Статья посвящена симфоническому и оперному исполнительству в Томске в XIX в. Авторы рассматривают важный период становления музыкальной культуры в городе Томске, хронологию, состав оркестров, в том числе военных, духовых, танцевальных. На основе анализа сохранившихся документов - программ, афиш, газетных рецензий рассматриваются вопросы репертуара. Кроме того, авторы отмечают важность выступлений гастролеров, а с открытием университета, появляются первые томские музыканты и коллективы.
Symphonic and operatic performance in Tomsk in the XIX century.pdf 1. Хронология, состав оркестров История зарождения и развития оркестрового исполнительства в Томске насчитывает более ста пятидесяти лет. Отдельные ее аспекты освещены в интересных работах [8, 9], в которых рассмотрена в основном деятельность оркестров, в разные годы создававшихся и функционировавших в составе Томского отделения Императорского Русского музыкального общества (ТО ИРМО). Между тем картина музыкальной жизни Томска не была бы полной без деятельности оркестров военной музыки, духовых и танцевальных оркестров, существовавших в увеселительных заведениях города. Немалый вклад был сделан и оркестрами театральными, как томскими, так и оркестрами оперных трупп, которые работали в Томске начиная с 1880-х годов. Предлагаемая работа посвящена деятельности различных оркестров, работавших в Томске в XIX веке. Основное внимание уделено деятельности оркестров, исполнявших симфоническую и оперную музыку. Многие факты, приведенные в работе, освещаются в литературе впервые. Первыми коллективами музыкантов-инструменталистов, появившимися в Томске в XIX веке, были военные оркестры. Оркестры при воинских соединениях в Сибири стали создаваться в первой трети XIX века. Военные музыканты участвовали в светских развлечениях, играя музыку на балах, маскарадах, на праздничных гуляньях в скверах и парках. Среди первых оркестровых музыкантов города выделяется имя Г. Гита, более пятидесяти лет служившего в Сибири в военных оркестрах. Начинал Г. Гит как кларнетист, был в чине унтер-офицера и дослужился до должности капельмейстера музыкантской команды Томского батальона. Этот оркестр просуществовал более 20 лет и был распущен в 1884 году. Томский музыкант Исайя Семенович Маломет сформировал из оставшихся музыкантов новую музыкальную команду для работы в театре, принадлежавшем купцу Е.И. Королеву. Наиболее ранние сведения о симфоническом исполнительстве в Томске относятся к началу 1870-х годов. В архивных документах есть сведения о том, что в середине 1870 года в Томске состоялся концерт, в котором прозвучали музыкальные произведения, исполненные оркестром. Можно предположить, что это был оркестр в составе 15-20 человек из числа музыкантов гарнизонного оркестра и усиленного музыкантами-любителями Томска. Оркестром дирижировал капельмейстер Александр Михайлович Редров. Он же выступил в качестве солиста-скрипача, а также композитора, чьи произведения были исполнены этим оркестром. В 1879 году началась деятельность ТО ИРМО, и руководители его хорошо понимали, что для полнокровной музыкальной жизни в Томске нужен оркестр. Судя по отчетам Томского отделения, в сезон 1886/87 года оркестр насчитывал 20 музыкантов, а в сезон 1888/89 года оркестр состоял уже из 42 человек. В театральном оркестре в эти же годы играли 15-18 человек. Периодичность выступлений первых оркестров была скромной: два-три выступления за сезон, иногда количество симфонических собраний увеличивалось и достигало пяти-шести выступлений за сезон. Такая ситуация объяснялась рядом причин: в первую очередь, в городе было мало квалифицированных музыкантов, владеющих инструментами симфонического оркестра. Да и самих инструментов было маловато. Вторая серьезная причина крылась в отсутствии квалифицированных дирижеров и капельмейстеров. За дирижерский пульт иногда вставали люди, не имевшие не только специального дирижерского образования, но и вообще не учившиеся музыке. Состав оркестра расширялся по мере появления в Томске новых музыкальных сил, которые приглашались на работу из европейской части страны. Немалую роль играла расширяющаяся торговля музыкальной литературой, нотами и музыкальными инструментами, которую вели купеческие дома П.