В статье представляется взгляд на процесс пения вокалиста с точки зрения связи этого процесса с закономерностями аэродинамики. Приводятся некоторые понятия из сферы физики - аэродинамики, рассматривается ряд особенностей пения. Данный подход является необычным для традиционно педагогически-гуманитарного подхода большинства авторов. Также очень важно, что процесс пения описан сразу с различных подходов.
Aerodynamic patterns of sound functioning in vocal music.pdf В русле такой современной научной парадигмы, как синергетика, востребованными и актуальными оказываются связи предельно отдалённых друг от друга сфер человеческой деятельности. Образцами таких сфер, к примеру, можно считать аэродинамику и искусствознание. «А э р о д и н а м и к а - это наука об общих законах движения газа (преимущественно воздуха), а также о взаимодействии газа с движущимися в нем телами» [1]. Законы движения воздуха наблюдаем не только в сфере авиации, но и, например, в вокальной музыке. Если для практики самолётостроения закономерности вокальной музыки не имеют значения, то в сфере вокальной музыки, неизбежно связанной с движением воздуха, закономерности аэродинамики могут являться ценными наблюдениями не только в ассоциативно-метафорическом ключе. По-другому, достаточно распространённому определению, «аэродинамика (от др.-греч. апР -воздух и Suvapi^ - сила) - раздел механики сплошных сред, в котором целью исследований является изучение закономерностей движения воздушных потоков и их взаимодействия с препятствиями и движущимися телами». Подобные поиски связаны с пониманием пения как функционирования звуковых волн в пространстве и с вопросами физиологии певца, которые подробно изучаются, например, в нейрохронаксической теории Р. Юссона [5]. Здесь возникает необходимость экстраполяции терминологии из сферы аэродинамики в сферу вокальной музыки (см.: [2]). Основные термины и понятия заимствуются достаточно легко: понятия воздушного потока и воздушного столба даже не требуют специальных определений. Тем не менее, сферы применения терминов не пересекаются, хоть и основаны на одном природном свойстве -свойстве динамики движения воздуха. Движение в воздухе летательного аппарата принципиально тождественно движению в воздухе звуковых волн - процессу, наблюдаемому в вокальной музыке. Принципиально совпадают и два т.н. вектора движения воздуха: 1) вертикальное движение - в аэродинамике воздушный столб, в вокальной музыке - дыхание певца; 2) горизонтальное движение - в аэродинамике воздушный поток, в вокальной музыке - колебания звуковых волн. Проведение подобных аналогий требует специального исследования. Принципиальное отличие видим в нацеленности и результате данных действий: в обоих случаях действия являются сознательными. В первом случае (аэродинамика) предполагаемым результатом является движение в воздухе летательного аппарата - искусственно сконструированной машины; во втором случае (вокальная музыка) предполагаемым результатом является художественное воздействие на воспринимающее сознание посредством искусственно организованного комплекса средств выразительности. В обоих случаях видим осмысленные действия продуцирующего сознания. Итак, функционирование звука в вокальной музыке, хоть и содержит ряд сходств с аэродинамическими процессами, специфично именно нацеленностью на эстетический результат. В целом же, видим общность исходных условий (природа движения воздуха) и самих процессов движения обтекаемых тел - летательных аппаратов и звуковых волн. Фактор движения, необходимый в сфере вокальной музыки -фактор эмоционального воздействия. Именно этот фактор, рассчитанный на воспринимающее сознание, делает аэродинамические процессы, присутствующие в вокальной музыке, функционально иными, нацеленными на эстетическое действие. Принципиально значимой является такая величина, как интенсивность воздушного потока. В нашем контексте, интенсивность воздушного потока идентична по смыслу интенсивности певческого дыхания. Если интенсивность воздушного потока в сфере авиации влияет на параметры высоты летательного аппарата, интенсивность певческого дыхания влияет на эмоциональную сторону вокального высказывания. Например, в арии Риголетто из оперы Дж. Верди «Риголетто» («Cortigiani vil razza dannata») наблюдается последовательная смена таких эмоциональных состояний: 1) гнев, ярость («C'ortigiani...»); 2) мольба («Marullo... Signore...»); 3) «уговаривание» - попытка «примирения» («Miei signori.»). Соответственно, наблюдается последовательная смена типов дыхания: 1) импульсивное, частое, глубокое (сильное) дыхание (отвечающее задаче «разорванности» реплик); 2) неравномерное, более лёгкое и рассчитанное на diminuendo дыхание (нисходящие интонации lamento); 3) неглубокое, но длинное и ровное дыхание («по типу» кантилены bel canto) [4, с. 134]2. Интенсивность певческого дыхания не является величиной ни постоянной, ни постоянно контролируемой. В принципе, имеет смысл говорить не о степени интенсивности певческого звука, а о процессах интенсификации или де-интенсификации звука. В вокальной музыке эти процессы зависят от процессов эмоциональной нагруженности содержания произведения. Можно сказать, что интенсивность певческого дыхания - величина переменная, более того - принципиально динамическая, так как она выступает отражением содержательного эмоционального процесса, который и является в вокальном произведении основным. Например, процесс интенсификации - чаще встречающийся -наблюдаем в арии Демона из оперы Н.Г. Рубинштейна «Демон»3, в балладе Томского из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», в ряде камерно-вокальных произведений. Речь идёт о данных процессах, так как контрастное сопоставление встречается намного реже, чем процесс непрерывного перехода из одного в другое состояние. Итак, основанием для подобного сравнения является сама природа вокального звука: «дыхание близко колебательно-волновому строению вещества» [3, с. 63]. Использование закономерностей из сферы аэродинамики способствует более системному подходу к различным сторонам вокальной музыки. Поэтому, как представляется, подобная синергетическая связь различных сфер человеческой деятельности необходима и востребована.
Клименко Вячеслав Валерьевич | Томская государственная филармония | солист; выпускник Томского государственного университета Института искусств и культуры | |
Ефимов В.В. Основы авиации. Ч. I. Основы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов : учебное пособие. М. : МГТУ ГА, 2003. 64 с.
Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М. : Искусство и наука, 2002. 496 с.
Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства ХХ века. Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория, 2005. 392 с.
Приходовская Е.А. Смысловой и выразительный потенциал монооперы: монография. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. 422 с.
Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. М. : Музыка, 1974. 263 с.