В статье рассматривается понятие образно-эмоциональной платформы, выступающей основой художественного произведения вне зависимости от сферы искусства. В качестве иллюстрации изучается проведённый авторами творческий эксперимент: ряд фотографий и концептуальная последовательность С. Меркулова, стихи и музыкальные фрагменты Е. Приходовской.
Figuratively emotional platform of the work of art.pdf Часто приходится слышать, что композитор пишет музыку «на стихи», поэт посвятил те или иные слова «картине» или «звуковому полотну», художник вдохновляется какими-либо исходными «образами», литературными или музыкальными. Однако, как можно предположить, интересующий нас процесс обладает несколько другой природой. Не одно произведение искусства служит «источником» другого, а оба они строятся на единой образно-эмоциональной платформе. Образно-эмоциональная платформа призвана воплощать эмоциональный посыл, передаваемый адресантом (автором произведения) адресату (воспринимающему сознанию). Этот процесс протекает часто в течение веков, что предполагает смену исторического, а значит - и смыслового контекста. Для сохранности передаваемого эмоционального посыла происходит его «зашифровывание» в художественный текст. В этой связи происходит смена или прирост смыслов. Художественный текст может быть любой природы - как звуковой (аудиальной), так и визуальной, и вербально-понятийной [1]. «Переселяясь» в художественный текст, реально существовавшая эмоция становится эмотивом - сообщением, которое творческое сознание передаёт (возможно, через века) сознанию воспринимающему (подробнее об этих процессах см.: [2, 3, 4]). Таким образом, эмоциональный посыл превращается в такой внутритекстовый феномен, как эмотив. Необходимо сказать о зонной природе эмотива. Зонная природа эмотива понимается в аналогии с понятиями, введёнными в науку Н. Гарбузовым [5, 6]. Зонная природа эмотива обусловлена тем, что «на разных языках» искусства он воплощается различными творческими сознаниями. Авторами проводится следующий творческий эксперимент. В соответствии с исходной смысловой конструкцией («Общая концепция перехода через фазы...: временнЫе преобразования переходов засыпания, сна и пробуждения раскрываются рассветом тайн события, [что воплощает] вечный цикл преобразований эссенции (содержания), информации (формы) и энергии (действия)») создан ряд фотографий, поэтических миниатюр и музыкальных пьес. Проведённым экспериментом авторы стремятся подтвердить изложенные в статье тезисы. Фотография, по убеждению одного из авторов статьи, - своеобразный резонатор состояний. Фотография создаёт оттиск фрагмента реальности, как бы "замораживает" время. Мы склонны воспринимать категорию времени через изменения объектов в пространстве. Но пространство и поток времени, как и одновременное движение всех частиц во Вселенной, наш разум воспринять не способен. В этом смысле фотография, как документ, фиксируя настоящее, переносит информацию в будущее. Таким образом производится вышеназванная «шифровка» наблюдаемой реальности в реальность художественную - посредством этой «шифровки», как уже говорилось, эмоциональный посыл-сообщение передаётся от творящего сознания к воспринимающему даже через века. Согласно современному пониманию нейрофизиологии, при восприятии реальности человеком наше сознание для облегчения вычислительных операций и принятия решений создаёт копию мира в форме образов. Для оперирования (процедуры мышления) образам придаются смыслы, которые кодируются в символах - языке. Поэтому получается, что язык - это наше общее представление о реальности, наши одинаковые образы (оттиски, слепки, копии, смыслы, символы) изменяющегося потока Реальности. Фотография, фиксируя момент Реальности, создаёт статичную картинку фрагмента динамического потока. Также на восприятие влияет кадр, цветопередача, баланс белого, уровень освещённости, настроение того, кто смотрит. Фотограф (адресант) «видит» фотографию через воспоминание этого момента фиксации, а тот, кто видит этот фрагмент (адресат), может «додумать» что-то своё. Стихотворение также фиксирует момент реальности, но иначе: подключается понятийный ряд, неизбежный в вербальном искусстве. Музыкальные миниатюры также фиксируют момент: музыка представляет собой процессуальное искусство, но свойства процесса зависят от жанра: в миниатюре, в отличие, например, от масштабного монументального «полотна», время может представать «застывшими ячейками», локальными моментами. В качестве «иллюстрации» к изложенным тезисам предлагается композиция под общим названием «Грани Состояний Со-бытия». Общая концепция перехода через фазы (фотографии / стихотворения / музыкальные миниатюры для классической гитары): 01_временнЫе 02_преобразования 03_переходов 04_засыпания 05_сна 06_и_пробуждения 07_раскрываются 08_рассветом 09_тайн_со-бытия В основе - вечный цикл преобразований эссенции (содержания), информации (формы) и энергии (действия). 01_временнЫе - домик на фоне вечернего неба. Естественное (природное) и культурное (созданное человеком). Дом - как символ человеческого бытия, небо - как символ вечности, облака - как символ вечного движения. Субъективная сторона фотографии (для фотографа). Это место находится рядом с рекой, поэтому, созерцая, я точно знаю место, помню это состояние, слышу шум реки, умиротворяюсь, поскольку каждая поездка в Горную Шорию в детстве для меня - это праздник покоя, когда никто не лезет в душу, не пытается воспитывать и готовить к взрослой жизни. Если смотреть на фотографию глазами человека, который в этом месте не был, то, скорее всего, представляется деревня средней полосы России, если не в степи, то где-то на равнине, но никак не на склоне горы. Созерцая эту фотографию, я перестаю ощущать время, как нечто уходящее. Ощущаю лёгкость, которую не могу никак назвать. Будто это центр вечности, где всё меняется, но из центра видно всё и поэтому не страшно. Название первой фотографии - «ВременнЫе». Время движется ходом привычным своим, Прессуя минуты в столетия. Жизнь - тонкая грань сил, что есть в бытии: Мимолётности и бессмертия. Облик быстро меняют, спешат облака, А дома неподвижны -к земле приросли... Кто из них - мимолётность? Пройдут века, Облака будут так же плыть, а дома - исчезнут с земли. 02_преобразования - весна, май. Снег почти весь растаял. Вид из микрорайона "Солнечный" на пространство, где сейчас находится микрорайон "Зелёные горки". Эта фотография теперь - история, поскольку это место сейчас неузнаваемо. Вечер, май, луна, тёплые дни и холодные ночи, горит трава (часто поджигают по весне), пение вечерних птиц. Отжившая трава трансформируется через огонь в чистую энергию (выделяя тепло и дым [CO2], газ, который листья поглотят днём и выделят кислород для всего, что им дышит) и переходит в новое состояние. Пепел удобрит землю, и вместе со сгоревшей травой из-под чёрного пепла скоро появится сочная зелень дикого разнотравья. Скоро распустятся листва деревьев. Всё уже почти готово к новому циклу жизни - летнего расцвета. Поэтому вторая фотография называется «Преобразования». Жизнь готовится к грядущим переменам. Снег сошёл, куда-то движутся огни, Высоко, за синим пологом - Вселенная, Что не делит вечность на часы и дни. Ночь предсказывает завтрашнее утро, Перемены всех нас ждут когда-нибудь... Может, завтра суждено уже кому-то В череде огней идти в далёкий путь... Tranquillo л^ л^ д]j] 03_переходов - треугольник слева - это надпись «Академгородок» Томска. Фотоаппарат поставлен на бордюр, и мы видим мир с высоты муравья. Лето. Тёплая ночь. Дорога в Академический городок, дорога к институтам, перекрёсток в пространстве, сумерки, как переход во времени. Не ясно, сейчас дело к рассвету или к ночи. Хотя летом на другой стороне горизонта всегда близится рассвет. Свет искусственный и свет естественный. Дорога - символ Пути. Бордюры - как берега