В статье рассматривается возможность персонального сопровождения обучающегося в образовательной среде, раскрывается, каким образом тьюторское сопровождение помогает сориентировать обучающегося на качественную профессиональную подготовку и сформировать свою индивидуальную образовательную траекторию. В работе уделяется внимание ряду вопросов, связанных с определенными задачами тью-торского сопровождения в трехуровневой системе обучения, таких как сопровождение на разных этапах и уровнях; получение опыта участия в концертной деятельности и профессиональных конкурсах; введение в пространство возможностей в Томском государственном университете.
Tutor's accompany at different stages of music education.pdf Издавна Томский государственный университет считался центром не только науки и образования, но и культуры. Традиции художественного образования в ТГУ были заложены его создателями практически сразу после открытия университета. Первый ректор Николай Александрович Гезехус - физик по профессии - был незаурядным музыкантом. Он создал любительский оркестр в Императорском Томском университете и являлся директором Томского отделения Российского музыкального общества. В университете были открыты классы художеств, в которых обучали будущих музыкантов, художников, актёров и был организован хор студентов и преподавателей. В XX веке, 1990-м г., Томский государственный университет одним из первых классических университетов в России открыл специальность «Дирижирование академическим хором», на базе кафедры советской литературы филологического факультета. Благоприятная обстановка для открытия музыкальных специальностей сложилась в Томском университете благодаря активной деятельности творческих коллективов, особенно Хоровой капеллы университета, которая впоследствии стала творческой лабораторией для студентов и преподавателей музыкального отделения. Основанием для открытия данной специальности послужила нехватка высококвалифицированных специалистов в городе, области в сфере хорового искусства. Для университета это направление стало новым, нестандартным, и позволило выпускникам средних специальных учебных заведений города Томска, а также других регионов продолжить свое образование по специальности и получить диплом государственного образца о высшем музыкальном образовании. Специфика музыкального образования предполагает трехуровневую систему обучения: школа ^ среднее специальное учебное заведение ^ высшее учебное заведение. Эта система уже с первых лет обучения позволяет учащемуся определить вид исполнительского мастерства. Таким образом, формирование компетенций у обучающегося уже с раннего возраста происходит посредством глубокого погружения в специфику музыкальной образовательной программы, при изучении которой он уже ориентирован на выбор будущей профессии - профессии музыканта. В России известны примеры непрерывного музыкального образования. Это 10-летние специализированные музыкальные школы при консерваториях, куда проходят конкурсный отбор одаренные ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с музыкальным искусством (Московская академия музыки им. Гнесиных, Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки и др.). К сожалению, в Томске нет такой специализированной школы, но ряд преподавателей отделения музыкального искусства Томского государственного университета имеют возможность сопровождать учащегося с самого начала получения музыкального образования до его высшей ступени, так как эти преподаватели работают на всех трех уровнях (школа-ссуз-вуз). Так, например, в МАОУ «Лицей № 51» г. Томска в прошлом году была открыта как отдельное структурное подразделение музыкально-хоровая школа «Фантазия». На базе этой школы студенты кафедры хорового дирижирования и вокального искусства имеют возможность проходить практику, в свою очередь хоровые коллективы школы имеют возможность выступать на концертных площадках ТГУ, а преподаватели кафедры, работающие в Лицее, могут сопровождать учащихся, которые делают выбор в пользу высшего музыкального образования в Томском государственном университете. Обучение на всех трех уровнях предполагает использование различных форм и видов работы. К ним относятся как групповые (музыкально-теоретические дисциплины: теория музыки, сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных форм и т.д.; музыкально-исторические дисциплины: слушание музыки, музыкальная литература, история музыки, история исполнительского искусства (по разным профилям), так и индивидуальные формы работы (сольный инструмент, сольное пение, дирижирование). Такая индивидуальная методика позволяет педагогу уже на раннем этапе обучения увидеть среди обучающихся мотивированных, заинтересованных, талантливых, конкурсно-ориентированных исполнителей. И задачей педагога является правильно сориентировать, заинтересовать и направить обучающегося по своей индивидуальной траектории, последним этапом которой является становление и приобретение профессиональных навыков и компетенций при получении высшего музыкального образования. Такое взаимодействие между обучающимся и преподавателем на всех трех уровнях образования можно сравнить с тьюторским сопровождением в образовательном процессе. Тьюторство как одну из форм взаимодействия студента и преподавателя можно фиксировать в образовательном процессе на отделении музыкального искусства Томского государственного университета. На отделении музыкального искусства (кафедра хорового дирижирования и вокального искусства, а также кафедра инструментального исполнительства) студенты распределяются к определенному преподавателю, с которым проходят индивидуальные занятия по специальности (дирижирование, сольное пение, сольный инструмент). Преподаватель сопровождает их в течение всего периода обучения в Томском государственном университете. Такой личностный подход в обучении способствует индивидуализации студента. Преподаватель, учитывая способности, интересы, уровень подготовки и психологические особенности студента, помогает ему в выборе учебной программы, которая состоит из музыкальных произведений различных композиторов, музыкальных жанров разных эпох и стилей русской и зарубежной музыки, а также оказывает поддержку при выборе концертных и конкурсных программ. Студенты отделения музыкального искусства имеют возможность участвовать в профессиональных конкурсах различного уровня, олимпиадах, концертной деятельности, где могут проявить свои практические навыки и умения в полном объеме. Здесь следует отметить особое значение преподавателя, выступающего в роли тьютора, который профессионально и грамотно помогает студенту в выборе того или иного мероприятия для раскрытия компетенций, его творческого потенциала, таланта с гарантированным результатом (Лауреат, Дипломант, Победитель и др.). Это дает студенту возможность сформировать содержательное портфолио и принять участие в конкурсах на соискание повышенных стипендий различного уровня. Высшее музыкальное образование в Томском государственном университете получают не только студенты Российской Федерации, но и иностранные студенты, которые в большей степени нуждаются в тьюторском сопровождении. Так, на протяжении последних десяти лет на отделении музыкального искусства обучаются ребята из Китая, Вьетнама, Греции, с которыми по ряду дисциплин приходится заниматься дополнительно в форме индивидуальных консультаций. В первую очередь это дисциплины музыкально-теоретического цикла. Освоение дисциплин этого цикла по ряду причин влияет на скорость и качество усваиваемого материала. Тьюторская деятельность является сложной и интегрированной, она строится по принципу взаимодополняемости психологической, педагогической и информационной составляющих. В работе с иностранными студентами тьюторская помощь совмещается с другими видами образовательной деятельности, решается ряд социально-адаптационных вопросов: устройство быта в общежитии, а также вопросы, связанные с российским здравоохранением. В этой связи таким студентам необходим наставник, который будет персонально сопровождать и направлять обучаемого в образовательном пространстве, создавать условия для раскрытия внутреннего потенциала и адаптировать к окружающей среде. Таким образом, студент должен быть объективно заинтересован в наличии педагога-тьютора, выступающего в роли сопровождающего и наставника, который может оказать непосредственное влияние на формирование учебной, социальной и других видов компе-тентностей. Реализация принципа индивидуализации, ориентация на качественную профессиональную подготовку, дифференцированное отношение к профильным предметам - значимый процесс для студента-музыканта в формировании своей индивидуальной образовательной траектории в Томском государственном университете.
Ткаченко Ольга Николаевна | Томский государственный университет | доцент кафедры хорового дирижирования и вокального искусства Института искусств и культуры | |
Степанова Екатерина Игоревна | Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры хорового дирижирования и вокального искусства Института искусств и культуры | |