Romansiada's voices.pdf 17-18 ноября в Томске прошел Сибирский тур XXII Международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада-2018». На сцене Екатерина Клеменс. За фортепиано С.Н. Чудакова. Фото В. К. Клименко В сибирском туре «Романсиады», который прошел в Томске 1718 ноября, приняли участие 68 певцов из 15 регионов России и Казахстана. Сибирский тур Международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» проводился в трех возрастных категориях: - «Надежда Романсиады» - исполнители до 17 лет; - «Романсиада» - исполнители от 17 до 27 лет; - «Романсиада без границ» - исполнители старше 27 лет. В первом туре участник исполнял романс русского композитора-классика по собственному выбору. По окончании первого тура жюри определило участников второго тура. Все участники первого тура награждались памятными дипломами. Во втором туре участник исполнял романс другого жанра: салонный, цыганский, актерский и т.п. по собственному выбору. По итогам второго тура жюри определило финалистов конкурса. На сцене все участники возрастной группы - финалисты. Фото В. К. Клименко На сцене Вячеслав Клименко. Фото В. К. Клименко ИНТЕРВЬЮ с лауреатом Конкурса Екатериной Клеменс Мы говорим с Вами о «Романсиаде», чья эта была идея вообще, с какого года проводится этот конкурс? Идея «Романсиады» принадлежит Галине Сергеевне Преображенской. Почему именно романсы находятся в центре этого конкурса, а, например, не арии? Изначально была такая идея у Преображенской Галины Сергеевны сделать конкурс романсов, так как это уникальный конкурс -больше такого подобного нет. Арии исполняются на различных вокальных конкурсах: Чайковского и др. - куча конкурсов, где поются оперные арии, а этот - специфический конкурс камерной музыки русского романса. Г.С. Преображенская сама любит этот жанр - и она хороший концертмейстер, и она придумала такую идею. И на первом туре идет классический романс, на втором туре -бытовой романс. Мне еще кажется, что романс сейчас стал более актуальным, особенно бытовой жанр романса, который поют и актеры, и эстрадные певцы, и классические певцы, - этот жанр очень популярный, и также людям стало это доступно, и много слушателей появилось у этого жанра. Возможно, что эта популяризация романса стала следствием работы Г.С. Преображенской. Что Вы сами пели и какой был порядок прослушивания -какие программные требования к певцу? Я пела на первом туре романс Римского-Корсакова «Пленившись Розой Соловей», на втором туре - романс «Снова Пою» в обработке Веры Горадовской. Требования - максимально выразительно раскрывать жанр - там артистизм очень важен (особенно во втором туре) и музыкальное содержание, даже не голос, а как ты владеешь этим жанром, как ты можешь передать смысл романса. На что Вы обращали внимание при подготовке номера -больше на нотный текст или же на образ, который там передается? На образ, конечно же. Но и на звук - на вокальную технику, т. е. работа над звуком была тоже хорошая. Хотя оба романса - они не простые, что у Римского-Корсакова, - там диапазон очень большой, и высокие ноты нужно было сделать, и чтобы низкие ноты тоже прозвучали, и кантилена там большая - фразы длинные. А во втором романсе - он такой активный, быстрый. Там есть колоратурные пассажи, которые нужно было впеть, чтобы они чистые были и в позиции. Но, а образ - это естественно! Образ - это главное у русского романса! Слово идет вперед музыки, музыка следует за словом и, соответственно, образ. Какое место Вы заняли и что делали по статусу? Я заняла второе место. Это очень престижная награда, так как на него приехали участники со всей России. Чем вообще обусловлено Ваше участие в подобном конкурсе, или это просто особый почет? На самом деле участие в конкурсе - это идея Д. Ф. Ушакова, я особо сама не рвалась участвовать, но еще с прошлого года он предложил: «Надо солистам филармонии себя показывать, так как конкурс проводит филармония, и что обязательно надо, чтобы солисты участвовали, и что для филармонии это престижно». В прошлом году я заболела и не смогла поучаствовать, а в этом он тоже опять меня спрашивал и я подумала: ну ладно. Плюс самой было интересно, так как у меня есть большой концертный опыт, но мало конкурсного опыта, а там тоже своя специфика и совсем по-другому себя ощущаешь. Это какая-то большая ответственность, и волнение есть, для меня это гораздо сложнее .
Барито Глорио | Томский государственный университет | | prihkatja@mail.ru |