Пиршество современной музыки | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 7. DOI: 10.17223/26188929/7/11

Пиршество современной музыки

Feast of modern music.pdf И ведаю, мне будут наслажденья Меж горечей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь... А. С. Пушкин. Элегия Творчество молодых и ярких композиторов вновь становится предметом пристального внимания, обсуждений, привлекает широкую исполнительскую и слушательскую аудиторию - это замечательно! Сегодня совершенно смело можно сказать, что почти двадцатилетний «провал» позади и ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. Распад Советского Союза в 90-е гг. XX в. - время сложное и противоречивое во всех отношениях для России. Это был трудный период во многих сферах жизнедеятельности человека. Время, когда нужно было «выживать» в сложных социальных условиях. «Провал» 90-х, безусловно, коснулся и культуры, не исключением стало профессиональное композиторское творчество. Кому, собственно, были нужны в 90-е и даже 2000-е гг. выпускники - композиторы российских вузов? Где и как они могли реализовать свое профессиональное творчество? Пожалуй, однозначно ответить на этот вопрос будет сложно. В настоящий момент трудно себе даже представить, что было бы, если бы творчество ярких, смелых, а порой и дерзких молодых музыкантов не нашло реализации, об этом можно лишь строить догадки. Потребовалось 18 лет, ровно столько времени, которое отделяет распад СССР и создание МолОта (Молодежное отделение Союза композиторов России). Благодаря его инициатору и создателю, известному московскому музыканту, композитору, виолончелисту, лауреату международных конкурсов Ярославу Сергеевичу Судзи-ловскому творчество молодых композиторов получает беспрецедентный размах не только на территории России, но далеко за ее пределами. Эта организация создана специально для молодых музыкантов, обучающихся или только что закончивших высшее учебное заведение, которые активно хотят реализовывать свои творческие проекты. Ярослав Сергеевич Судзиловский (композитор, председатель и художественный руководитель Международных творческих мастерских Гильдии молодых музыкантов «МеждународМолОт» РМС, член Совета РМС, член Совета Союза композиторов РФ, лауреат международных конкурсов). Фото Якоба Варкловкси и Кшиштофа Ржнепсняк Yaroslav Sergeyevich Sudzilovsky (composer, chairman and artistic director of the International creative workshops of Guild of young musicians of "Mezhdunarodmolot" of RMS member of council of RMS, member of council of the Union of composers of the Russian Federation, winner of the international competitions). Jacob Warklowxi and Krzysztof Rzhnepsnyak's photo В 2009 г. были открыты первые три отделения МолОта с интервалом в неделю в городах Санкт-Петербурге, Москве, Казани, и первый концерт был дан 18 мая 2009 года! Сегодня организации «МолОт» уже 10 лет, и в настоящее время она является Международной гильдией современной музыки. В нее входят не только композиторы, исполнители, музыковеды, музыкальные журналисты, музыкальные критики и дирижеры. МолОт имеет мощнейшую структуру, которая охватывает 45 отделений с численностью 1 100 человек и географию от Парижа до Якутска! Такого небывалого «размаха» не было даже во времена Советского Союза. Очень важная миссия данной организации заключается в возрождении системы семинарского образования в России, странах СНГ, Европы, а также в восстановлении нового геокультурного пространства XXI в. МолОт создало совершенно уникальную систему, при которой композитору дается симфонический оркестр на целые две недели! По словам Я. С. Судзиловского, «это цех для производства симфонической музыки за период семинара. Приезжают очень интересные мастера, ведут авторские курсы и сами разрабатывают программы. За счет такого интернационала собралась профессиональная команда, где молодой композитор оказывается в иной этнокультурной ситуации». Сегодня хотелось бы рассказать и о том, как молодые композиторы обрели свой симфонический оркестр в Беларуси. Прошло почти три года с того момента, когда состоялся I Международный форум - семинар Творческих мастерских МолОта имени М.К. Огинского для молодых композиторов Российской Федерации и стран СНГ в Беларуси. А совсем недавно, в апреле 2019 г., завершился уже V Международный симфонический форум, который в очередной раз проходил на базе Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М.К. Огинского. Симфонические сочинения, написанные во время семинаров-форумов, исполнялись заслуженным коллективом Республики Беларусь симфоническим оркестром Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М.К. Огинского под управлением заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь, кавалера ордена Ф. Скорины Григория Семеновича Сороко. Григорий Семенович Сороко. Фото Руслана Апановича Grigory Semyonovich Soroko. Ruslan Apanovich's photo Автору настоящей статьи удалось участвовать в трех Международных форумах-семинарах в Молодечно (2017-2019), где ее симфоническая музыка звучала на концертах в мае 2018 г. и апреле 2019 г. Международные семинары - форумы молодых композиторов, проходящих в Беларуси, становятся бесценным опытом для их творчества. Эти форумы являются некой «творческой лабораторией», в которой композитору предоставляется возможность поработать с симфоническим оркестром целые две недели! Важно услышать свою музыку в живом исполнении, внести изменения в партитуру и довести до нужного результата. По сравнению с предыдущими двумя форумами (III и IV), на V было много изменений, он обогатился творческими идеями. Во-первых, с этого года он стал называться Международным форумом - конкурсом композиторов стран СНГ имени М.