Весёлый часовой | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 8. DOI: 10.17223/26188929/8/15

Весёлый часовой

Funny sentinel.pdf 26 ноября в Большом зале Томской филармонии состоялась постановка оперы Э. Денисова «Иван-солдат». В нашем городе нет оперного театра, зрители не избалованы оперными постановками; здесь их было много - аншлаг. Действующие лица и исполнители: Иван-солдат - Андрей ГЛАДКОВ, баритон, солист Новосибирской филармонии Анна-царевна - Екатерина КЛЕМЕНС, сопрано, солистка Томской филармонии Мамка-нянька - Светлана ЧЕРЕПОВА, меццо-сопрано, солистка Хоровой капеллы ТГУ Царь - Владимир КОВАРСКИЙ, бас, солист Новосибирской филармонии Кабатчица - Олеся ЖУРАВКИНА, меццо-сопрано, солистка Новосибирской филармонии Палач, Первый купец - Вячеслав КЛИМЕНКО, бас-баритон, солист Томской филармонии Епифан, Второй купец - Алексей ПОЛЯКОВ, тенор, артист Север-ского музыкального театра Ефан, Третий купец - Николай ПРИЛУЦКИЙ, баритон (Новосибирск) Народ на площади, голь кабацкая, нищие: артисты Школы-студии народного танца «Русские забавы» Дворца творчества детей и молодежи Томска (руководители - Ольга АЛЕКСЕЕВА, Наталья ГАВРИЛЮК); студенты специальности «Вокальное искусство» Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова. В постановке принимали участие: Губернаторский Камерный хор Кузбасса (художественный руководитель и главный дирижер - Ольга ШАБАЛИНА, хормейстер -Михаил КАЗАНИН) Томский Академический симфонический оркестр (дирижер - художественный руководитель и главный дирижер Михаил ГРАНОВСКИЙ) Режиссер и хореограф - Василий ЛУКЬЯНЕКО (Новосибирск) Помощник режиссера - Василина СЫПЧЕНКО (Томск) Художник - Михаил ЗАИКИН (Новосибирск) Костюмы - Ольга РОМАШОВА (руководитель ООО «Феникс») Иван с народом на пристани Аплодисменты зала... Поклон. Вопрос об образе персонажа был задан одному из солистов спектакля. Екатерина Клеменс, Царевна: Режиссёр оперы В. Лукьяненко выявил большую «капризность» в образе Анны-царевны, а также юмористическую ноту для того, чтобы внести динамику в образ, оживить его. Анна-царевна впервые появляется в 4-й картине оперы в сцене с Мамой-нянькой, которая укладывает царевну спать. Анна-царевна сопротивляется, капризничает. Но нежелание спать и капризы у царевны появляются неспроста: она «засиделась в девках» и очень хочет выйти замуж. Анна-царевна придумала себе мечту, создала в мыслях образ солдата. Для нее простой солдат стал прекрасным, романтическим образом. За него она и хочет выйти замуж. В начале 4-й картины, когда Мама-нянька укладывает царевну спать, поёт ей колыбельную, Царевна вскакивает с кровати и расспрашивает Мамушку о солдатах: «Мамушка, а мамушка, скажи, а солдаты красивые?» «Мамушка, а мамушка, а ты солдат близко видела?» «Мамушка, а мамушка, а что они в мундирах спят?» Мама-нянька отвечает на все ее вопросы и пытается уложить и убаюкать Анну. Мамушка даже начинает ей петь колыбельную про солдата. Царевна засыпает на время, Мама-нянька уходит. После чего Анна-Царевна снова просыпается с мыслями о солдате и начинает петь арию в жанре русской народной, плясовой песни: «Милый улицей не ходит, на сердце тоску наводит, на окошко не глядит, на меня милый сердит...». Пританцовывая с подушкой (находка режиссёра Лукьяненко), царевна продолжает мечтать о солдате. Далее, у царевны происходит истерика: «Замуж хочу я, замуж хочу за солдата, пусть и мошна и сума у него дыровата... Надоело мне в девках сидеть! Из окна на людей глядеть!». И снова повторяется основная тема арии царевны «Милый улицей не ходит», после чего царевна, полностью погрузившись в свою мечту, задаёт вопрос «Солдат, где ты? Приди ко мне...». И тут происходит самое необыкновенное. Мечта царевны начинает сбываться, ведь это все-таки сказка. И из огромных механических часов, в которые спрятался Иван-солдат, доносится возглас «Я здесь!». Поначалу царевна пугается и прячется под одеяло (находка режиссёра Лукьяненко), но потом, расспрашивая солдата о том, кто он такой, она понимает, что сбылась ее мечта. Перед ней настоящий солдат в мундире. Живой. Из мечты в реальность! Она думает, что подаренные ей недавно часы изначально были с солдатом внутри, что солдата подарили ей вместе с часами: «Значит, тебя мне вместе с часами подарили, значит, теперь ты тоже моим будешь...». И следующая ключевая фраза царевны «И что же мы с тобой сейчас делать будем?» ускоряет ход событий. Солдат отвечает: «Целоваться», звучит тема любви солдата и царевны с перекличкой слов «целоваться - целоваться». Царевна стесняется целоваться, ведь она никогда этого не делала, но все же это происходит. Милые русские поцелуи в щечку, ласковые слова солдата, кружение царевны на руках Ивана-солдата. и завершается сцена признанием в любви друг другу с пылким объятием в кровати. Так заканчивается 4-я картина оперы. Получив то, о чем мечтала, царевна меняется, и в 5-й картине уже не капризничает. Она вся в любви и в предвкушении свадьбы. Сила любви растворила все ее капризы, и даже строгий отец-царь, который хотел казнить солдата, меняет свое решение и соглашается на свадьбу. Ведь таков был уговор с царём, что если Иван-солдат добьётся руки царской дочери, то царь не будет его казнить, а выдаст замуж за него царевну. Так оно и случилось. Радостная свадьба в финале оперы с русскими плясками и свадебными играми подтверждает идею всех сказок, в которых любовь и добро побеждает зло.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Barito Glorio
Всего: 1

Ссылки

 Весёлый часовой | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 8. DOI: 10.17223/26188929/8/15

Весёлый часовой | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 8. DOI: 10.17223/26188929/8/15