Два вирутоза: Леонид Максимов и Павел Виноградов | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 6. DOI: 10.17223/26188929/6/3

Два вирутоза: Леонид Максимов и Павел Виноградов

Большую роль в становлении музыкальной культуры дореволюционного Томска сыграли выпускники Московской консерватории пианисты Леонид Александрович Максимов и Павел Михайлович Виноградов. Деятельность этих музыкантов слабо освещена в литературе. В статье проанализирована работа музыкантов в Томске. Годы директорства Л. Максимова (1897-1899) пришлись на время становления деятельности классов. Пианист П. Виноградов занял пост директора осенью 1913 г. и покинул Томск в 1915 г. Охарактеризована деятельность обоих музыкантов как руководителей музыкального учебного заведения, показаны личные качества музыкантов. Также представлены архивные материалы - программы концертов пианистов. Эти материалы дополняют картину музыкальной жизни Томска на рубеже XIX-XX вв.

Two virtuosos: Leonid Maximov and Pavel Vinogradov.pdf История музыкального Томска хранит факты, события, имена людей, которые создавали образ города как одного из музыкальных центров Западной Сибири. Очагом музыкальной культуры города вот уже на протяжении 125 лет является музыкальное образовательное учреждение «Музыкальный колледж имени Эдисона Денисова», где готовят музыкантов: исполнителей и педагогов. Колледж был основан в 1893 г. как музыкальные классы Томского отделения Императорского русского музыкального общества. За годы существования этого учебного заведения им руководили многие известные деятели музыкальной культуры нашей страны. Большую роль в становлении музыкальной культуры Томска сыграли представители столичных консерваторий. Московская консерватория была представлена тремя именами: это певец Василий Алексеевич Цветков, пианисты Леонид Александрович Максимов и Павел Михайлович Виноградов. Максимов стал вторым в истории директором классов, а Виноградов был шестым по счету директором. Много общего было у этих музыкантов. Оба они закончили Московскую консерваторию с наградами, оба были пианистами-виртуозами. В Томск приехали по приглашению занять пост директора музыкальных классов и оба в городе не задержались. Много оказалось и различий в судьбе этих представителей русской музыкальной культуры. Жизнь Леонида Александровича Максимова оказалась слишком короткой и закончилась в России, а Павлу Михайловичу Виноградову суждено было прожить долго и умереть вдали от родной земли. Деятельность этих музыкантов мало освещена в литературе. Краткие сведения о творчестве Л. Максимова в Томске приведены в работе [1], а жизненный путь П. Виноградова описан в работах [2, 3]. В настоящей работе сделана попытка более подробно осветить деятельность этих славных представителей отечественной музыки в Томске. Детские и юношеские годы пианиста Л. Максимова прошли в стенах Московской консерватории, которую он закончил в 1892 г. с Большой золотой медалью. В круг его общения входили музыканты, ставшие впоследствии выдающимися деятелями российской музыкальной культуры: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, К.Н. Игумнов. Рахманинов и Максимов часто играли совместно в четыре руки, а однажды в концерте сыграли пьесу на двух роялях. Дружба со Скрябиным прекратилась после того, как Максимов опубликовал нелицеприятную рецензию на премьерное исполнение Симфонии № 3 Скрябина. Леонид Максимов стал по счету вторым директором музыкальных классов, заняв этот пост после директорства одного из энтузиастов открытия музыкальных классов в Томске и первого директора Андрея Андреевича Ауэрбаха. Годы руководства Максимова (1897-1899) пришлись на пору становления деятельности классов. К этому моменту классы работали всего четыре года в составе трех отделений: фортепиано, вокального и скрипичного. Преподавательский штат классов был небольшим, педагогическая нагрузка не обременяла директора, и Максимов много времени стал уделять собственным выступлениям. Большой интерес томских любителей музыки вызвали два музыкальных собрания, в которых по инициативе Максимова были исполнены два крупных камерных сочинения. Буквально сразу после приезда пианиста в город в концерте 25 октября 1897 г. было исполнено трио А.С. Аренского. Партию скрипки исполнял молодой томич Яков Медлин, только что вернувшийся из Варшавы, где он получил образование в музыкальном институте. Партия виолончели была поручена преподавателю классов А.А. Ваксману. 31 января 1898 г. этим же составом было исполнено редко исполнявшееся трио П.А. Пабста. Это интересное произведение принадлежит перу учителя Леонида Максимова профессору Московской консерватории Павлу Августовичу Пабсту. Трио было создано как музыкальное приношение на смерть Антона Григорьевича Рубинштейна. Исполнение его привлекло внимание музыкальной общественности Томска, заполнившей зал театра купца Е. Королева. Сохранившиеся программы концертов свидетельствуют, что Максимов любил исполнять камерную ансамблевую музыку. Для своих концертных выступлений Л. Максимов выбирал произведения виртуозного характера, среди которых можно назвать, например, концертный парафраз Ф. Листа на мотивы оперы Дж. Верди «Риголетто», Крейцерову сонату Л. Бетховена. Парафраз Ф. Листа входил в программу обучения Максимова еще в годы обучения в консерватории. Методика развития виртуозных способностей занимала важное место в системе преподавания П.А. Пабста. В ноябре 1897 г. Максимов выступил в концерте (рис. 1), организованном в честь приезда знаменитого виолончелиста Адриана Вербова. В дуэте с преподавательницей классов пианисткой Камиллой Ивановной Томашинской была исполнена на двух роялях «Пляска смерти» К. Сен-Санса. К сожалению, впоследствии личные отношения музыкантов не сложились и Томашинская уволилась из музыкальных классов. В Томске Максимов однажды выступил с игрой на органе (фисгармонии). Однако качество исполнения вызвало негативную оценку томских музыкантов, и он прекратил выступления. ■ИПЕПСВгаПЕ Р|ияв чр внміалмв Кщои ГЛМСКОК ОТДКИШЕ. • _ і • , -I- Въ Суббот»,. 