Статья посвящена одной из специфических форм деятельности в практике музыканта-исполнителя - методу эскизного разучивания музыкального произведения. Акцентируется основная задача данного метода - освоение и понимание исполнителем образно-поэтического замысла произведения. Метод постулируется как одна из значимых форм учебной деятельности. Рассматриваемый метод может принести особенно весомые результаты, такие как расширение художественного кругозора, пополнение музыкально-слухового опыта, формирование основ профессионального мышления и др.
Outline learning of the piece of music.pdf Эскизное разучивание произведения - одна из специфических форм деятельности в арсенале музыканта-исполнителя. Овладение материалом не доводится в этом случае до высоких ступеней завершенности; работа приостанавливается несколько ранее. Последним, заключительным рубежом этой работы служит этап, на котором музыкант охватывает в общем и целом образнопоэтический замысел произведения, получает художественнодостоверное, неискаженное представление о нем и как исполнитель оказывается в состоянии убедительно (хоть и не с полной технической отшлифованностью) воплотить этот замысел на инструменте. После того как учащийся извлек нужные для него умения и знания (заранее «запланированные» педагогом), разобрался в тексте, правильно и со смыслом исполняетнотный материал, работа над произведением прекращается, писал Л. А. Баренбойм, определяя эскизное разучивание как особую форму учебной деятельности [1, 2]. Тем самым она может быть охарактеризована как промежуточная между чтением с листа и доскональным освоением произведения. Приверженцами эскизного освоения учебного репертуара издавна выступали многие музыканты-исполнители и педагоги (Ф. Лист, П. Пабст, Г. Нейгауз и др. [3, 5]). Закономерен вопрос: чем же привлекала эскизная форма работы мастеров педагогики? Сокращая сроки работы над произведением, эскизная форма занятий учащегося ведет к существенному увеличению количества прорабатываемого им музыкального материала, того, что познается им в ходе учебной деятельности. В игровую практику вовлекается гораздо больший и разнообразный по составу учебно-педагогический репертуар, нежели это могло бы быть при доскональной отшлифовке произведений. Тем самым, эскизная форма работы над произведением, равно как и чтение с листа, реализует один из центральных принципов развивающего обучения, который требует использования значительного по объему музыкального материала в учебно-педагогической практике. Ограничение лимита времени при эскизной работе означает, по существу, увеличение темпов прохождения музыкального материала. Ускоряется протекание учебно-педагогического процесса; учащийся встает перед необходимостью усвоения определенной информации в сжатые сроки. А это ведет к непрерывному обогащению учащихся все новыми и новыми знаниями, к отказу от топтания на месте, от однообразного повторения ранее пройденного. Тем самым эскизная форма занятий воплощает в жизнь дидактический принцип развивающего обучения в музыке, утверждающего необходимость повышения темпов работы над учебным репертуаром, интенсивного и безостановочного продвижения учащегося вперед. Наряду с чтением с листа эскизная работа способна принести более весомые результаты, когда расширение художественного кругозора, пополнение музыкально-слухового опыта, формирование основ профессионального мышления учащихся выдвигаются в качестве первоочередных педагогических задач. Итак, эскизная форма работы вправе быть широко представленной в учебнопедагогическом обиходе. Ее потенциальные возможности в развивающем обучении принадлежат к особо многообещающим. Между тем в повседневной практике музыкального преподавания эскизная форма разучивания произведений используется недостаточно, прежде всего потому, что в современной музыкальной педагогике преобладает тенденция максимально скрупулезно «отшлифовывать» произведения, наводить на них лоск и глянец «холеного профессионализма». Отнюдь не все педагоги-практики понимают преимущество эскизной проработки произведения. К сожалению, разработанной методики эскизной работы еще нет. Вот несколько рекомендаций по поводу методики эскизной работы. В отношении репертуара - одно решающее требование: быть максимально разнообразным по составу, стилистически богатым и многоплановым. Должен быть представлен значительно более широкий круг композиторских имен и произведений, нежели тот, который используется педагогом при составлении обычных зачетноэкзаменационных программ, ибо только из многих «постижений» многих художественно-поэтических явлений и складывается процесс формирования будущего музыканта. Важно, чтобы произведения, разучиваемые в эскизной форме, нравились учащемуся, будили у него живой и горячий эмоциональный отклик. Что касается трудности произведения, осваиваемого в эскизной форме, то она может превышать в известных пределах реальные исполнительские возможности учащегося. Педагог вправе пойти здесь на определенный риск. Нет необходимости учить наизусть произведение. Достаточно уверенного, добротного проигрывания музыки по нотам. Важно добиваться того, чтобы ученики умели хорошо играть по нотам. Умение играть профессионально по нотам необходимо систематически развивать. В условиях эскизного разучивания существенно уменьшается число встреч педагога с произведениями, эскизно осваиваемыми учащимся. Задачи педагога здесь в том, чтобы наметить конечную художественную цель работы, дать ей общее направление, подсказать ученику наиболее рациональные приемы и способы деятельности. Акцент в занятиях смещается на целостное воплощение звукового образа, на обобщенный исполнительский охват музыкальной формы, на попытки сыграть произведение эмоционально приподнято, в авторских темпах, без страха ошибиться, допустить технический промах. В заключении замечу: при том, что потенциальные ресурсы эскизной формы работы в отношении общемузыкального развития учащихся велики и многообразны, выявлены они могут быть только при условии регулярного и систематического обращения к данной деятельности.
Максимов Виталий Васильевич | Томский государственный университет | заслуженный артист РФ, профессор Института искусств и культуры | prihkatja@mail.ru |
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1973.
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М., 1964.