АНТОН ШАРОЕВ: воспоминания о маэстро Шароеве
ANTON SHAROEV: memories about Maestro Sharoev.pdf 1929-2021 Антон Шароев (7 мая 1929, Баку - 6 октября 2021, Тюмень) - советский и российский дирижёр и скрипач. Основатель и руководитель Киевского камерного оркестра (1963-1969, 1976-1987). Художественный руководитель и главный дирижёр оркестра «Камерата Сибири» (1998-2021). Заслуженный деятель искусств УССР (1986), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2005). Сын пианиста Георгия Шароева и деятеля советского телевидения Валентины Шароевой, брат режиссёра Иоакима Шароева. По утверждению самого Шароева, его отец был внебрачным сыном певца Иоакима Тартакова, а тот, в свою очередь, - внебрачным сыном Антона Рубинштейна. Отец хотел сделать из Антона пианиста, однако в девять лет он самовольно перешёл на скрипку. Окончил Центральную музыкальную школу в Москве, затем Московскую консерваторию, где учился по классу скрипки у А.И. Ямпольского, занимался также дирижированием у Николая Аносова. В 1948-1956 гг. играл вторую скрипку в Квартете имени Чайковского вместе с Юлианом Ситковецким, Рудольфом Баршаем и Яковом Слободкиным. В 1963-1969 гг. и затем вновь в 1976-1987 гг. возглавлял Киевский камерный оркестр. В 1998 г. стал первым руководителем созданного в Тюмени камерного оркестра «Камерата Сибири». Широкий резонанс получили осуществлённые Шароевым концертные исполнения забытой оперы Дмитрия Бортнянского «Алкид» (1984, Киев) и духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос» (2001, Тюмень), партитуру которой ему удалось разыскать в Германии. Скончался 6 октября 2021 года на 93-м году жизни в Тюмени. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище. 6 октября 2021 г . ... Когда дочка была совсем маленькой, она говорила: «У мамы -два принца: папа и Шароев». И сегодня главный принц моей жизни маэстро Шароев умер. Больше 20 лет мы были вместе с Антоном Георгиевичем: сколько музыки сыграли, в стольких странах побывали... Было много всяких трудностей, конечно: может и слез, и обид, но он всегда говорил: «Маша, мы с тобой одной крови. Между нами есть связь, мы чувствуем друг друга в музыке». И, действительно, связь была и есть, мистическая, необыкновенная. Сказать просто, что я любила Маэстро, значит, ничего не сказать. Часто на меня люди ругались: «Что ты говоришь только о Шароеве, давай о ком-нибудь другом». Но я не могла о другом... Антон Георгиевич был слишком уникален. Он продолжал не только дирижировать, но и играть на скрипке в 92 года (!), ещё в апреле был наш последний концерт, играли с ним в том числе и сонату Франка. Он здорово, искрометно шутил и всегда знал, что кому сказать, может быть, иногда и цинично. Он преданно любил музыку. Он любил жизнь. Трудно поверить, что ещё две недели назад мы сидели с ним на 8-часовой оркестровой репетиции в Тюменской филармонии и готовились к концерту в Мариинке. А сейчас я вот плачу и не могу остановиться. В мае Антон Георгиевич почувствовал себя нехорошо, на репетицию вызвали скорую, и он сказал мне: «Маша, ты не плачь! Мы с тобой обязательно ещё сыграем на небесах!». Верю, что сыграем, Маэстро! Верю. 6 апреля 2021 г . «Немножко о печальном...» - сказал Антон Георгиевич, обернулся ко мне и говорит: сыграем «Аве Марию». Получилось так, что «Аве Мария» Шуберта - последнее, что Маэстро сыграл на скрипке в своей жизни. Ровно за полгода до смерти. Последний бис. И последние аплодисменты Маэстро как Великому Скрипачу. А дальше, в мае, было уже два оркестровых концерта, где скрипку в руки он больше не брал. 31 мая 2021 г. Финальная «Аллилуйя» земной жизни Маэстро. «Аллилуйя» Генделя из оратории «Мессия» стала финалом последнего концерта Антона Шароева. Он повторил ее два раза. А потом сказал последние слова публике: «Мы вернулись к Аллилуйе Генделя. Каждый год по несколько раз мы вместе давали "Аллилуйю” для вас. Заглохла Аллилуйя, но она не могла заглохнуть. Это великая музыка всех народов, всех времен, тысячелетий и десятков тысячелетий. Она, как и русская духовная музыка, останется навсегда, будет с “человечеством. Генделевская "Аллилуйя” - на всё, и на всех, счастливо вам!». 7 октября 2021 г . Мне кажется, вот сейчас он снова пошутит: «Что-то я на этой фотографии слишком старым получился». На самом деле, я не знала более молодого человека, чем Антон Шароев. Жизни, силы в нем было до самого конца больше, чем в любом 20-летнем парне. Помню, как в 80 лет он легко сбирался по горам в Ницце, а мы еле-еле за ним успевали. Как прохожие удивлённо оглядывались, когда он легко танцевал, кружился и подпрыгивал, идя по парижским улицам. А ему тогда было больше 80 лет. Как он, наконец в Тюмени, на перекрестке около филармонии -вот только совсем недавно, в мае, - специально ждал, когда загорится красный цвет, и бежал наперерез машинам, играя с жизнью, играя со смертью. Немного архивных фото с интернета, где Вы, Антон Георгиевич, - совсем молодой! Хотя Вы были и остаетесь молодым всегда. 