Михаил Карпычев | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2021. № 12. DOI: 10.17223/26188929/12/4

Михаил Карпычев

Mikhail Karpychev.pdf Всё - не пройдёт: и останутся книги... Концерты в Рубцовске, чертёж содержанья, Мелодия «Сказки», стихи, фотолики, А главное - память, легенды, преданья. Михаил Карпычев. Песни протеста. - Новосибирск, 2014 Михаил Георгиевич Карпычев родился в 1952 г. в Баку. С 1990 г. работал в Новосибирске в Государственной консерватории имени Глинки. Автор 15 книг, из них 7 -по специальным вопросам музыковедения и игры на фортепиано, 8 -поэтических сборников, в том числе «Курортный романс» (2009), «Один» (2010), «104 страницы про жизнь и смерть» (2016). Михаил Карпычев прошел школу выдающегося педагога Я.И. Мильштейна (Московская консерватория). Исполнительскому почерку Михаила Карпычева присущи романтическая свобода интерпретаций, оригинальность трактовок, звуковое мастерство и техническая безупречность. Как отмечали многие рецензенты, логическая продуманность сочеталась в игре пианиста со страстной непосредственностью. 1952-2021 Доктор искусствоведения (1996); профессор (2001); член диссертационного совета Д 210.011.01 при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Окончил Азербайджанскую государственную консерваторию в 1975 г. В Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки работал с 1990 г. В то время заведовал кафедрой общего фортепиано. Концертирующий пианист, композитор, поэт и прозаик (член Союза писателей России), научный работник, исследователь методики фортепианной игры. Человек потрясающего ума и юмора. С ним было всегда интересно и весело. Сказанное им всегда было точно и неоспоримо. Именно поэтому Михаил Георгиевич пользовался большим уважением и заслуженным авторитетом у студентов и соискателей диссертационного совета при Новосибирской консерватории. Главному редактору альманаха довелось с ним сотрудничать при обеих защитах (кандидатской и докторской). Так получилось, что последний его концерт был 22 марта 2019 г. в органном зале Томской филармонии. Об этом событии была статья в Музыкальном альманахе (выпуск 7). Приводим полностью интервью, данное Михаилом Георгиевичем Карпычевым в филармонии. Михаил КАРПЫЧЕВ: «Настоящий пеДагог - это артист!» Томские зрители очень тепло приняли новосибирского гостя, концерт был необычным: музыкант кажДое произведение преДварял своими стихами - о смысле жизни и о творчестве, о любви и о погоДе, о... И все музыкальные произведения написаны профессором, он выступил и как интересно работающий композитор. Назовём некоторые из прозвучавших на концерте произведений: элегия «Посвящение Мендельсону», «Парижский этюД», «НаважДение (воспоминание о первой любви», «Музыка Для кино о любви», «ПоДражание Зилоти». В пространстве современной музыкальной культуры нашей страны этот удивительный музыкант занимает особое место. Композитор, концертирующий пианист, профессор консерватории, кроме того, автор 16 книг, из них семь - по специальным вопросам музыковеДения и игры на фортепиано и восемь поэтических сборников (в том числе Две поэмы). Маэстро Карпычев ещё и Доктор искусствоведения, член Союза писателей России. И стихи, и фортепианные произведения в исполнении автора впервые прозвучали на томской сцене. После концерта музыкант Дал небольшое интервью нашему изДанию. - Михаил Георгиевич, такое разнообразие способностей... Что из ипостасей: музыка, поэзия, искусствоведение, преподавание - Для Вас главное? - Не заДумывался... КогДа что-то прихоДит в голову - музыка или стихи, происходит то, о чём замечательно сказал Пушкин: И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свобоДно потекут. Всё органически происходит в моём творчестве, а самое главное увлечение - моя замечательная жена. (Улыбается, кивает на супругу.) - И спутница жизни, и Муза? - Да. - Не могу не спросить Вас о стуДентах консерватории - какие они? Порой кажется, что они - очень увлечённые люДи, готовые к служению