И. Макушина, В.Ф. Шмидта и других торговцев. В конце 1880-х годов симфонический оркестр насчитывал более сорока музыкантов Отчеты Томского отделения Русского музыкального общества сообщают о таком составе оркестра. Струнная группа: б первых скрипок, 6 вторых скрипок, 3 альта, 2 контрабаса. Это довольно крепкая группа смычковых инструментов. Группа деревянных духовых инструментов был представлена флейтой-пикколо, 4 флейтами и 4 кларнетами. Группа медных духовых инструментов включала 4 валторны, 2 трубы, 2 корнета, 3 тромбона и 1 геликон. Ударные инструменты были самой маленькой группой: большой и малый барабаны, треугольник и металлофон. Партию арфы в концертах представлял рояль В оркестре, помимо профессиональных музыкантов (в том числе из военного оркестра), играли и любители. Нередко среди них попадались весьма крепкие и квалифицированные музыканты. Так, партию первой скрипки некоторое время исполнял студент-медик И.М. Левашов, который прекрасно владел инструментом. Впоследствии он стал профессором Томского университета. Партию виолончели исполняли любители А.А. Солодов и А. А. Бархатов, которые обладали незаурядными способностями, позволявшими им исполнять сложные концертные сочинения. 2. Репертуар Анализ сохранившихся программ симфонических концертов, музыкальных вечеров, праздничных концертов в Томске 1880-900-х годов свидетельствует о большом разнообразии произведений, которые могли слушать томичи в те далекие годы. Здесь можно найти крупные произведения для оркестра - симфонии, увертюры к операм, а также произведения камерных форм для струнного оркестра, небольшие оркестровые пьесы. Со сцены звучала музыка отечественных композиторов и зарубежных авторов. ПРОГРАММЫ ВЕЧЕРОВЪ: I вечерь, 13 Октября 1879 года. L Мейрберъ,-- Увертюра язь оп. >Робертъ-дьнволз,г - (оркестръ). Шопеи-ь,- Вальсъ он. 34 н Мазтркд оп. 24-для рояли Роибергъ,- Романст. >Тучи черный i с-ь акоипавихевтохъ роaix □ вюдопчел и. Рейсигерь,- 4- тр1о од. 56-для рояля, скрппкп ы вшлопчедн II. Херубкня,- Увертюра изъ оп эЛадоисва! - (ориестръ), Боленгаупть,- Полонезгъ оп. 55-для рояля. Глинка.- Tpio инт, оп. >Жизвь за Цдря< ( басъ, теаоръ ж сопрано) Беберъ,- Хорь ЕгереЗ иаъ оп. < фрей швцъ) (яужсь хорь). [I вечерь. 20 Октября 1879 года. Мопдргь,- Спифошя >G. то!] < в-ь 4 руки. Берхои Осборяо,-Дуэтъ ■э*ь on. > La fi Не du Hogiiiient« - ;Т скрнси сь роялемъ. Вил ъ боа.- > Моряка • (теперь и сопрано). Ш вечеръ. 28 Октября 1879 года. бодоиръ, - Дуэт-ь для двутъ скрипокъ съ авомпанянунток-ъ рояля. Соколовъ.- Дуэт-ь j Море в сердце t (соcr рано а коптръ-альтъ). Гумиель,- Квинтет t (од et) для рояля, скркиЕи, альта. Bioлончедн и контрабаса Глинка. - Вальсъ в краковяеъ азъ оп. >Жпзнъ за царя! вт> 4 руки. IV вечер-ь. 3 Ноября 1879 года. Епардъ,- Кпкпапелл.-для рояля. Вагинрт..- Apia г Вечерняя зв-Ьзда< изъ оя. Тангевзеръ для альта, сь акох докиментох-ь рояля. Слакяис!С1й,- Илльсь >4удяыя дЪвнс- (теиоръ). Бетзсовенъ,- Tpio on, 1 Л» 3- - для рояля, скрипKIS Я 8шлоЙЧвЛи. Рис. 1. Программа музыкальных вечеров Пальма первенства в концертной афише тех лет среди иностранных композиторов принадлежала Бетховену, Моцарту, Мендельсону. На рис.1 представлена программа музыкальных вечеров, состоявшихся в 1879 году. Обращают на себя внимание две исполненные оркестром увертюры: к опере Д. Мейер-бера «Роберт-дьявол» и к опере Л. Керубини «Лодоиска». Если первая опера неоднократно звучала в Томске целиком, то творчество Л. Керубини стало знакомо горожанам по увертюре к названной