Утверждается, что педагогу на уроке вокала стоит перенести фокус с устранения ошибок на усовершенствование того, что получается. Такой ракурс рассмотрения проблем обеспечит нацеленность на их решение, на достижение некоторого позитивного результата. Первостепенной задачей педагога, помимо донесения профессиональных навыков, является создание на уроке позитивной атмосферы. Требуется не «смотреть сквозь пальцы» на встречающиеся ошибки, а акцентировать способы достижения позитивного результата.
Psychological environment at the class as a factor of the student's success.pdf Существует множество различных методик преподавания вокала детям. Они обновляются и пополняются новыми сведениями. Но в большинстве этих методик содержатся материалы, касающиеся чисто технической стороны: как поставить дыхание, как развить голос, как научить интонировать и т.д. Все это, конечно, обязательные пункты в постижении искусства пения, но часто упускается психологическая сторона занятий. Существуют книги отдельно о детской психологии, и методические программы постановки голоса, естественно учитывающие этапы развития личности ребенка. Однако редко можно встретить в одной работе и технику преподавания, и психологические факторы, влияющие на учебный процесс. В данной статье речь пойдет о важности позитивного настроя у обучающихся во время занятий по вокалу. Часто бывает так, что вокальные данные у ученика замечательные, но развитие идет медленно и нет ожидаемых успехов. Или наоборот, изначально не перспективный ученик добивается больших результатов, чем его более одаренные сверстники. Безусловно, развитие голоса и музыкальных способностей у обучающихся в классе вокала зависит от первоначальных данных этого обучающегося и от опыта и педагогических навыков преподавателя. Но немаловажную роль играет психологическая обстановка, так называемая атмосфера на занятиях по постановке голоса. Умение педагога увидеть в ученике все его способности, которые можно развивать, и недостатки, над которыми надо поработать, создать комфортную среду на уроке вокала, поддержка обучающихся на всех этапах работы - незаменимые качества, особенно при обучении в детских школах искусств. Начальная школа - самый благоприятный, но и самый ответственный период для закладки фундамента музыкальных навыков и знаний. В этом возрасте у ребенка тонкое восприятие. Он еще не умеет учиться, не имеет (а если и имеет, то небольшой) исполнительского опыта. В этот момент преподавателю важно чутко подойти к введению маленького музыканта в богатый мир искусства. От восприятия обучающимся музыки, процесса обучения, своих способностей будет зависеть его дальнейший выбор будущего направления деятельности. Многие талантливые ученики после окончания музыкальной школы выбирают другие специальности. Зачастую это связано с недостаточным раскрытием их способностей, неудовлетворенностью процессом обучения, недостаточной мотивацией к занятиям музыкой. Задача педагога сделать все возможное, и даже немного больше, чтобы дети, которые пришли в музыкальную школу, получили максимальную пользу от обучения. По мнению автора, основным моментом в обучении является контакт преподавателя и обучающегося. Для ученика очень важен комфорт в общении с преподавателем, а педагог должен стать для него где-то наставником, где-то другом, а где-то психологом. Необходимо подходить индивидуально к каждому ребенку, ведь у каждого свои особенности. У детей с рождения есть невероятная тяга ко всему новому и целеустремленность: пока не получится освоить новый навык, они будут пробовать снова и снова. И родители в этот период эмоционально поощряют ребенка, воодушевляют его улыбками, подбадривают, подталкивают к действиям. Даже уже во взрослом состоянии мы ищем одобрения у окружающих, нас вдохновляют похвалы в адрес нашей деятельности. Почему же в школьный период активное поощрение учеников в основном считается неуместным? Почему чаще всего преподаватели, слушая ученика, отмечают моменты, где он ошибся, а не моменты, с которыми он отлично справился? Как и гармоничному развитию личности, качественному развитию музыкальных способностей помогают позитивный настрой. Нет лучшей мотивации к дальнейшему обучению, чем одобрение педагога, уверенность в своих силах, умение справляться с трудностями и исправлять ошибки, адекватная оценка самого себя. Когда обучающийся чувствует моральную поддержку преподавателя, заинтересованность в своей персоне, у него есть стимул заниматься. А если случаются ошибки, за них не следует порицание, а дается понять, что надо стараться больше. Конечно, всегда исключения есть: дети, которым для усердной работы нужна строгость, мягкое отношение их расслабляет и дает повод к лени. Есть дети, которые в силу характера всегда унылые, или дети, которые учатся только потому, что их заставляют родители. Но и в этих случаях всегда найдется, за что похвалить каждого, и в этих случаях, после исполнения произведения, обучающимся важно знать, что они развиваются, что они просто хорошие дети. Каждому ученику в первую очередь нужно указывать на его достоинства, а потом уже на недочёты. Автор не призывает лояльно относиться к невыполнению заданий или недобросовестной работе, а предлагает доброжелательно относиться к ошибкам обучающихся, их неуверенности и неопытности. Порой стоит перенести фокус с устранения ошибок на усовершенствование того, что получается. Таким образом, обучающийся не будет воспринимать занятия как процесс исправления того, что он все делает не так. Это очень важно для психологического настроя ребенка, чтобы он верил в свои силы. Ведь обучение музыке - сложный, трудоемкий процесс, требующий много усилий и времени. Если ученик будет уверен в том, что у него все получится, он будет стремиться заниматься больше, ему будет интересно преодолевать сложности, постигать новые знания, открывать новые грани своего таланта. Настоящим испытанием для начинающих артистов становятся академические концерты, экзамены, публичные выступления. К этим событиям, учитывая условия школьных программ, обучающийся порой может быть не совсем готовым. Причинами могут служить не до конца выученное произведение, неуверенность в своих способностях, а иногда обычный страх перед выступлением. Задача преподавателя - постараться исключить недоученности программы, но самое главное - вселить в ученика уверенность в себя, и даже если будут ошибки (у кого их не бывает!), давать понять, что это не страшно, более того - это нормально. Иногда даже профессиональные певцы могут где-то допустить оплошность, так как все мы люди, а не машины. Ободренный, позитивно настроенный ученик будет меньше бояться выступления и больше стараться. А после исполнения произведения, хорошего или не очень, ребенка все равно надо обязательно похвалить, ведь он переборол свой страх и продемонстрировал какой-то результат занятий в классе. Положительный опыт выступления послужит мотивом обучающихся к дальнейшей работе, заложит фундамент уверенности в своих способностях. А неудачный опыт замедлит развитие. Поэтому так важно всесторонне подготовить учеников к контрольной точке. Таким образом, считаем необходимым внести следующее предложение: при обсуждении с обучающимся того или иного выступления педагог должен разделить свои замечания на две группы: 1) что получилось, что является залогом успеха, позитивные моменты в работе; 2) что не получилось, над какими элементами произведения надо ещё работать. В любом выступлении присутствуют оба указанных момента, и педагог легко сможет их выделить и сформулировать. Таким образом, можно сделать вывод, что наравне с технической составляющей методик обучения пению, первоочередное место необходимо уделить и среде, в которой обучается ученик. Даже самый талантливый ребенок, если он угнетен, не уверен в себе, будет медленно развиваться, какую бы совершенную педагогическую методику не использовал преподаватель. А в позитивной обстановке на занятиях обучающийся во всём достигнет отличных результатов.
Малиновская Екатерина Евгеньевна | Томский государственный университет | певица, преподаватель вокала в ДШИ № 4 г. Томска, выпускница Института искусств и культуры | |