музыке. Музыкальная школа, музыкальный коллеДж или училище, затем учёба в консерватории - столько лет отДаётся музыке, а перспективы туманные: распределения нет, мест на всех в оркестрах не хватит. Поэтому наиболее реальная перспектива -препоДавать музыку Детям. Хлопотно, не всем нравится, Да и зарплаты преподавателей совсем небольшие... - СтуДенты очень разные: кто-то очень хочет учиться, увлечён, а кто-то прихоДит только за Дипломом. Да-Да, если бы Диплом Давали сразу после поступления, то некоторые сразу бы ушли. Таким стуДентам не нужны ни музыка, ни творчество... Не открою большого секрета, со мной согласятся и преподаватели Других вузов: к сожалению, часть современной молоДёжи - прагматики, прожжённые прагматики, ничего не хотят знать, поэтому и кругозор невелик. Порой невежественные - До анекДотов, не знают самых простых вещей из истории искусств и культуры, а без этих знаний современного специалиста не буДет! Вот сиДят, уткнувшись в свои смартфоны, хотя учатся в третьей по рейтингу консерватории России. Такие стуДенты хоть что-то воспримут за гоДы учёбы -и то хорошо. К счастью, есть и увлечённые стуДенты, с ними интересно работать. Их меньше, чем прагматиков, но они увлечены, они фанатики, а без фанатизма в музыке нельзя... И если любит молоДой человек или Девушка то, чем занимаются, то всё у них получается. А любят потому, что умеют. И к раДости преподавателей, среДи стуДентов не исчезают люДи, которые хотят учиться музыке, а не Диплому. Хочу заметить, что музыкальный бум в нашей стране закончился в 1960-1970 гоДы, много причин, это тема отдельного разговора. ТогДа все мамочки стремились отДать Детей в музыкальные школы, во многих квартирах стояли инструменты фабрик «Красный Октябрь», «Лирика»... Утренники в музыкальных школах становились событием... - СреДи Ваших выпускников много состоявшихся профессионалов? - К счастью, Да. Это и преподаватели, и артисты, хотя разДелить эти сферы сложно, Да и не нужно. В своей книге я написал, что настоящий пеДагог, преподаватель - это артист! И в консерваторской ауДитории, и в школьном классе урок, лекция - это театр оДного актёра. Да, у выпускников по-разному склаДываются суДьбы, и всё же целеустремлённые, увлечённые люДи всегДа нахоДят свой путь в искусстве, не теряются в жизни. - Ваши стуДенты участвуют в конкурсах? - Да. Но с конкурсами ситуация сложная. Их много, и они, к сожалению, теряют Долю своей значимости. Вот в 1928 гоДу Оборин побеДил на конкурсе в Варшаве - это было событие эпохального значения Для всей страны, и Для него самого, конечно же, Для его преподавателей. А сейчас Даже конкурс Чайковского - это не то, что было в 1960-е гоДы, когДа побеДителем стал 18-летний пианист Вэн Клайберн из США. И всё же стуДенты, Другие молоДые музыканты Должны участвовать в конкурсах! - Что Вы посоветуете молоДым люДям, занимающимся музыкой в школе, коллеДже? - Если есть желание и любовь к музыке, то заниматься нужно! ОДнако нужно помнить и то, что жизнь музыканта не буДет простой. И потому есть и такой вариант: окончить музыкальную школу - и пойти учиться на юриста, финансиста, экономиста. Гарантирую: жизнь буДет проще, обеспеченней. А вот не буДет ли ночами сниться музыка - кто знает... Интервью Татьяны Бирюковой Михаил Георгиевич Карпычев и жил, и ушёл из жизни «на посту» - до конца был учёным и сотрудником диссовета Новосибирской консерватории. Он ушёл из жизни во время защиты кандидатской диссертации - на этой защите он присутствовал онлайн. Окружающие и присутствующие на защите не сразу поняли, что произошло. Так, видимо, и надо жить и уходить - ни на секунду не оставляя своё дело, для которого (среди прочего) и пришёл на Землю.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Капри Нота
Всего: 1

Ссылки

 Михаил Карпычев | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2021. № 12. DOI: 10.17223/26188929/12/4

Михаил Карпычев | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2021. № 12. DOI: 10.17223/26188929/12/4