29 tafips 1B9J годе, въ театр-t Е. и. Коралева ТРЕТЬЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОБРАНІЕ, прк Шгвеьмпваиі участі» віолтшета А. 0. Верхам и киъ Гг. лреподгвэтвлвй Хузыйлыппъ Класові -rST'-тт^’ -■ . - Рис. 1. Программа концерта А. Вербова Высокомерность, самонадеянность и заносчивость Леонида Максимова стали главным препятствием в деятельности его на посту директора музыкальных классов Томского отделения. Золотая медаль и звание свободного художника всегда подспудно выступали в качестве главных аргументов в общении с коллегами. Нередко Максимов делал грубые замечания преподавателям. В результате придирок директора ряд преподавателей классов подали заявление об увольнении со службы. Среди них были две прекрасных пианистки В. Бажаева и К. Томашинская. Но вышеозначенных регалий и дипломов у них, увы, не было. Вслед за ними ушли из классов несколько десятков учащихся. Все это привело к проблемам с занятиями, подготовкой к экзаменационным выступлениям. Учебный процесс разваливался, и Максимов в конце апреля 1899 г. принял решение покинуть Томск. Судьба была явно несправедливой к пианисту. Он не сумел задержаться в музыкальном училище Московского филармонического общества, некоторое время подвизался в качестве музыкального критика. «Русская музыкальная газета» в 1902 г. так написала о выступлении Максимова в Москве после его работы в провинции: «Господин Максимов - ценное открытие. Он приехал к нам из провинциальной глуши, очаровал, увлек и скрылся неизвестно куда...» [4]. Да, в те далекие годы Томск был, по мнению столичных критиков, музыкальной глубинкой. В 1904 г. талантливый музыкант в Москве скончался после брюшного тифа. Но музыкальная общественность Томска не стала вспоминать «лихача» Максимова, а отозвалась некрологом в газете «Сибирская жизнь» [5], содержавшим слова искренней благодарности. В своей оценке личности Л.А. Максимова томичи были не одиноки. Известный музыкальный критик Ив. Липаев написал такие строки: «. вечно озабоченный и хлопотливый он разрушал устои, способствующие рутине и водворял живое отношение к музыке» [6]. Благие намерения Максимова в развитии музыкального образования в Томске остались в памяти томичей. Обладатель Большой серебряной медали Московской консерватории, пианист Павел Виноградов обучение музыке начал в Парижской консерватории, а в 1902 г. продолжил его в Московской консерватории, закончив ее в 1911 г. по классу профессора К.Н. Игумнова (своеобразная эстафета от Максимова!). Пост директора Томского музыкального училища Виноградов занял осенью 1913 г. и покинул город в 1915 г. В те годы материальное положение классов, а равно и их преподавателей зависело напрямую от платы за обучение. И неудивительно, что преподаватели набирали себе классы порой с очень большим количеством учащихся. Так, в 1914/15 уч. г. в классе Виноградова занимались 30 учеников по обязательной программе и 20 обучались вне курсовых занятий. Под руководством Виноградова начинал свою музыкальную деятельность Александр Никитич Рожков, стоявший впоследствии у истоков подготовки первых сибирских баянистов. Кроме этого, Виноградов вел у ряда учащихся занятия по инструментовке, энциклопедии музыки (симбиоз современных предметов истории музыки и музыкальной литературы). Вместе с преподавателем виолончелистом В.Т. Приходько (также выпускником Московской консерватории) Павел Михайлович вел класс инструментального ансамбля. Добавим еще, что Виноградов некоторое время выступал как дирижер симфонического оркестра училища. Такая педагогическая нагрузка, казалось, не оставляла времени на сольные выступления. Но, тем не менее, Павел Михайлович находил время для выступлений и в качестве солиста-пианиста. Приведем несколько примеров. В октябре 1914 г. Виноградов играет в концерте пьесу «Полишинель» С. Рахманинова и пьесу Б. Годара «Концертный этюд». В декабре этого же года он играет сонату Ф. Шопена, а в мае 1915 г. следует выступление в концерте (см. рис. 2) памяти скончавшегося в том году композитора А. Н. Скрябина, с которым Виноградов был лично знаком. В самом начале своего директорства Павел Михайлович познакомился со всеми преподавателями, и в беседе с членом редколлегии газеты «Сибирская жизнь» сказал: «В настоящее время музыкальное училище имеет вполне достаточное число преподавателей по теоретическим предметам для того, чтобы поставить дело музыкального образования на должную высоту» [7]. Это была высокая оценка томских преподавателей, среди которых были педагоги, имевшие звание свободного художника: певица и вокальный педагог В. П. Быкова, скрипач А. В. Буздыханов, виолончелист М. П. Элпидов, кларнетист Н. П. Смагин. Далее в интервью Виноградов отметил: «Как преподаватель и как директор училища, я вместе со своими сотрудниками ставлю вполне ясную и определенную цель: учащиеся музыкального училища должны получить общее развитие музыкального вкуса, в то же время приобрести и технические знания, обеспечивающие им возможность пути на сцену». Предполагались изучение курсов инструментовки и энциклопедии музыки, открытие оркестрового класса. Многое Виноградову из задуманного удалось. С успехом проходили симфонические собрания, в которых звучали произведения П.И. Чайковского, А.С. Даргомыжского, Л. Бетховена, В. Моцарта, Я. Сибелиуса, Э. Грига. Охотно посещала томская публика вечера камерной музыки. Большое внимание уделялось организации мемориальных концертов. В память столетия со дня рождения Дж. Верди была представлена «в костюмах при гриме и полной обстановке» опера «Травиата». В конце 1913 г. директор училища уехал в длительную командировку в Москву и Петербург. Главной целью Виноградова была попытка установить личные контакты с Главной дирекцией Императорского русского музыкального общества, которое располагалось в Петербурге. Иипвраіорснов Русское Музыкальнов Общество ТОМСКОЕ ОТД'ШШНІЕ. Залъ Музыкальнаго Училища. Ji Суботу, 9- 0 Хая 1915 го9а, ИМФЕТЬ БЫТЬ КОНЦЕРТЪ ~ ШАШИСТА-ВИРТУОЗА = Павла Виноградова, лосвященньП памяти неожиданно екончавшагося 14 АпрЪля 1IH5 года -f\. 11. СКРЯБИНА - О жизни и творчества Я. н, СкряОина прочтет*, профессора Я. Н. Ялександровъ. Начало въ 1 часъ дня. yWWWd,