опере, редко исполнявшейся в России. В 1884 году прозвучали увертюры к операм «Сорока-воровка» и «Танкред» Россини; «Жизнь за царя» Глинки; «Свадьба Фигаро» Моцарта, а также впервые слушатели смогли прослушать отдельные части из симфонии Моцарта (d-moll). Дирекция Томского отделения музыкального общества систематически пополняла свою библиотеку и к 1888 году имела довольно обширный нотный материал для оркестра: все симфонии и увертюры Бетховена, симфоническую фантазию Даргомыжского «Баба-яга» и другие произведения. Ярким показателем повышения исполнительского мастерства оркестра явилось участие его в первом исполнении оперных сцен, состоявшемся 28 апреля 1887 года. Тогда были поставлены в костюмах и с декорациями 1-я картина 2-го действия оперы Верди «Аида» и 4-й акт оперы Глинки «Жизнь за царя». Оркестровое переложение, соответствующее оркестровому составу, для этих сцен, выполнили с клавира оперы А. А. Солодов и А. А. Ауэрбах. В 1887 году у оркестра появилась возможность исполнять симфоническое произведение целиком (а не отдельные части симфоний). Так, в следующем 1888 году оркестр в составе 44 музыкантов представил вниманию слушателей две симфонии Бетховена: № 1 (C-dur) и № 7 (F-dur). Заметный вклад в развитие оркестрового исполнительства этого периода внесли такие музыканты, как Г.С. Томашинский, под управлением которого прозвучали почти все симфонии Бетховена, виолончелист А.А. Солодов, пробовавший свои силы и в композиции, С.И. Герц и А.А. Вивьен. Под управлением С.И. Герца оркестр сыграл «Итальянское каприччио» П.И. Чайковского, требующее от оркестрантов и дирижера серьезной профессиональной подготовки. Под управлением А.А. Вивьена в 1895 году томская публика впервые услышала оркестр в составе более 70 музыкантов, исполнивших такие масштабные произведения, как 5-я симфония Бетховена, увертюры Чайковского «1812 год» и «Ромео и Джульетта» и сюита Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». В сезоне 1884/85 года в Томске впервые были исполнены 5-я (первая часть) и 8-я симфонии Бетховена, в сезоне 1888-1889 годов прозвучала 1-я, а в сезоне 1892 года 2-я симфонии гениального композитора. Из числа произведений Моцарта исполнялись несколько симфоний, увертюры к операм «Дон-Жуан», «Свадьба Фигаро». Томская публика особенно любила в тот период исполнение увертюр к операм, поскольку сами оперы в исполнении заезжих оперных трупп томичи смогли услышать лишь в конце XIX века. Дж. Россини был представлен в концертах увертюрами к операм: «Сорока-воровка», «Танкред», «Семирамида». Исполнялись также увертюры к опере Вебера «Вольный стрелок», к опере Вагнера «Тангейзер», к опере Обера «Фенелла». Как курьезный факт упомянем исполнение увертюры к опере Обера «Марко Спада», оперы, которая неизвестна сегодня даже многим профессиональным музыкантам. Отечественную музыку в концертах представляли Глинка, Чайковский, Бородин. Реже звучали произведения Лядова, Даргомыжского. Петр Ильич Чайковский, к сожалению, из-за слабого состава инструментов оркестра в исследуемый период был представлен произведениями малых форм. В афишах значились «Итальянское каприччио», серенада для струнного оркестра, кантата «Москва», симфоническая поэма «Буря», отдельные номера из балетной музыки. В 1894 году прозвучала «Арагонская хота» Глинки. Жанр концерта в программах симфонических вечеров представлен слабее. Томские профессиональные музыканты, вероятно, не слишком «доверяли» оркестру и дирижерам. Тем не менее отметим ряд концертов. В сезоне 1893/94 года А.А. Вивьен исполнил фортепианный концерт Соль-минор Мендельсона. В сезоне 1895/96 года В.А. Бажаева, ученица В.И. Сафонова, окончившая Московскую консерваторию и проработавшая в Томске несколько лет, исполнила в концерте «Концертино» Вебера для рояля с оркестром. 