев» [6. С. 32]. Позже выпускник университета Папий Леонов стал регентом церковного хора, преподавал в Томском музыкальном училище. На 25-летний юбилей, в 1913 году, университетский хор под управлением П.В. Леонова, впервые за Уралом полностью исполнил знаменитую «Литургию» П.И. Чайковского. Это выступление показывает нам, какого уровня профессионализма достигло исполнительство в университете. Следует отметить еще Станислава Иосифовича (Иософатовича) Залеского (Залесского) - ординарного профессора по кафедре общей химии. Вместе с Н.А. Гезехусом и Н.М. Малиевым он принимал активное участие в музыкальном просвещении студентов и населения Томска. Но не только сам Станислав Залесский участвовал в музыкальной жизни университета и Томска, его супруга Ядвига Феликсовна Залесская сияла на музыкальном небосклоне города. Именно она стала первой в Томске профессиональной исполнительницей классического репертуара. Выпускница Варшавской консерватории по классу фортепиано, она с первых дней прибытия в Томск начала участвовать во всевозможных концертах, а также ездила с гастролями по Сибири. Дебют Ядвиги Феликсовны состоялся 4 ноября 1888 года в театре Е. Королева. Это был благотворительный концерт, и собранные деньги отправлялись на нужды Дома общежития и выдачу пособий недостаточным студентам университета. С момента появления Залесской в Томске ни один концерт не проходил без ее участия. Она исполняла как сольные произведения, так и играла в разнообразных ансамблях, а также некоторое время даже была председателем музыкального общества. Так, она аккомпанировала известной в те времена в Томске К.И. Томашинской2, вокалистам, участвующим в концертах, хору музыкального общества. Для нее здесь открылись безграничные возможности совершенствования своего пианистического мастерства, причем с явной пользой не только для себя, а и для томской публики, все более и более проявляющей интерес к лучшим образцам музыкальной классики. Но Ядвига Залесская не только вела активную концертную деятельность, а также и занималась частной педагогической практикой, устраивала для учеников настоящие публичные концерты. «В 1894 году Залесская покинула Томск, устроив перед отъездом большой концерт с участием двенадцати (!) своих учениц. Концерт прошел с огромным успехом, Залесской были поднесены подарки, и она была даже сфотографирована вместе со своими ученицами» [7. С. 155]. Впоследствии одна из учениц Я.Ф. Залеской, М.П. Богомолова, поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию, а закончив ее, вернулась в Томск и стала преподавать в музыкальных классах ТО ИРМО (1897-1899). Таким образом, хотя Ядвига Феликсовна и не преподавала в музыкальных классах, но внесла свой вклад в их развитие. Нельзя не отметить и еще одну семью, активно участвовавшую в музыкальной жизни Томска. Это чета Александровых. Профессор-фармацевт Н.А. Александров, учившийся в консерваториях Москвы и Берлина, игравший на фортепиано и скрипке, развернул музыкально-просветительскую деятельность. Он и профессор А.П. Поспелов читали лекции по истории и теории музыки в музыкальном сопровождении жены Н.А. Александрова - Анны Яковлевны, выпускницы Московской консерватории. Творческая и педагогическая деятельность Анны Яковлевны и ее супруга были описаны в воспоминаниях их сына Анатолия, который впоследствии стал композитором и автором музыки Гимна Советского Союза, ныне Гимна Российской Федерации. «Моя мать, Анна Яковлевна Левенсон-Александрова была пианисткой, окончившей Московскую консерваторию, ученицей К. Клиндворта. Мама в консерватории была ученицей Чайковского по гармонии. Потом она переписывалась с ним в течение ряда лет. Медлин3 много концертировал с мамой. Между прочим, они давали цикл концертов, где сыграли все скрипичные сонаты Бетховена, которые я таким образом основательно изучил и очень любил. Сыграли они и три сонаты Грига для скрипки и фортепиано. Играли Брамса и многое другое. Мама завела у себя чуть ли не всю существующую в то время скри-пично-фортепианную сонатную литературу. Мама вообще много концертировала, а папа писал в газетах к этим концертам аннотации и статьи о музыке, просвещая мало знакомую с музыкой томскую публику» [1. С. 8, 10, 34]. Известно, что Анна Яковлевна аккомпанировала оперному классу заслуженного артиста Императорской оперы И.