реки, пространство - как берега Времени. Стволы деревьев и столбы осветительных фонарей. Состояние покоя, безмятежности, вечного цикла, состояния в «центре» и на берегу у «фазы». Всё вместе это - состояние множественности Дверей, какую внутри Себя выберешь, в такое пространство состояния и попадёшь. Поэтому третья фотография называется «Переходы». Символическое значение фотографии - Дверь в. другие состояния. Вся жизнь - процесс перехода От колыбели к гранитной плите, От земли до сияющего небосвода, От старта к финальной черте... Переходы повсюду - от краски до краски, От надежды к надежде, от истины к истине. Всё меняется, всё постоянно меняется И не знает финальной пристани. Без итога не сделать вывод, А жизнь не ведает окончания. Длится и длится переходный период -Нет стабильности там, где важнее искания. Andante таЫнчм 04_засыпания - осень за окном, холодный осенний дождь на стекле. Капли стекают по стеклу. Зелёная трава с переходом в отжившую свой цикл жёлтую. Жёлтые листья берёз вдалеке с вкраплениями вечнозелёных елей и сосен. Осеннее серое небо. Разноцветные гаражи. Но это всё там за окном. Поэтому акцент на стекле и каплях. Это фаза между «там» и «здесь». Придя домой, оказавшись в тепле, переодевшись в сухую и тёплую одежду, заварив ароматный чай, цикл засыпания природы и подготовку ко сну человек воспринимает как праздник. Грустно только, если оказаться на улице без крова, еды, друзей одежды и надежды. А так - это праздник красок и ощущения домашнего уюта, тепла и комфорта. Ничего не умирает, а готовится к переходу в новое состояние. Поэтому четвёртая фотография называется - «Засыпание». Засыпают на ветках пожелтевшие листья, Засыпают на стёклах слезинки дождя, Звон летит с колоколен певучий и чистый, Засыпает на крышах, в тишину уходя. Нет конца у аллеи холодной и длинной, Даже если там должен быть свет. Длится, длится процесс засыпания мира -Длится то ли минуту, то ли тысячи лет. 05_сна - Зима. Столбы, припорошенные снегом после метели. Тепло, поэтому снег хорошо прилипает к поверхностям и образует снежные «шапки». Железная дорога, железнодорожные столбы, опоры электропередачи. Кустарники и кусты, берёзы и ели. Небо и земля одинаково серого цвета. Зима - чёрно-белое состояние и весь диапазон серого цвета. Максимально полярное состояние. Крайние позиции. Границы баланса Жизни. Природа спит, а мы наблюдаем Инь и Ян. Поэтому пятая фотография называется «Сон». Я птица из давнего-давнего сна, Химера с телеграфного провода, Когда-то начавшаяся весна, А может, дыхание зимнего холода... Мы все в неизвестности ищем свой путь, Который ведёт от загадки к загадке. Любые устои легко пошатнуть: Любые устои шатки... Летают химеры и сотнями глаз Глядят на осеннее бездорожье. Странно, кажется - то ли они на нас, То ли мы на них - очень похожи?.. All libitum 54 О {. Г 59 t . hk * _jlb8 О» 06_и_пробуждения - рассвет в июле в Горной Шории. Утреннее небо, отражённое в реке Кондома. Крыши домов. Забор. Огород. Утренний туман поднимается из лога. Ещё пара секунд - и наступит рассвет! Поэтому шестая фотография называется «Пробуждение» ото сна. Ждут пробуждения волшебные сады. Пусть, наделённые судьбой необычайной, Нам принесут они чудесные плоды -Итог цветенья, что до срока будет тайной... Идёт весна, и ждут волшебные сады Расцвета нового, чтоб стать его частицей. Всё совершится. Срок пройдёт, растают льды -И то, о чём мечтаем - воплотится. ».,J j J j i J J. 07_раскрываются - солнце уже поднялось, но туман ещё не рассеялся. Берега реки (Кондома), разнотравье и цветы, отражение в воде, уют и камерная атмосфера, Тайна. Свет и очертания домов, деревьев запускают воображение и сознание «дорисовывает» новые горизонты, состояние первооткрывателя, ощущение предполё-та и настроение встретить что-то необычное, новое, важное. Соприкоснуться с ещё одной Тайной Со-бытия... Поэтому седьмая фотография называется «Раскрываются». Пробуждаясь ото сна