Nota Kapri. Hot rhythms of Argentina under the frosty sky of Siberia.pdf Все, наверное, без исключения знают музыкальные «позывные» известной телепередачи «В мире животных». Под эту музыку - и ритмичную, и напевную, до боли знакомую - мы просыпались и играли, когда были ещё детьми, и вряд ли кто-нибудь задумывался как о названии этого напева, так и об авторе этой музыки... Автор этой музыки - Ариэль Рамирес, а песня называлась «Жаворонок». Краткие биографические сведения об Ариэле Рамиресе: Ариэль Рамирес (Ariel Ramirez, 4 сентября 1921 - 18 февраля 2010) - аргентинский композитор, исследователь народной музыки и традиционных ритмов Южной Америки. Родился в Санта-Фе. Отец по профессии был учителем. В 1950-1954 годах обучался в Мадриде, Риме и Вене. После возвращения в Аргентину собрал около четырёхсот народных и популярных песен и основал Compania de Folklore Ariel Ramirez. Рамирес является автором знаменитой мелодии, известной как «Жаворонок» в исполнении оркестра Поля Мориа, которая использовалась в заставке советской телепрограммы «В мире животных». В оригинале это отрывок из кантаты для хора «Рождество Господне» (исп. Navidad Nuestra) на слова Феликса Луна (Felix Luna) и называется «Паломничество» (исп. La peregrination), и он до сих пор очень популярен в испаноязычном мире. Услышав песню в исполнении аргентинской певицы Мерседес Coca, французский шансонье Жиль Дрё (Gilles Dreu) попросил поэта-песенника Пьера Деланоэ сделать адаптацию, и тот использовал созвучие первых слов оригинала A la huella (рус. По стопам). Эта версия стала эстрадным шлягером 1968 года, после чего её аранжировал Поль Мориа, ]и она стала всемирно известной эстрадно-симфонической композицией. В 1970-1978 и в 1993-2004 годах Рамирес - председатель Союза композиторов Аргентины. Он автор более 300 произведений. Одна из самых известных композиций Рамиреса - «Misa Criolla» («Креольская месса»), месса для тенора, смешанного хора, перкуссии, фортепиано и народных инструментов, - полностью основана на традиционных ритмах (chacarera, carnavalito, estilo pampeano). Написана она в 1964 году. Первой - и самой известной - записью Misa Criolla стала запись с таким солистом, как Хосе Каррерас (1990). Структура мессы классическая: 1. Kyrie eleison (Господи, помилуй), 2. Gloria in excel-sis Deo (Слава в вышних Богу), 3. Credo (Верую), 4. Sanctus (Свят) + Benedictus (Благословен), 5. Agnus Dei (Агнец Божий). А вот музыка - совсем другая. Как говорила известная героиня фильма «Приходите завтра»: «Музыка народная». В данном случае такое наблюдение более чем справедливо - вся месса как будто «из глубин» народной аргентинской музыки, хоть и написана профессиональным композитором. Отсюда обилие ударных, отсюда звучание национального испанского инструмента -гитары (вихуэлы)... Непривычная для русского слуха мелодика, более того - не только русского, но и вообще европейского. По крайней мере, богослужение не ассоциируется в европейской традиции с такими «весёлыми» песнями. Однако «действие происходит» в Аргентине, на территории Латинской Америки. Поэтому можно смело сказать, что здесь видим слияние трёх традиций - спиричуэле (афроамериканское богослужение), испанской народной музыки и структуры европейской католической мессы, то есть Америка + Испания + католическая Европа (вспоминается опера «Севильский цирюльник», написанная французским драматургом и итальянским композитором об Испании). России что одно, что другое, что третье интонационно чуждо, но здесь «вступают в силу» законы общечеловеческие - все люди понимают радость, все люди понимают горе и страдание, все люди могут сочувствовать им. На этом, видимо, и основано единство человечества - помимо национальных традиций и языковых рамок; поэтому, видимо, так горячо и радостно приветствовала публика звучание «Креольской мессы» в сибирском городе, среди снегов и морозов... «Креольская месса» А. Рамиреса: поёт Хоровая капелла ТГУ, солисты А. Костень и И. Криволапов, дирижёр М. Давыдов Обширный инструментальный ансамбль: Мария Юрьева, Дмитрий Котылев, Александр Букреев, Дарья Чухланцева, София Рудных, Иустина Пестерева, Владимир Вахитов, Ильнур Фаттахов. Солисты: Алексей Костень, Иван Криволапов. Хоровую партию исполняла Хоровая капелла Томского государственного университета, за дирижёрским пультом стоял Михаил Давыдов. После исполнения «Креольской мессы»: аплодисменты Люди вставали с мест и аплодировали. Прозвучала не просто месса аргентинского композитора, а песни горя и праздника, понятные всем жителям Земли, когда звучат они на великом всенародном и всевременном языке музыки.