Нота Капри. Жаркие ритмы Аргентины под морозным небом Сибири | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 4.

Нота Капри. Жаркие ритмы Аргентины под морозным небом Сибири

Nota Kapri. Hot rhythms of Argentina under the frosty sky of Siberia.pdf Все, наверное, без исключения знают музыкальные «позывные» известной телепередачи «В мире животных». Под эту музыку - и ритмичную, и напевную, до боли знакомую - мы просыпались и играли, когда были ещё детьми, и вряд ли кто-нибудь задумывался как о названии этого напева, так и об авторе этой музыки... Автор этой музыки - Ариэль Рамирес, а песня называлась «Жаворонок». Краткие биографические сведения об Ариэле Рамиресе: Ариэль Рамирес (Ariel Ramirez, 4 сентября 1921 - 18 февраля 2010) - аргентинский композитор, исследователь народной музыки и традиционных ритмов Южной Америки. Родился в Санта-Фе. Отец по профессии был учителем. В 1950-1954 годах обучался в Мадриде, Риме и Вене. После возвращения в Аргентину собрал около четырёхсот народных и популярных песен и основал Compania de Folklore Ariel Ramirez. Рамирес является автором знаменитой мелодии, известной как «Жаворонок» в исполнении оркестра Поля Мориа, которая использовалась в заставке советской телепрограммы «В мире животных». В оригинале это отрывок из кантаты для хора «Рождество Господне» (исп. Navidad Nuestra) на слова Феликса Луна (Felix Luna) и называется «Паломничество» (исп. La peregrination), и он до сих пор очень популярен в испаноязычном мире. Услышав песню в исполнении аргентинской певицы Мерседес Coca, французский шансонье Жиль Дрё (Gilles Dreu) попросил поэта-песенника Пьера Деланоэ сделать адаптацию, и тот использовал созвучие первых слов оригинала A la huella (рус. По стопам). Эта версия стала эстрадным шлягером 1968 года, после чего её аранжировал Поль Мориа, ]и она стала всемирно известной эстрадно-симфонической композицией. В 1970-1978 и в 1993-2004 годах Рамирес - председатель Союза композиторов Аргентины. Он автор более 300 произведений. Одна из самых известных композиций Рамиреса - «Misa Criolla» («Креольская месса»), месса для тенора, смешанного хора, перкуссии, фортепиано и народных инструментов, - полностью основана на традиционных ритмах (chacarera, carnavalito, estilo pampeano). Написана она в 1964 году. Первой - и самой известной - записью Misa Criolla стала запись с таким солистом, как Хосе Каррерас (1990). Структура мессы классическая: 1. Kyrie eleison (Господи, помилуй), 2. Gloria in excel-sis Deo (Слава в вышних Богу), 3. Credo (Верую), 4. Sanctus (Свят) + Benedictus (Благословен), 5. Agnus Dei (Агнец Божий). А вот музыка - совсем другая. Как говорила известная героиня фильма «Приходите завтра»: «Музыка народная». В данном случае такое наблюдение более чем справедливо - вся месса как будто «из глубин» народной аргентинской музыки, хоть и написана профессиональным композитором. Отсюда обилие ударных, отсюда звучание национального испанского инструмента -гитары (вихуэлы)... Непривычная для русского слуха мелодика, более того - не только русского, но и вообще европейского. По крайней мере, богослужение не ассоциируется в европейской традиции с такими «весёлыми» песнями. Однако «действие происходит» в Аргентине, на территории Латинской Америки. Поэтому можно смело сказать, что здесь видим слияние трёх традиций - спиричуэле (афроамериканское богослужение), испанской народной музыки и структуры европейской католической мессы, то есть Америка + Испания + католическая Европа (вспоминается опера «Севильский цирюльник», написанная французским драматургом и итальянским композитором об Испании). России что одно, что другое, что третье интонационно чуждо, но здесь «вступают в силу» законы общечеловеческие - все люди понимают радость, все люди понимают горе и страдание, все люди могут сочувствовать им. На этом, видимо, и основано единство человечества - помимо национальных традиций и языковых рамок; поэтому, видимо, так горячо и радостно приветствовала публика звучание «Креольской мессы» в сибирском городе, среди снегов и морозов... «Креольская месса» А. Рамиреса: поёт Хоровая капелла ТГУ, солисты А. Костень и И. Криволапов, дирижёр М. Давыдов Обширный инструментальный ансамбль: Мария Юрьева, Дмитрий Котылев, Александр Букреев, Дарья Чухланцева, София Рудных, Иустина Пестерева, Владимир Вахитов, Ильнур Фаттахов. Солисты: Алексей Костень, Иван Криволапов. Хоровую партию исполняла Хоровая капелла Томского государственного университета, за дирижёрским пультом стоял Михаил Давыдов. После исполнения «Креольской мессы»: аплодисменты Люди вставали с мест и аплодировали. Прозвучала не просто месса аргентинского композитора, а песни горя и праздника, понятные всем жителям Земли, когда звучат они на великом всенародном и всевременном языке музыки.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Нота Капри. Жаркие ритмы Аргентины под морозным небом Сибири | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 4.

Нота Капри. Жаркие ритмы Аргентины под морозным небом Сибири | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2017. № 4.