В. Матчинского . Также Матчинский и Левенсон выступали на концертах ТО ИРМО, о чем свидетельствуют отчеты общества за 1903/04 и 1904/05 год. К концу XIX века в Томске проходило множество концертов, которые по жанру были вокальными, инструментальными, хоровыми, оперными, симфоническими и смешанными. Причем в программках все чаще среди исполнителей встречались имена профессорских жен: O.M. Коржинская, Н.И. Образцова и др. Принимала участие в концертах и жена отбывавшего в Томске административную ссылку писателя K.M. Станюковича Любовь Николаевна. В 1908 году в Томске было создано первое Сибирское хоровое общество, одним из основателей которого стал Николай Александрович Александров, уже известный нам профессор Томского университета. Председателем правления этого общества был выпускник университета Папий Васильевич Леонов, который являлся одним из дирижеров постоянного хора общества. К тому же при хоровом обществе были открыты постоянные общедоступные курсы хорового пения, слушателями которых зачастую были и студенты университета. Отметим также, что деятельность вышеперечисленных людей во многом повлияла на открытие музыкальных классов4, некоторые даже преподавали в них. Впоследствии это привело к появлению музыкального училища. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Томский университет заметно повлиял на музыкальную жизнь Томска. Музыкальная жизнь университета (1917-1959 гг.) Здесь в первую очередь хотелось бы обратить внимание на создание и деятельность народной консерватории, организации, существовавшей на рубеже эпох, в революционное время. А также отметить изменения, произошедшие в культурной и музыкальной жизни Томска и университета после революции 1917 года. Деятельность хорового общества была настолько удачной, что она привела к созданию Сибирской народной консерватории, о которой неравнодушные к музыке жители Томска мечтали давно. Николай Александрович Александров был активным пропагандистом создания Народной консерватории, ив 1917 году состоялось ее торжественное открытие в университетской библиотеке. Она была призвана давать общее музыкальное образование самым широким слоям населения. Директором консерватории стал Н.А. Александров, а его супруга, Анна Яковлевна, преподавала фортепиано. Интересно, что основными задачами консерватории было ознакомление всех желающих с хоровым пением, здесь заметно влияние социалистических идей. Теперь музыкальное образование мог получить любой желающий, часто бесплатно или за символическую плату. «В первом учебном 1917/18 году в Народной консерватории функционировали: 1) общедоступные хоровые классы, как обязательные для прохождения необходимого стажа элементарной подготовки к поступлению в 2) специальные классы: а) регентские, б) драматические (основа народного театра), в) сольного пения, г) классы рояля, органа, скрипки, альта, виолончели, контрабаса, арфы, духовых инструментов (медных, деревянных) иударных» [16. С. 402]. Консерватория существовала недолго, до 1920 года. Но благодаря ей в Томске смогли заниматься хоровым пением и музыкой вообще более широкие слои населения, что не могло не отразиться на повышении культуры жителей нашего города. Отметим, что с приходом советской власти, по всей стране были закрыты и впоследствии разрушены многие церкви. Таким образом, перестали существовать и церковные хоры. Запрет религии также повлиял и на репертуар хоров, больше не исполнялись духовные произведения, предпочтение было отдано массовой песне. С установлением советской власти появилось такое явление, как студенческая самодеятельность, коллективы и объединения, включающие в себя непрофессионалов из числа студентов и преподавателей с целью поднять общий культурный уровень страны. Известно, что в «конце 20-х годов по инициативе комсомола был организован университетский студенческий клуб, а затем приказом директора А.