Музыка и дорога: одно лето из жизни органиста | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 8. DOI: 10.17223/26188929/8/13

Музыка и дорога: одно лето из жизни органиста

Music and the road.pdf Прежде чем «дать слово» Марии Николаевне Блажевич, члену редколлегии журнала и всемирно известной органистке, хочется сказать несколько слов «со стороны». Мария - всегда на сцене, а если не на сцене, то в дороге на сцену: мгновенного перемещения человечество ещё не изобрело. Но несмотря на то, что вся в делах, аки пчела, человеком она остаётся глубоким, светлым и интересным... Постоянно то в поезде, то в самолёте, то в автобусе - она успевает продумывать программы, готовиться к концертам, хотя концерты эти, в разных городах России, «один другим погоняет». Тем важнее услышать об этом из первых уст - от органистки, пианистки, конферансье, рассказчика и учёного Марии Блажевич. Итак, слово ей! Мария Блажевич: Мне очень нравится стихотворение Иосифа Бродского на смерть легендарного ленинградского органиста Исайи Браудо, которое я впервые услышала от Веры Таривердиевой: Люди редких профессий редко, но умирают, уравнивая свой труд с прочими. Землю роют люди прочих профессий, и родственники назавтра выглядят, как природа, лишившаяся ихтиозавра. «Сейчас профессия органиста по-прежнему редкая, хотя и не такая редкая, как в то время, когда Бродский написал это. И все же Органисты остаются ихтиозаврами. Но, слава Богу, не вымирающими» - пишет Вера Гориславовна в одном из постов в фейсбуке. На самом деле я не считаю себя органисткой, просто музыкантом. Безумно люблю музыку, и орган стоит в моих музыкальных приоритетах далеко не на первом месте - очень нравится меланхоличный тембр гобоя, очень люблю рояль, играя на нем, я могу почувствовать наиболее свободное выражение своей души, люблю клавесин с его тонкостью, изяществом. № 8 Но так получилось, что основная сфера моей музыкальной деятельности - орган, и моя цель, наверное, - оживить этот инструмент. И дело даже не в том, что это более «машинерный» инструмент, чем другие: пульт органа напоминает пульт космического корабля, другой музыкант просто может музицировать на своем инструменте, для органиста же важно разобраться во всех настройках и кнопках, вовремя переключить их, если, конечно, нет ассистента. Часто в концертной практике приходится сталкиваться и с электроинструментами, с так называемыми (в шутку) «порнофонами», придать звучанию электрооргана теплоту, душевность, искренность - задача не из легких, но и это возможно! Мои самые любимые композиторы - Иоганн Себастьян Бах и Сезар Франк, люблю не только их органную музыку, но и все творчество в целом. А вообще, играю очень много разной музыки -и духовную возвышенную музыку, и джаз, рок, киномузыку. Не считаю, что деление на высокие и низкие жанры правомерно, есть просто хорошая и плохая музыка. Поэтому играю музыку, которую я люблю, которая трогает мою душу. В настоящем эссе хотела бы описать концерты за прошедшие полгода, но, конечно, про все не напишешь, поэтому самое-самое основное. Попытаюсь выделить самые важные, значимые даты. Из Путевых записок Марии 30 мая открылся Летний органный фестиваль в Католическом храме в Тюмени. Это первый крупный фестиваль, который получилось организовать в тюменском костеле. Каждый концерт я неустанно продолжаю хвалить инструмент тюменской католической церкви - исторический орган XIX в. фирмы «Биттнер». Небольшой инструмент (один мануал, 7 регистров) обладает великолепным благородным тембром, прекрасно наполняющим пространство храма. Орган на концертах фестиваля звучал как сольно - с программами выступили органисты из Америки, Германии, Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, так и в сочетаниях с самыми разными инструментами - скрипка, альт, флейта, гобой, дудук, саксофон, шотландская и средневековая волынки, ирландский вистл, кельтская арфа, и голосами - солистами-вокалистами Тюменской и Томской филармоний. Всего с дополнительными концертами прошло 15 мероприятий, и практически всегда это аншлаг и переаншлаг. Насладиться органной музыкой за лето в костел пришли примерно 1 тыс. 800 человек. Были такие слушатели, которые не пропустили ни одного концерта. Наш летний органный фестиваль еще раз доказал, что зря