В статье излагаются основные принципы, следуя которым осуществляется развивающее обучение в работе со студентами-музыкантами. Выявляются четыре основных принципа: увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала, установка на овладение необходимыми исполнительскими умениями и навыками в короткие отрезки времени, использование в ходе урока возможно более широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера, необходимость такой работы с материалом, при которой с максимальной полнотой проявлялись бы самостоятельность, творческая инициатива учащегося-исполнителя.
The principles of the developing training in musical pedagogics.pdf Общемузыкальное развитие учащихся совершается не иначе, как в процессе обучения [1-4]. В музыке, как и всюду, развития вне учения, в принципе, быть не может. Пути решения проблемы общемузыкального развития учащегося следует искать не в обход процесса обучения, не вне его, но, напротив, внутри последнего, в такой его организации, которой были бы обеспечены высокие результаты в развитии. Поскольку установлено, что в любой профессии человек развивается обучаясь, и никак иначе, возникает вопрос: как, каким образом должно быть построено обучение музыкальному исполнительству, чтобы стать максимально перспективным для развития учащегося? Практика показывает: при одной организации дела эффект развивающего действия может значительно возрастать, в иных условиях - столь же заметно снижаться. Принято в таких случаях, когда речь заходит о педагогике в сфере искусств, адресоваться к личности преподающего, ее индивидуальным чертам и особенностям, духовному складу и т.д. Между тем за внешним чаще всего скрывается внутреннее, за персонально характерными приметами облика того или иного педагога - система дидактических принципов, претворяемых в учебной деятельности. Вопрос о музыкально-дидактических принципах, нацеленных на достижение максимального развивающего эффекта в обучении, -центральный в рассматриваемой проблеме. Вот несколько основных принципов, следуя которым можно добиться эффективного развивающего обучения. Важнейший принцип - увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала, расширение репертуарных рамок за счет обращения к возможно большему количеству музыкальных произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений, освоение многого. Этот принцип - основной по своему значению для общемузыкального развития учащегося, обогащения его профессионального сознания, музыкально-интеллектуального опыта. Ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала, отказ от непомерно длительных сроков работы над музыкальными произведениями, установка на овладение необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые отрезки времени - таков второй принцип, обусловленный первым и сосуществующий с ним в неразрывном единстве. Третий принцип непосредственно касается содержания урока в исполнительском классе, а также способов его проведения. Увеличение меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством, т.е. отказ от узкоцеховой трактовки этих занятий; использование в ходе урока возможно более широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера, тем самым общая интеллектуализация его; обогащение сознания играющего на музыкальном инструменте развернутыми системами представлений и понятий, связанными с конкретным материалом, представленным в исполнительском репертуаре, - все это и отражает существо упомянутого принципа. Четвертый принцип требует отхода от пассивных способов деятельности, имеющих широкую практику в ученической среде. Этот принцип подчеркивает необходимость такой работы с материалом, при которой с максимальной полнотой проявлялись бы самостоятельность, творческая инициативы учащегося-исполнителя. Таковы главные принципы, основываясь на которых обучение музыке, конкретно музыкальному исполнительству, может стать действительно развивающим по своему характеру. Воплощение их на практике затрагивает, как можно было видеть, содержание обучения, выдвигает на передний план в учебном процессе определенные виды и формы работы, не оставляет в стороне и способы преподавания.
Максимов Виталий Васильевич | Томский государственный университет | аслуженный артист РФ, профессор Института искусств и культуры | |
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства Л., 1969.
Зак Я.И. Статьи, материалы, воспоминания М., 1980.
Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1961.