Статья посвящена предпосылкам и истории создания шестой симфонии современного немецкого композитора Александра Мозелера - тем предпосылкам и истории, которые связывают эту симфонию с людьми России и Сибири. Интерес представляет прежде всего процесс создания произведения, изложенный его автором - такой рассказ композитора способствует приоткрыванию завесы тайны композиторского творчества в современном мире.
The symphony by the name of "Siberia".pdf Моя симфония № 6, opus 75, «Сибирь» была написана в 2016 г. и имеет подзаголовок «Сибирь». Музыка отдает дань уважения земле Сибири и ее жителям. Первой идеей сочинения для органа и оркестра было знакомство с известной органисткой Марией Блаже-вич. Тогда мне и пришло в голову, что я могу обратиться к образу Сибири. Почему? С одной стороны, потому что симфония должна была исполняться именно в Томске, а с другой - потому что я глубоко связан с Россией и русскими и хотел посвятить людям из Сибири что-то особенное. Затем меня захватила идея Марии использовать такие инструменты, как баян, домра и балалайка. И оркестр продолжал расти, был добавлен концертный рояль, тогда я решил использовать большой симфонический оркестр (без контрабаса, но только потому, что в то время «в наличии» не было контрабасиста). Поэтому состав оркестра очень большой и необычный. У всех инструментов, по моему убеждению, есть собственные, самостоятельные «высказывания», и тогда оркестровая партия приобретает множество функций помимо функции сопровождения. Это как в природе. Мы видим большую картину. И все же даже самые маленькие детали имеют свой смысл, выполняют свои функции. Это нужно было осмыслить. Хотя орган является одним из самых больших и богатых инструментов, он не всегда солирует, как рояль в фортепианном концерте. В моей симфонии много разных комбинаций тембров и инструментов, но это точно соответствует образу Сибири! Она сама и есть музыка. Я пытался «нарисовать» природу Сибири музыкально, хотя понимаю, что музыка, звучащая 45 минут, не может полноценно представлять такой огромный и красивый пейзаж. Но дело не только в пейзаже Сибири. Во второй части я музыкально «изображаю» тему картины «Покорение Сибири Ермаком». Первая часть представляет собой введение. Лично мне эта музыка кажется похожей на большой широкий лес с реками и озерами. Как я уже сказал, во второй части Сибирь «побеждена» и заканчивается очень величественно, практически гимном. Использую большой ряд различных тембров и темпов. В третьей части - фуга. Как горы Сибири, музыка буквально «нагромождает» эту форму. Она начинается тихо, с одноголосного мотива (темы), все больше инструментов добавляется, и тема звучит все громче и громче. Так получается «музыкальная гора», но «гора» не только по размеру, речь идет о внутреннем «масштабе» и чувстве человека, когда он находится в Сибири. Четвертая часть представляет пейзаж северной Сибири. Музыка здесь кажется холоднее, как будто вы попадаете в зимний пейзаж -в зимние леса, заснеженные поля, на замерзшие озера и реки. В какой-то момент звучит отрывок из одной пьесы для хора, который поет «Господи, помилуй». В четвертой части симфонии у меня перед глазами не только зимний пейзаж. В центре этого тихого пейзажа - церковь. Память о теплых свечах, молящихся монахах, иконах. И здесь я не просто рисую импрессионистскую картину. Это идет намного дальше. Это может быть холодно и грубо. Но в сердцах людей тепло. Ум их сосредоточен на основных, самых важных вещах в жизни. Они смотрят на глубину собственного существования и своей веры. Я встретил много людей в России сердечных, понимающих и глубоко религиозных. На улице может быть -25 градусов, но душа не замерзает. Пятая часть симфонии - оптимистичная, веселая и энергичная музыка. Это финальная радость бытия, торжество духа, который 1 светится сам и не ведает холода . Я очень рад и благодарен, что в прошлом году в Томске состоялась премьера второй и третьей частей моей симфонии, которую я посвятил Марии Блажевич и филармонии г. Томска. Я благодарю всех музыкантов оркестра и дирижера Дениса Немировича-Данченко за их огромную работу.
Мозелер Александр | Центр концертных программ классической музыки Фонда поддержки проекта «Дань памяти» имени Мусы Джалиля | немецкий композитор, пианист, органист, музыкальный педагог, руководитель | |