Holiday of Music and the Word in philharmonic hall.pdf Необычный праздник прошел сегодня, 22 марта 2019 года, в Томской областной государственной Филармонии. Нечасто бывают такие встречи. Профессор Новосибирской консерватории, член Союза писателен России МУЗЫКА и ПОЭЗИЯ АВТОРСКИЙ КОНЦЕРТ Михаил КАРПЫЧЕВ фортепиано, Новосибирск «В ПОДРАЖАНИЕ ЗИЛОТМ», «МУЗЫКА ДЛЯ КИНО О ЛЮБВИ», «НАВАЖДЕНИЕ». «0, МАГРИБ, МАГРИБ!». «ПАРИЖСКИЙ ЭТЮД», РОНДО ПО МИНОР, «СИЦИЛИАНА», «СКАЗКА», ХОРАЛЬНАЯ ПРЕЛЮДИЯ СИ МИНОР, «ЭЛЕГИЯ» Афиша концерта. Фото А. Окшпевой Poster of a concert. A. Okisheva's photo Нашим гостем был Михаил Георгиевич Карпычев - профессор Новосибирской консерватории, член Союза писателей России, доктор искусствоведения, поэт, пианист, композитор... Да и не перечислить всех званий и должностей. А надо ли? То, что мы сегодня услышали, было гораздо просторней и больше. А услышали мы монолог человеческой души - монолог разный, искренний, мудрый. Речь звучала то стихами, то нотами - на разных, но, в общем-то, одинаково понятных и взаимодополняющих языках. Звучал один, то взволнованный, то спокойный, то смешной рассказ -то тембром человеческого голоса, то тембром фортепиано. Но хоть и менялись тембры, монолог был один, и все шло одним, непрерывным и удивительно последовательным ходом. Казалось, все рождается тут же, на сцене, слова появляются из музыки и музыка - из слов, а может, это одно и то же, звенья одной - смысловой, эмоциональной, образной - электрической цепи, в которой и появляется то непознанное, чудесное, соединяющее автора и зал. Михаил Карпычев на сцене. Фото А. Окишевой Mikhail Karpychev on a scene. A. Okisheva's photo Только потом - например на сайте консерватории - можно было увидеть, что все услышанные сочинения - отдельные, записанные в нотах и называющиеся по-разному, что написаны они в различные годы и по совершенно разным причинам. Прозвучали в концерте Хоральная прелюдия, «Сицилиана», «Наваждение», «В подражание Зи-лоти», «Утро в Мадриде», сюита «Музыка для кино о любви», была даже премьера - впервые сыгранный автором Парижский этюд. Но здесь, в концерте, все это были как будто разные грани единого, разные слова и строки одного монолога - монолога человеческой души о самом главном, всем понятном, проявляющемся то стихами, то музыкой. Это единство прозвучавшего «монолога» и вызвало к жизни вопрос, который после концерта был задан Михаилу Георгиевичу: - Были ли в Вашем сегодняшнем выступлении элементы импровизации? - Импровизация - это та категория, которая неуловима. Конечно, что-то играется всегда по-другому; но назвать конкретное место, где решаешь - вот сейчас я буду импровизировать, сложно, такого места нет. Все это живая ткань, и где-то, вероятно, я не все играл так, как написано в нотах. Ноты есть; в нотах импровизации нет, а в глубине души - есть. А как же иначе? Как известно, невозможно войти дважды в одну и ту же реку - течение унесет ту воду, где вы были. Даже пластинка звучит два раза по-разному. Второй вопрос, заданный нашему гостю - поэту, композитору и пианисту, был уже не о его замысле, а скорее о тех, кто его слушал сегодня. - Что, по Вашему мнению, главное в сегодняшнем концерте? - Я не впервые в Томске. Играл я здесь пять лет назад. Мне очень нравится этот город. А так, если говорить о главном, - я, наверное, не смогу выбрать что-то. Кому-то стихи понравились; в чем-то люди от музыки получили удовольствие. И я от людей - не знаю, как люди от меня, но я от людей получил удовольствие: слушали замечательно! Замечательно - и стихи, и музыку: я видел, глаза горят, шума никакого нет. Вот этот огонь в глазах и есть, пожалуй, то самое главное, что может увидеть со сцены композитор, поэт, артист. Это значит, что монолог человеческой души был услышан - и не просто услышан, а понят, превратившись в неслышный, но великий хор человеческих душ.