3. Оперные спектакли Становление симфонического исполнительства в Томске естественным образом совпадает с организацией постоянных гастролей оперных трупп в городе. В 1880-х годах Томск посещали в основном труппы, которые ставили драмы и оперетты. Среди таких трупп можно назвать коллективы, которыми руководили опытные и даровитые антрепренеры Е.П. Иконников, В.А. Великанов, А.П. Вельский. В последней трети XIX века в Томске начинают гастролировать практически ежегодно оперные антрепризы. Особое место заняли так называемые сезонные труппы. Спектакли продолжались непрерывно по 3-4 месяца. Осенью труппы начинали гастроли в сентябре-октябре и работали до начала января. Следующий период начинался после Пасхальных гуляний в марте-апреле и длился до мая-июня. Например, в сезоне 1895/96 года труппа под руководством С.В. Брагина ставила в Томске оперные, опереточные и драматические спектакли. Впечатляет список опер: «Русалка», «Жизнь за царя», «Аскольдова могила» - отечественный репертуар. Зарубежную классику представляли «Фра-Дьяволо», «Трубадур», «Кармен», «Сельская честь», «Галька». Спектаклями дирижировал капельмейстер А.А. Тони. Запомнился томичам коллектив сезонной оперы известного провинциального антрепренера Николая Александровича Корсакова, прибывший в 1897 году. В составе труппы были прекрасные артисты: сопрано Ю.А. Редер, Е.Я. Снегурская, баритоны С.Х. Егиазаров и А.Н. Форесто, тенор С.И. Гарденин. Режиссером оперы был Г.Н. Васильев, а спектаклями дирижировал опытный дирижер А.С. Апрельский, которому доводилось работать и в столичных театрах. Труппа поставила более 20 опер и оперетт, в том числе «Африканку» Д. Мейербера и «Волшебный стрелок» К. Вебера. 4. Дирижеры, солисты Список дирижеров, которые стояли за пультом на томской провинциальной сцене в те далекие годы, довольно пестр и разнообразен. Наряду с профессиональными капельмейстерами, в частности военных оркестров, и дирижерами, симфоническими концертами дирижировали и просто мало-мальски подготовленные любители с хорошим слухом и начальными сведениями по гармонии и оркестровке. Дирижеров того периода можно разделить на две группы: местных дирижеров и дирижеров заезжих оперных и опереточных трупп, чей период пребывания в Томске не превышал 3-4 месяцев. Среди первых капельмейстеров, выступивших на томской сцене, как уже упоминалось, был A.M. Редров. Редров был уроженцем Сибири, талантливым музыкантом-самородком. Несколько лет Редров совершенствовал свое мастерство в Петербурге у опытных российских музыкантов. Его учителем на скрипке был НД. Дмитриев-Свечин, которого называли «русским Вьетаном», а навыки капельмейстера Редров получал у Л. Маурера, о котором А.Н. Серов отзывался как о лучшем дирижере Петербурга тех лет. Несколько лет Редров работал в Иркутске, в 1870 году он был приглашен в Омск и, видимо, перед переездом в Омск организовал несколько выступлений и в Томске. В этих же концертах выступил исполнитель на кларнете А. Иванов. В программе концерта были исполнены Фантазия на темы русских песен, написанная A.M. Редровым, а также Попурри на альпийские мотивы композитора Кофнера для кларнета и оркестра. В нескольких концертах на рубеже 1870-1880-х гг. в качестве дирижера выступил Рейнгольд Карлович Сирен, учитель французского языка в мужской гимназии. Отметим, что Сирен тоже некоторое время перед приездом в Томск, как и A.M. Редров, поработал в Иркутске. Р.К. Сирен стал организатором и душой первого музыкального кружка в Томске. Из этого кружка впоследствии возникло ядро организаторов Томского отделения Русского музыкального общества. Одним из первых томских дирижеров должно быть названо имя Андрея Андреевича Ауэрбаха [1. С. 2, 6, 7], чья деятельность на музыкальном поприще в Томске продолжалась более 15 лет. Родился он в семье уездного врача и начальное музыкальное воспитание получил в семье. В 1851-1856 годах учился в московской гимназии, затем закончил юридический факультет Московского университета. Во время службы в Петербурге познакомился с А.