концертные организации закрываются летом, люди тянутся к культуре в любое время года. 12 июня в Тобольске мы открыли уже III фестиваль духовной музыки «Органная музыка в древней столице Сибири». «Музыка и культура помогают каждому обрести надежду и любовь. Музыка объединяет» - обратился к слушателям на открытии фестиваля его организатор, ксёндз костёла отец Дариуш Станьчик. Идея фестиваля в красивом историческом месте - городе Тобольске - у меня зрела около десяти лет и воплотилась в реальность летом 2017 г. благодаря поддержке нынешнего настоятеля о. Дариуша. И вот уже третье лето фестиваль радует жителей и гостей Тобольска. Если первый фестиваль включал 7 концертов, то третий - уже 27! Впервые в этом году костел услышал волынку, кельтскую арфу и гобой! 16 июня - день рождения органа Томской филармонии. Моего любимого органа, по праву лучшего в Сибири, находящегося в прекрасном Органном зале, прежде домовой церкви в усадьбе золотопромышленника Асташева. Интересно, что томский орган родился со мной в один год, может быть, и поэтому он для меня такой родной. Впервые в этот день в филармонии устроили «органный марафон» - пять концертов в один день! Мне «достались» программы «Интерстеллар, или космическая музыка» и «Волшебство великого Гарри - властелина колец». 21-23 июня - посчастливилось участвовать в конференции, посвященной 400-летию трактата «Гармонии мира» Иоганна Кеплера в музее истории религий Петербурга, вдохновиться... и сыграть концерты с программой из барочной музыки в ставших уже родными церквях - Петрикирхе на Невском и Св. Екатерины на Васильевском острове. 26 июня состоялись две программы в Пензенской филармонии: «Органный мир фэнтези: Хогвартс и Властелин Колец» и «Орган и рок». На самом деле, мои так называемые «эстрадные» программы рассыпаны по всему лету - это и музыка из сериала «Игра престолов» - трижды в Москве (совместно с Antonio-orchestra) и в зале Томской филармонии, и «Детектив-шоу: Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро», и «Звездные войны» в Москве. То, за что меня ох как любят ругать другие органисты в соцсетях. Я же очень люблю и жду этих концертов и не пойму тех органистов, которые говорят: «я такую музыку принципиально играть не буду». Хочется задать вопрос: а умеете ли вы импровизировать, а можете ли вы удержать внимание публики в течение 1,5 часов буквально на разработке одной темы? Подобные концерты, вызывающие ажиотаж у публики, но не связанные по сути с нотным текстом, дают неповторимое ощущение свободы, а ведь импровизационность заложена в органе веками. В исполнении рок-музыки, например, задействованы абсолютно другие энергии и способности - не те, которым учили в консерваториях, но которые лично у меня требуют своей реализации. Одно дело, если бы я играла только «популярную» музыку, но мне кажется, что я успеваю многое, и концертов с классическими программами делаю куда больше, чем те самые недовольные органисты, устраивающие виртуальные баттлы в интернете. 11 июля в Органном зале Томской филармонии состоялся один из самых красивых наших концертов за последнее время - «История любви» совместно с Евгением Штейнмиллером (баритон), Юлией (сопрано) и Павлом (фортепиано) Шинкевичами. Татьяна Веснина написала в анонсе этого концерта прекрасные слова: «аргентинский писатель Луи Хорхе Борхес считал, что существует только четыре сюжета мировой литературы: история возвращения, история поиска, история о том, как герои штурмуют и защищают укрепленный город, история самоубийства Бога. Но если бы он составлял классификацию музыкальных историй, то ограничился бы одним сюжетом: история любви». Ведь любая опера и любой балет - о любви. Арии из опер и музыка из кинофильмов станут путеводителем по истории мировой музыкальной литературы. Самые пронзительные фрагменты того концерта - Сюита Исаака Шварца из фильма «Мелодии белой ночи», которые мы дуэтом «орган и фортепиано» исполнили с Павлом Шинкевичем, «Сцена на корабле» из «Хоакина Мурьеты» Рыбникова и финальная «Аллилуйя любви» из «Юноны и Авось». Действительно, это музыка, которая помогает не забывать, «для чего мы на Землю попали». Многие киномузыку и мюзиклы, по сравнению с классикой, считают «второсортными» жанрами, но как может быть второсортным то, что порой вызывает самые сильнейшие эмоции?!... Эту же программу с вокалистами мы с успехом повторили 27 июля в тобольском костеле на органном фестивале. 