Ключевые слова

Томск, пианист, виртуоз, музыкальные классы, концерт, Tomsk, pianist, virtuoso, music classes, concert

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вавилов Станислав Платонович Томский политехнический университет кандидат технических наук, доцентprihkatja@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Вавилов С. Второй директор // Сибирская старина : краеведческий альманах. Томск, 2014. № 28. С. 10-12.
Вавилов С. Пианист Павел Виноградов // Современное музыкальное искусство: традиции и новаторство, методы исследования, перспективы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (22-23 апреля 2011 г.). Томск, 2013. С. 52-57.
Осанаи (Кусиро) М. Архив пианиста Павла Виноградова в Японии // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. М., 2008. Вып. 4. С. 17-33.
Русская музыкальная газета. 1902. № 8.
Русская музыкальная газета. 1904. № 12.
Липаев Ив. На могилу хорошего человека // Русская музыкальная газета. 1904. № 3.
Беседа с директором музыкального училища П.М. Виноградовым // Сибирская жизнь (Томск). 1913. № 218.
Русская музыкальная газета. 1914. № 2.
Айзенштадт С.А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики : автореф. дис.. канд. искусствоведения. Новосибирск, 2015. 49 с.
 Два вирутоза: Леонид Максимов и Павел Виноградов | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 6. DOI:  10.17223/26188929/6/3

Два вирутоза: Леонид Максимов и Павел Виноградов | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2018. № 6. DOI: 10.17223/26188929/6/3