8 октября 2021 г. В конце прошлого сезона Маэстро Шароев сказал: «в следующем [сезоне] на каждом концерте обязательно будет звучать Бах». Столько мы ещё планировали с ним... Завтрашний концерт в Тобольске «Код Баха» я посвящаю Антону Георгиевичу. Да, и теперь, наверное, любой мой Бах будет для него. Спасибо Вам, Маэстро, что вложили в меня столько много бесценного, то, чего нельзя передать никакими словами. Год назад мы ещё играли с Вами здесь, в Тобольском католическом храме. С балкона, где находится орган, вниз ведёт очень крутая лестница, которой больше 100 лет, с нее непросто спуститься даже молодому человеку. Антон Георгиевич тогда сказал: «Я, наверное, уже не смогу быстро спуститься на поклон, вы спускайтесь с Юлей, а я буду кланяться сверху». И произошло чудо - после успешного концерта люди бурно приветствовали его, и вдруг Маэстро невероятно быстро спускается вниз и, счастливый, победно идет к алтарю. Я помню, у меня в этот момент из глаз брызнули слезы: «Как же у него все-таки получилось так ловко и быстро это сделать?», а настоятель храма отец Дариуш тогда встал перед Маэстро на колени и запел: «200 lat»! 14 октября 2020. Рубрика «Учитель музыки» в группе VKontakte «Томская филармония» Я расскажу про человека, который прошел через всю мою сознательную творческую жизнь. Он, как никто другой, повлиял на мое ощущение музыки, на понимание rubato (это свобода течения музыкальной мысли) и восприятие тончайших тембровых красок... Я говорю про Антона Георгиевича Шароева - выдающегося скрипача, создателя Киевского камерного оркестра, создателя и бессменного руководителя Тюменского камерного оркестра «Камерата Сибири». С Антоном Георгиевичем мы познакомились, когда он пришел в Тюменский колледж искусств на прослушивание вокалистов. Я тогда была на третьем курсе, аккомпанировала на этом прослушивании. После чего он пригласил меня сначала в свой оркестр «Каме-рата Сибири», а потом, уже намного позже, в ансамбль старинной музыки «Барокко». Все эти долгие годы нас связывали профессиональные и просто теплые человеческие отношения. Такими людьми, как Антон Георгиевич Шароев, невозможно не восхищаться. И я искренне восхищаюсь: - Его неумной жизненной энергией. Антону Георгиевичу 91 год. Несмотря на почтенный возраст, он по-прежнему в строю. По-прежнему бодр, полон творческих идей и сил. До сих пор активно выступает как скрипач, играет сложнейшие камерные сонаты. Это достойно как минимум книги рекордов Гиннесса! - Его бешеной работоспособностью. Вахтеры разных филармоний все время удивлялись, что я репетирую по восемь часов в день. А для меня это было нормой. Потому что ровно такое же отношение к творческому процессу и к профессии я наблюдала у Антона Георгиевича. - Масштабом его личности. Антон Георгиевич из поколения великих деятелей музыкального искусства - Шостаковича, Рихтера, Ойстраха, Гилельса, Горностаевой... С ними, и со многими другими мастер играл в ансамбле, общался, дружил. Он - хранитель множества уникальных историй, связанных с этими выдающимися людьми. Кстати, умение интересно, сочно, живописно рассказывать истории - еще один талант Антона Георгиевича. - Его отношением к музыке. Мастер всегда говорил своим ученикам и молодым коллегам: «Не бывает одной заданной интерпретации произведения. На каждом новом концерте исполняйте произведение так, как будто исполняете его впервые. Никогда не повторяйтесь». Эти слова я запомнила навсегда. Спонтанность в музыке иногда тоже хороша. В таком случае музыка становится живой, она «дышит». - Наконец, я обожаю его чувство юмора и оптимизм. Наверное, именно эти качества позволили Антону Георгиевичу оставаться таким, каким мы все его знаем, любим, ценим. Благодаря сотрудничеству и общению с замечательным Антоном Георгиевичем, я поняла одну важную вещь: главное в жизни - чувство юмора и позитивный настрой. Люблю Вас, Маэстро!
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 17
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Блажевич Мария | Тюменская филармония |
Ссылки

АНТОН ШАРОЕВ: воспоминания о маэстро Шароеве | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2021. № 12. DOI: 10.17223/26188929/12/3
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 263