Г. Рубинштейном, у которого занимался частным образом на фортепиано. Среди знакомых Ауэрбаха были такие знаменитости, как выдающиеся деятели театральной культуры М.С. Щепкин и П.М. Садовский, музыканты Н.Г. и А.Г. Рубинштейны, писатель Л.Н. Толстой. В 1884 году за финансовые нарушения Ауэрбах был привлечен к судебной ответственности и, в качестве наказания сослан в Томск. По предложению томского губернатора И.И. Красовского, с которым Ауэрбах был знаком еще до ссылки, новоявленный ссыльный стал заниматься организацией музыкальной жизни города и был назначен первым директором музыкальных классов. Классы были открыты в 1893 году в составе двух отделений: фортепианного и скрипичного - при 22 учащихся. Ауэрбах пробыл в должности директора с 1893 по 1897 год. Ауэрбах был не только одним из организаторов симфонических концертов, но и сам выступал в качестве дирижера и аккомпанировал на рояле и фисгармонии. Музыкальный талант Ауэрбаха позволял ему делать аранжировки и переложения произведений На рис.2 приведена афиша одного из концертов под руководством Ауэрбаха, в котором симфонический оркестр под его управлением исполнил выполненное им переложение Патетической сонаты Бетховена. Идея оркестрового переложения фортепианных произведений была довольно необычной для того времени, что вызвала даже неподдельные изумление и интерес у А. Рубинштейна. Было известно в Томске и имя Александра Александровича Вивьена. А.А. Вивьен происходил из артистической семьи. Его дядя, Эдуард Осипович Вивьен, был известным московским музыкантом, пианистом и аккомпаниатором. Много лет прослужил он в оркестре Малого театра в Москве, занимался педагогической и композиторской деятельностью. Его племянник Александр Вивьен начал свою деятельность еще в 1870-х годах, когда он работал музыкальным руководителем знаменитого музыкального театра Москвы под управлением М.В. Лентовского. В Томск Александр Вивьен приехал уже не-Рис.2. Афиша концерта а.а. Ауэрбаха молодым человеком, без семьи. Свою деятельность он начал в качестве дирижера концертных программ в театре купца Е. Королева, дирижировал спектаклями приезжих трупп. Как музыканта Вивьена отличали высокая культура и интеллигентность. Прожив в Сибири более двух десятилетий, Вивьен стал настоящим патриотом ее бескрайних просторов, ревнителем развивающейся музыкальной культуры. Он даже выступал на страницах томской печати с собственными поэтическими произведениями. В одном из его стихотворений есть такие взволнованные строки, перекликающиеся и с нашим временем: для хора и симфонического оркестра. ^ОМСКЪ. ■СЪ ДОЗВОЛЕН1Я зй, НАЧАЛЬСТВА, 1ъ Четвергь, % Д АпрМвд, 8Ъ ТЕАТР?» Е.-М.Н. КОРОЛЕВА. ИМТзЕТЪ НЫТЬ ко: «Д«А.» Jh^&'&'MJh^Jk П|Ш ywu
Ауэрбах А.А. Воспоминания // Исторический вестник. 1905. Т. 51. С. 347-374, 612-691.
Ауэрбах А.А. Воспоминания // Исторический вестник. 1905. Т. 52. С. 37-60, 399-431, 813-845.
Вавилов С.П., Осипова СЛ. Из Московской консерватории // Сибирская старина. Томск, 2005. № 24. С. 18-20.
Вавилов С.П. Слушали Бетховена, Вагнера, Вебера // Сибирская старина. Томск, 2006. № 25. С. 22-23.
Вавилов С.П. Оперные редкости на сценах старого Томска // Традиции и новаторство в современном музыкальном искусстве: Материалы Сибирской открытой (межрегиональной) научно-практической конференции 6-7 апреля 2009 г. Томск, 2010. С. 293-297.
Вавилов С.П., Ауэрбах А.А. Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. Томск, 2004. С. 20-21.
Вавилов С.П. Первый директор музыкальных классов // Народная трибуна. Томск, 1993. 23 нояб.
Еременко Е.П. Концертно-исполнительская деятельность оркестра Томского отделения императорского русского музыкального общества во второй половине века //Музыкальный альманах ТГУ. Вып. 2, 2013. С. 59-66.
Куперт Т. Музыкальное прошлое Томска (в письмах А.Г. Рубинштейну). Томск, 2006, 788 с.