Л. Щепотьева, уделявшего большое внимание культурному воспитанию студенчества, учрежден университет культуры» [8. С. 199]. В 1930-е годы идейному и нравственному воспитанию студентов в большей степени помогли самодеятельные коллективы - театральная мастерская и хор. Известно, что к 50-м годам в университете существовало множество коллективов, «студенты, равно как и преподаватели и сотрудники университета разного возраста, любили отдыхать коллективом. В каждый праздник - 7 Ноября, Новый год, 23 февраля, 8 Марта, l Мая - устраивались факультетские и общеуниверситетские вечера с обязательной торжественной частью, концертом художественной самодеятельности и танцами под живую музыку приглашенный духовой оркестр или эстрадный оркестр ТГУ» [18. С. 214]. Конечно, художественную самодеятельность нельзя сравнивать с профессиональными коллективами, но в университете, так уж повелось с самого его открытия, коллективы отличались высоким уровнем исполнительского мастерства. Сложилась традиция, кроме основных занятий наукой, обязательно участвовать и в творческой и общественной деятельности. Как воспоминает выпускник университета, физик А.С. Майдановский, «университет славился многими художественными коллективами. Мне, в частности, помнится замечательный Большой хор ТГУ под руководством артиста Томского симфонического оркестра Севастьянова, выступавший в сопровождении эстрадного оркестра, состоявшего из университетских музыкантов-любителей. В университете был отличный ансамбль народного танца, джаз-оркестр, были практически профессиональные чтецы и писавшие им миниатюры поэты-сатирики, солисты-певцы и певицы, скрипачи, пианисты, исполнители на народных инструментах» [18. С. 213]. Известно, что существовал оркестр народных инструментов, которым руководил непрофессиональный музыкант, студент историко-филологического факультета, фронтовик В. Брындин. Оркестр исполнял достаточно сложные произведения, такие как концерты для инструмента с оркестром известных композиторов, писавших для народных инструментов, например, концерт для домры с оркестром Н. Будашкина. Можно с уверенностью сказать, что художественной самодеятельности, как и спорту, уделялось большое внимание. В университете, во всех вузах, школах и на предприятиях проводились ежегодные смотры и олимпиады самодеятельности, и коллективы университета нередко были в числе лучших на городских смотрах. Интересно, что коллективы порой появлялись специально к концерту, находились желающие поучаствовать в празднике и в зависимости от талантов составлялись ансамбли, дуэты, трио, иногда разучивали что-нибудь хором человек в двадцать. Тогда-то и начался путь к коллективам, которые мы видим в университете сейчас. Постепенно, мелкими шажками, набирая обороты. Об этом пути мы можем судить из воспоминаний непосредственных участников событий. Дад Оше, студент-радиофизик, организовал в 1950 году факультетский хор. Исполняли они произведения, которые были популярны среди слушателей: народные песни, в основном русские и украинские, песни советских композиторов, мировую классику. К 1952 году подобрался состав из весьма талантливых ребят, и им пришла идея попробовать исполнить многоголосные хоры. Из чего мы можем сделать вывод, что, скорее всего, до этого они исполняли преимущественно одноголосные произведения. «Первый состав насчитывал всего двенадцать человек. Но и с таким небольшим числом участников удалось подготовить три четырехголосные вещи: "Вечернюю песню" С. Танеева, которую нашли в хрестоматии по сольфеджио, "Я люблю вечерний пир" А. Новикова на слова Пушкина и шуточную чешскую народную песню "Шла девица по лесочку". Это были первые произведения, которые исполнялись без сопровождения, - "а капелла". Тогда и решили назвать группу "капеллой"», - вспоминал А.С. Майдановский [18. С. 214]. Выступление оказалось очень удачным, а главное, таким образом вернулось многоголосное пение без сопровождения в университет. В репертуаре капеллы, кроме уже перечисленных произведений, были «Зимняя дорога» Шебалина на стихи Пушкина, «Ты помнишь, весною» И.Штрауса, «Утес» на стихи Лермонтова, «Венецианская ночь» и «Гимн Москве» Ф.Глинки, «Lacrimosa» из «Реквиема» Моцарта, «Пой, ласточка, пой» в обработке Колосова, «В темном лесе» в обработке Свешникова, старинная студенческая песня «Из страны, страны далекой». А также песни советских композиторов - «Летите, голуби» и «Песня молодежи» Дунаевского, «Песня о Ленине» Холми-нова, «Слава партии» Мурадели и другие. В общей сложности в репертуаре капеллы было более двадцати произведений. Известно, что в составе капеллы, кроме Д. Оше и пианистки Н. Юрченко, не было людей с музыкальным образованием, поэтому капелла прекратила свое существование. Но в 1959 году была создана капелла Томского университета под управлением выпускника Казанской консерватории В. Кузьминова, которая радует нас своими концертными выступлениями и по сей день.