17 и 18 августа - два абсолютно разных концерта в Санкт-Петербурге - в финской церкви на Б. Конюшенной «Вокруг Вивальди» и католическом церкви Матери Божьей Лурдской на Ковенском переулке «Орган в Голливуде». Вспоминаются слова моего любимого Микаэла Таривердиева: «Если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино». Вивальди, наверное, тоже. Не только Моцарт. 21 августа - интересная поездка в Приморск Ленинградской области (бывший финский городок Койвисто) с красивейшей природой и замечательными душевными людьми. Из газетной заметки: «Мария - не только виртуозный музыкант, но ещё блестящий рассказчик. Все музыкальные произведения она предваряла интересными пояснениями. Например, Вивальди делал в нотах словесные пометки для исполнителей, что помогает лучше передать характер произведения. В концерте "Осень" из цикла "Времена года" стоят пометки: сбор урожая, пьяница, спящий крестьянин, и в завершение вновь весёлая музыка - танец в честь сбора урожая. После такого объяснения слушатели как будто увидели картины, которые композитор написал выразительными музыкальными красками. Перед исполнением 1-й части концерта "Весна" Мария сказала: "Ваш орган маленький, но очень подходящий для этого произведения, потому что в нём много мелких трубочек, которые имитируют пение птиц". И действительно, все услышали весеннее пение птиц. Мария посоветовала тем, кто заинтересовался творчеством и биографией Вивальди, посмотреть фильмы "Вивальди - принц Венеции" и "Вивальди - рыжий священник"». 23 августа - 4 сентября - гастроли по Эстонии: Хаапсалу - первая точка эстонского путешествия. У Чайковского есть цикл пьес об этом городе - «Воспоминание о Гапсале». Хаапсалу - это полуразрушенная Тоомкирик, свежий воздух Балтийского моря, благоухающие розы, скамья Чайковского и, конечно же, лично для меня спонтанное включение в концерт самого известного фрагмента «Песни без слов» из цикла Петра Ильича. Каким-то чудесным образом в мой чемодан попал «Tchaikovsky -album» издательства «Бутц», а там... та самая «Песня без слов». В чем главный плюс «кочевой» жизни музыканта? Можно увидеть столько прекрасных мест, и я всегда стараюсь выбрать пару дней отдыха, чтобы просто отдохнуть и погрузиться в себя. Не всегда получается, но в это лето удалось. Тихая земля, практически необитаемый с современной точки зрения остров Хийумаа. Красоты северных эстонских пейзажей - Балтийское море и богатейшая растительность, но север совсем не чувствуется, в конце августа здесь вполне можно купаться и загорать. 28 августа играла на фестивале в Рапле, посвященном 80-летию органа «Валькер». Как всегда, вокруг меня - добрые и общительные люди, Хилле Поросон, замечательная органистка и организатор фестиваля, приютила меня в Таллине и свозила в центр Арво Пярта, удивительное место, о котором столько раньше слышала, но даже и не предполагала побывать. Легендарный эстонский органист Хуго Лепнурм - знаковое имя для всей «органной братии». Он родился в местечке Куусалу близ Таллина, побывала и там. Благодаря пастору церкви Куусалу -Янусу Ялакасу встретилась с родственниками Лепнурма, увидела домик, где он провел детство, и поиграла концерт на органе в церкви Св. Лаврентия, на котором Лепнурм занимался в течение всей своей жизни. Ну и заодно познакомилась еще с двумя небольшими органчиками фирмы Terkmann - церкви Св. Катарины в Леэзи и церкви Марии в Локсе. Ну а впереди меня ждало грандиозное творение фирмы Terkmann - орган в Церкви Святого Духа (Пюха-вайму) в Таллине! Ну и завершение лета - концерт на самом большом органе в Эстонии фирмы «Валькер» (81 регистр) в Каарли-кирик (Таллин), настоящая симфоническая мощь и грандиозность, как тут не поиграть симфоническую музыку - программу «Чайковский на большом органе».

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Блажевич Мария
Всего: 1

Ссылки

 Музыка и дорога: одно лето из жизни органиста | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 8. DOI: 10.17223/26188929/8/13

Музыка и дорога: одно лето из жизни органиста | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 8. DOI: 10.17223/26188929/8/13