В статье излагается сущность тьюторского сопровождения в учебном процессе, даются конкретные рекомендации для педагога-тьютора в обучении студентов-пианистов. Утверждается, что тьютор должен быть настоящим авторитетом для студента, хорошо понимать и чувствовать свойства его психики, пользоваться неограниченным доверием у студента. В тьюторской работе необходима, как нигде, психологическая совместимость тьютора и студента. Кроме того, вопрос выбора репертуара должен решаться с помощью тьютора.
Tutoring in training of a student pianist.pdf Тьютор - с английского «опекун», «наставник». Тьюторское сопровождение - это прогрессивное направление в современной мировой педагогике [2]. Чаще всего на занятиях со студентами идет процесс передачи профессиональных советов, исполнительского опыта педагога учащемуся [1]. Этого, конечно, недостаточно. Необходимо выявлять все положительные качества студента, поощрять их развитие, раскрытие индивидуальности. Это все задачи тьютора. Как правило, студент не видит себя в перспективе: кем он будет, какой род деятельности будет для него основным. Лишь немногие студенты-музыканты обещают быть в дальнейшем солистами. Из пианистов чаще всего могут вырасти неплохие аккомпаниаторы. Тьютор обязан уже на раннем этапе обучения распознать, в каком направлении следует развивать способности и склонности студента. И не только распознать, но и всячески поощрять индивидуальные способности. Так, будущий аккомпаниатор должен иметь возможность чаще выступать в концертах именно в этом качестве. Тьютор-ское сопровождение должно помочь раскрывать свои индивидуальные способности. Это не отменяет, конечно, кропотливой работы над сугубо профессиональными исполнительскими проблемами. № 8 Так как на практике затруднительно каждому студенту иметь своего тьютора, каждый педагог должен четко осознавать, что он же осуществляет и тьюторское сопровождение вместе с собственно педагогическим процессом. Это накладывает на педагога большую ответственность - надо одновременно владеть мастерством игры на инструменте, быть прекрасным, чутким психологом, осознавать ответственность за будущее ученика. Это сложно, но необходимо. Дидактический принцип развивающего обучения успешно реализуется в такой форме работы студента-музыканта, как эскизная работа над музыкальным произведением. В эскизной работе студенту, конечно, нужна помощь тьютора. Тьютор должен рекомендовать список нужных произведений, желательно разностильных, разных авторов, чтобы студент получил максимум ярких впечатлений познавательного характера. Процесс эскизной работы должен носить творческий характер, протекать живо, ярко и увлеченно. Эскизная работа немыслима без навыка чтения музыки «с листа». Здесь задача тьютора обеспечить правильный подход к чтению текста. Практически любой исполнитель перед выходом на сцену испытывает волнение, зачастую разрушительное. Тьютор должен и здесь помочь, внушить студенту, что волноваться надо не за себя, а за композитора. На сцене надо сосредоточиться на процессе игры. Опытный тьютор подскажет ученику приемы аутотренинга (правильное дыхание и расслабленность мышц). Помимо специального предмета у студентов-пианистов есть важный предмет -камерный ансамбль. Тьютор должен помочь подобрать участников ансамбля. Внутри ансамбля необходимо создать доброжелательную атмосферу и благоприятный психологический климат. Непростой вопрос выбора репертуара должен решаться с помощью тьютора. В тьюторской работе, на наш взгляд, необходима психологическая совместимость тьютора и студента. Без этого тьюторская работа будет затруднительной и, может быть, обречена на провал. Тьютор должен быть настоящим авторитетом для студента, хорошо понимать и чувствовать свойства его психики, пользоваться неограниченным доверием у студента. Только при этом условии тьюторское сопровождение будет эффективным.
Максимов Виталий Васильевич | Томский государственный университет | заслуженный артист РФ, профессор Института искусств и культуры | |
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. : Просвещение, 1984.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М. : Интерпракс, 1994.