Александров А.Н. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Советский композитор, 1979.
Вавилов С.П. Музыкальная жизнь Томска середины 1910-20-х гг. // Из истории революций в России (первая четверть XX в.): материалы Всероссийского симпозиума. Вып. II / отв. ред. Л.И. Боженко. Томск: Томский государственный университет, 1996.
Вавилов С. П. Пианистка Ядвига Залесская // Поляки в Сибири. Поляки о Сибири: материалы I Международной научной конференции (Томск, 3-5 июня 2012 г.) / отв. ред. T.B. Галкина, Т.А. Гончарова. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2012.
Вавилов С.П. Томск - Москва - Париж: Жизнь и судьба Эдисона Денисова // Сибирская старина: краеведческий альманах. Томск, 2001. № 17.
Вавилов С.П. Ученица Чайковского // Ковчег. Очерки и документы по истории томской культуры: еврейский аспект. Томск: Тоян, 2011.
Вавилов С.П., Еременко Е.П. Хоры старого Томска (конец XVIII - начало XX веков). Томск: Изд-во ТПУ, 2006.
Вавилов С.П., Салаева Л.А. Фортепианное образование в Томске на рубеже XIX-XX века // Культура и искусство сибирского города: традиции и современность: материалы Всероссийской научной конференции, 4-5 октября 2012 г. / ред. Н.А. Еловская, М.В. Холодова. Красноярск, КГАМиТ, 2012.
Воробьева Н.А. Из истории музыкальной культуры Томска // Очерки истории томской культуры. Томск: Рекламный дайджест, 2001.
Воробьева Н.А. Томское отделение Русского музыкального общества. Томск: Водолей, 1993.
Город Томск. Томск: Издание Сибирского товарищества печатного дела в Томске, 1912.
Захаров-Гезехус И.А. Николай Александрович Гезехус. Физик. Первый ректор первого университета Сибири. М., 2007.
Зима Т. Ю. Вклад томской профессуры в развитие музыкальной культуры города в конце XIX - начале XX в.// Вестник Том. гос. ун-та. История. 2013. № 5 (25).
Зима Т.Ю. Ректор Императорского Томского университета Н.А. Гезехус и музыка (Вокруг одного письма) // Вестник Том. гос. ун-та. 2013. № 370.
Зима Т.Ю. Томское отделение Императорского Русского музыкального общества как социокультур-ный феномен Сибири конца XIX - начала XX в. // Вестник Том. гос. ун-та. История. 2014. №2 (28).
Императорский Томский университет в воспоминаниях современников / сост. С.Ф. Фоминых (отв. редактор), С.А. Некрылов, М.В. Грибовский, А.В. Литвинов, С.А. Меркулов, И.А. Дунбинский. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014.
Куперт Т.Ю. Музыкальное прошлое Томска (в письмах к А.Г. Рубинштейну). Томск, 2006.
Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. 2-е изд., испр. и доп. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.
Майдановский А.С. Несколько слов о художественной самодеятельности // Физики о физике и физиках: сб. статей / под. ред. И.Н. Анохиной. Томск: Изд-во НТЛ, 1998.
Очерки истории томской культуры. Томск: Рекламный дайджест, 2001.
Профессора Томского университета: Биографический словарь. Вып. 1. 1888-1917 / отв. ред. С.Ф. Фоминых. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996.
Славься, Университет! Иллюстрированные страницы истории ТГУ/ сост. Н. М. Дмитриенко, ред. Э.И. Черняк. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014.
Томский университет. 1880-1980. Томск: ТГУ, 1980.
Тучин Б.И. Хроника Томского университета. 1-е изд. Новосибирск: Западносибирское книжное издательство, 1980.