Вечный Цикл делает прыжок вверх. Сверху мы видим Цикл, а сбоку новый виток Спирали Жизни. Шаг Вверх. Навстречу Новому, Неизведанному! Раскрываются бутоны где-то в зелени лесов, Раскрываются врата весенних солнечных небес, Раскрываются все двери, что закрыты на засов, Раскрываются все тайны в недрах сомкнутых завес... Всё молчавшее однажды начинает говорить. Всё сокрытое однажды открывается для всех. Надо просто ждать и верить и мечты свои хранить, И однажды неудачников огромный ждёт успех... Надо верить, что однажды непременно расцветёт Старый пень засохший у развилки трёх дорог, И раскроются бутоны, и взойдёт восход. Может, этому не быть - но ты поверить смог. A hi],ink- mollo 7J 08_рассветом - Вид на «Зелёные горки», которых тогда не было. Это место природы, до человека. Утренний туман. Рассветные облака. Мягкие и пушистые. Природа просыпается и расцветает. Поэтому восьмая фотография называется «Рассветом». Новый виток спирали совершён, началось его раскрытие. Начало Нового Дня. Всегда щебечут птицы на рассвете, Неважно - пасмурный ли, солнечный рассвет. Щебечут птицы и лепечут дети, Поют ветра - на все вопросы есть ответ... Ты жадно слушай этот мир - всем сердцем слушай -К чему зовёт, не умолкая, песнь ветров... Тогда в твою проснувшуюся душу Придёт рассвет, что без границ и берегов... 09_тайн_со-бытия - Пион. Описать цветок - это как описать Бытие... Постигая его, гарантированно получаешь одно - знание о ещё большем незнании. Бытие наполнено тайнами. Соприкасаясь с ними наше бытие перестаёт быть только нашим, как Бытие пополняется нами, что есть Со-бытие. Совместное участие, со-действие, со-работа, со-творчество. Это производное от слова co-working. Со-работа. Работа в команде. Также это и как понимание жизни экосистемы, где каждый элемент гармонично дополняет другой. Как шестерёнки в часовом механизме. Каждая шестерёнка обладает своим бытием, а вместе получается эмерджентность (новое качество системы в сборе, как, например, автомобиль - по деталям - железо, в сборе - новое свойство самостоятельного передвижения). Поэтому девятая фотография называется «Тайны Со-бытия». Состояние Покоя в Движении. Нет в мире единичного, дискретного, отдельного. Всё, что живёт, - огромный, цельный монолит. Любой из нас - одна частица целого -Сам из частиц мельчайших состоит. Вот почему нас всех, рождённых на Земле, Назвать содружеством, как видно, - слишком мало. Вражды ли, дружбы, есть одно - Со-Бытие, В Со-Бытии мы существуем изначально... «Высшее совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику. Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире» [8, с. 45].
Приходовская Е.А. Особенности знаковой системы как критерий классификации видов искусства // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 34. C. 145-148.
Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М. : Гнозис, 2008. 416 с.
Волкова П.С. Эмотивность как средство интерпретации смысла художественного текста (на материале прозы Н.В. Гоголя и музыки Ю. Буцко, А. Холминова, Р. Щедрина) : автореф. дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 1997. 22 с.
Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства ХХ века. Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория, 2005. 392 с.
Меркулов С.А. Профессор Томского университета Василий Васильевич Сапожников (1861-1924) / под ред. С.Ф. Фоминых. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. 128 с.
Документ в парадигме междисциплинарного подхода : материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. проф. О.А. Харусь. Томск : Том. гос. ун-т, 2006. 400 с.
Сапожников В.В. По Алтаю. Дневник путешествия 1895 года. Томск : Паровая типо-лит. П.И. Макушина, 1897. С. I-VIII, 1-127.
Древнекитайская философия : Собрание текстов : в 2 т. / сост. Ян Хин-Шун ; ред. кол. В.Г. Буров, Р.В. Вяткин, М.Л. Титаренко. М. : Мысль, 1972. Т. 1. 363 с. (АН СССР, Ин-т философии, Сер. Философское наследие).