К. Огинского, и теперь является ежегодным событием в рамках форума, задача которого - объединять композиторские школы Центральной Европы. Интернациональное жюри было представлено композиторами, профессорами: Йиржи Бездеком (Чехия), Леонидом Любовским (Санкт-Петербург - Казань), Григорием Сороко (Беларусь), композиторами - Алексеем Пилатовым (Беларусь) и Ярославом Судзи-ловским (Москва). Во-вторых, в этом году количество композиторов и их география были довольно впечатляющими - 26 человек из России, Молдовы и Беларуси! Представлены города: Брест, Гродно, Минск, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Екатеринбург, Омск, Томск, Горно-Алтайск, Барнаул, Якутск и Кишинев. Возможно, в следующий, уже VI форум будет целых два симфонических концерта в Молодечно! Помимо работы с симфоническим оркестром семинаристы посещали лекции, мастер-классы выдающихся музыкантгов, работающих по своим авторским программам, а также была проведена практическая групповая и индивидуальная работа. Каждый день был плотно насыщен. Очень приято, что V форум 2019 г. укреплен международными связями, все больше мастеров принимают в нем участие. Всех без исключения покорил Йиржи Бездек (Чехия) - профессор и заведующий кафедрой композиции и теории музыки Академии исполнительских искусств в Праге, профессор консерватории в Пльзени. Он читал интересные лекции о чешской музыке разных поколений и проводил индивидуальные занятия на русском языке, рассказывал много о русской литературе и музыке, которые очень любит. % == к ^ « ЙИРЖИ6ЕЭДЕК 15' :=::•:• ? •*•*' \\ апреляij .SigitSj: » • • • КАЧАЛ0В1?-» ^^ 1 4 t л ► V" ^ ^...... АВТОРСКИЙ КУРС: ■ ЫМ1ЙШ{ £Mt1E4J «4€LUCKM4W10IMTIJ«ltW мммш ППИИ СТИИ UKmcmiW4WII иипмя Ijf нГРЫ^КМ И • ■ ГКУЧГШ пни яиишпшишш^ Йиржи Бездек Yirzhi Bezdek Другой профессор из Казанской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ - Лю-бовский Леонид Зиновьевич, также был впервые на международном семинаре в Беларуси. Он прочел совершенно уникальные лекции, привез много новой и интересной музыки, индивидуально работал с каждым молодым композитором. Самым молодым из приглашенных мастеров был Алексей Александрович Пилатов (Беларусь), член Белорусского Союза композиторов, член Белорусско-российской ассоциации современной музыки, член коллегии МеждународМолОт, лауреат международных конкурсов, сооснователь и автор идеи Международного симфонического семинара-форума имени М.К. Огинского в Молодечно (Беларусь). Его индивидуальная работа с партитурами семинаристов отличается очень доскональным подходом. Сильное впечатление произвела на молодых композиторов собственная система Алексея Александровича - ТДВИ (темброво-драматургическое взаимодействие инструментов). Алексей Александрович Пилатов Alexey Aleksandrovich Pilatov Конечно же, замечательные лекции и индивидуальную работу с семинаристами вел сам Ярослав Сергеевич Судзиловский. Как и в прошлые семинары, он привез очень много собственных партитур и партитур других современных авторов, существующих в единичном экземпляре! Хотелось бы также отметить очень творческую и позитивную атмосферу в работе с Ярославом Сергеевичем. По традиции итогом двухнедельного мероприятия становится симфонический концерт, состоящий из сочинений семинаристов форума. Особенно впечатляет высокий исполнительский уровень заслуженного коллектива Республики Беларусь симфонического оркестра Молодечненского музыкального колледжа им. М.К. Огинского под управлением Григория Семеновича Сороко. Великолепная организация симфонических концертов музыки молодых композиторов, отсутствие свободных мест в зале, много почетных гостей, центральное телевидение и пресса - все это стало настоящим праздником для авторов звучащих сочинений. Мы все. Фото Руслана Апановича All of us. Ruslan Apanovich's photo В заключение автору от себя лично и от лица семинаристов хотелось бы выразить слова благодарности Я. С. Судзиловскому и Российскому музыкальному союзу. Отдельные слова благодарности Григорию Семеновичу Сороко, за его огромный труд и терпение, за теплый и радушный прием, а также симфоническому оркестру Молодечненского музыкального колледжа им. М.К. Огин-ского, всем мастерам семинаров, читающим лекции по своим авторским системам в Молодечно: Артемову Вячеславу Петровичу, Пекарскому Марку Ильичу, Йиржи Бездеку (Чехия), Любовскому Леониду Зиновьевичу, Лыбину Дмитрию Витальевичу, Пилатову Алексею Александровичу, Зобнину Артуру Андреевичу, Хрущевой Настасье Алексеевне, Короткиной Анне Ивановне, Пысларь Сне-жане Ильиничне, Михееву Николаю Алексеевичу, Бочихиной Ольге Евгеньевне, а также всем тем, кто помогал в организации форумов все это время! Ну, а мероприятия и концерты МолОта только продолжают набирать обороты и расширять свою географию с каждым годом. Хочется пожелать от всего сердца долгих лет, дальнейшего роста, развития, новых творческих воплощений и горизонтов МолОту и его создателю Ярославу Сергеевичу Судзиловскому!

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Пиршество современной музыки | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 7. DOI: 10.17223/26188929/7/11

Пиршество современной музыки | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 7. DOI: 10.17223/26188929/7/11