В стихии репетиций
In elements of rehearsals.pdf Стихия репетиционного процесса - иногда бурная, иногда тихая, как море в грозу и в штиль, - охватывает всех, кто хоть как-то с ней соприкасается. Происходит это и в театрах, и на учебных спектаклях, и не деться от этого никому и никуда. То, что видят на сцене зрители, - это вершина айсберга, это, без сомнения, и есть цель всей деятельности артистов, да и автора, по большому счету. А вот что происходит на сцене, до того как заполнится партер и откроется занавес? Это целая жизнь, отлаживание движения тех механизмов, которые в ответственный момент - полтора-три часа спектакля - должны работать безошибочно. Заглянем в эту жизнь. У нас нынче два спектакля - фрагменты оперы «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова и концертное исполнение оперы «Травиата» Джузеппе Верди. Кирилл Молчанов опера «Зори здесь тихие» Действующие лица и исполнители: Васков, старшина, комендант разъезда - Михаил Казанцев Кирьянова, помкомвзвода, сержант - Анастасия Мезенцева Осянина Рита, младший сержант - Татьяна Введенская Комелькова Женя - Софья Федотова Бричкина Лиза - Елена Серова Гурвич Соня - Ирина Мельникова Елкина - Наталия Буганова Первая зенитчица - Юлия Лысенок Вторая зенитчица - Майя Федосова Хор и оркестр Дирижер Ольга Иванова Репетиция издалека... Зал пуст... Фото Н. Мирошникова Rehearsal from far away... The hall is empty... N. Miroshnikov's photo А вот и действующие лица... Фото Н. Мирошникова Here characters... N. Miroshnikov's photo Этот спектакль - к тому же вторая часть ВКР V курса «Выступление в оперном спектакле». Сдают данный экзамен выпускницы вокального отделения этого года - Ирина Мельникова, Татьяна Введенская, Софья Федотова. С их творчеством мы уже знакомились два выпуска назад (опера «Под небом Трансильвании»). Интервью с солисткой спектакля Софьей Федотовой (роль Жени Комельковой) - Каким Вы представляете себе образ Жени Комельковой, что бы Вы могли о ней сказать? - Образ Жени Комельковой в опере в значительной степени опирается на ее образ в книге: жизнелюбивая, привлекательная и женственная, любит пошутить, про таких говорят: «душа компании», при этом за внешней легкостью и беззаботностью Жени скрывается огромная и тяжелая трагедия - потеря всей ее семьи, вся ее прежняя мирная жизнь разрушена. В опере Женя бросает фразу: «...и терять мне нечего...», это действительно так. Женя полностью осознает глубину своей утраты, и несмотря на это в ней не ослабевает воля к жизни и к победе, это, безусловно, говорит о сильном характере. - Кого бы Вы представили как главную из четверых персонажей в опере? Есть ли такая субординация вообще? - Мне кажется, в этой опере четыре главные героини и невозможно выделить одну из них, героини очень разные и в то же время дополняют друг друга; автор повести «А зори здесь тихие...» Борис Васильев хотел показать совершенно разные женские образы и судьбы, которые объединяет сила, смелость, патриотизм и широкая душа. Композитор оперы Кирилл Молчанов в свою очередь продолжает замысел писателя, у каждой героини своя музыкальная тема, тонко передающая образ и характер: вокализ Лизы Брички-ной для меня ассоциируется с русским простором, передает сочетание деревенской простоты и наивности с мудростью и самоотверженностью; тихая и скромная Соня Гурвич раскрывается для нас в необычной и философской теме, с которой прекрасно сочетаются стихи Блока; ария Риты Осяниной «Нас не нужно жалеть» передает всю ее стойкость, решительность, принципиальность; романс Жени Комельковой на стихи Симонова «Жди меня» помогает слушателю понять истинную природу и глубину характера Жени. Несколько фотографий с одной из позднейших репетиций: Общий вид сцены. Фото Д. Котылева General view of a scene. D. Kotylev's photo Романс Жени Комельковой. Фото Д. Котылева Zhenya Komelkova's romance. D. Kotylev's photo Теперь обратимся к другой опере. Концертное исполнение оперы Дж. Верди «Травиата» назначено на 11 июня 2019 г., и репетиции идут полным ходом. Джузеппе Верди опера «Травиата» Действующие лица и исполнители: Виолетта Валери, куртизанка - Вероника Цай Альфред, молодой человек из Прованса - Василий Кожевников Жорж Жермон, его отец - Павел Евграфов Флора Бервуа, другая куртизанка - Анастасия Мезенцева Барон Дюфоль, покровитель Виолетты - Игорь Гончаров Гастон, виконт де Леторьер - Иван Криволапов Доктор Гренвиль - Вячеслав Клименко Маркиз - Владимир Вахитов Слуга - Никита Мирошников Аннина, горничная Виолетты - Анна Поликарпова Хор и оркестр Дирижер Виталий Сотников Общий «пейзаж» сцены на репетиции. Фото Ю. Шаранда General "landscape" of a scene on rehearsal. Yu. Sharanda's photo Солисты на репетиции: Жермон, Альфред, доктор Гренвиль, Флора и Гастон. Soloists: Zhermon, Alfred, doctor Granville, Flora and Gaston. Солисты на репетиции: барон Дюфоль, Виолетта, Гастон. Soloists: baron Dyufol, Violetta, Gaston ... Интервью с Вероникой Цай (роль Виолетты Валери) - Каким образом соотносятся, на Ваш взгляд, в образе Виолетты её профессия - куртизанка - и настоящая любовь, встреченная ею в лице Альфреда? - Кто знает, может, это и не была настоящая любовь. Они прожили-то вместе всего три месяца. Он же поет об этом в своей арии: «Прошло три месяца, она бросила старую жизнь ради меня». Вполне возможно, что через четыре месяца все бы это и закончилось. По сути, от момента их знакомства до ее смерти прошло немногим больше года. Она прожила бы с ним, может, в деревеньке от силы годика три, а потом сказала - у меня деньги закончились, поеду к барону обратно. поэтому весьма сомнительно считать, что это любовь всей её жизни. - На какие ориентиры Вы опираетесь в создании образа? Есть ли ключевые слова, произносимые Виолеттой? - У Верди всё написано в музыке! Пою на итальянском, а как будто на русском, так всё очевидно. Интонации настолько живые! Мне говорят после спектакля: в твоей роли всё было понятно! Это потому, что мне самой всё было понятно. - Можно ли трактовать образ Виолетты как основной и почти единственный, всё остальное мы видим её глазами? Возможна ли моноопера «Травиата»? - Думаю, нет. Тогда весь рассказ велся бы от лица умирающей героини. А в опере большое значение имеют хоровые сцены. Жорж Жермон, на мой взгляд, в этой опере гораздо важнее Альфреда. Альфреду и номеров дано гораздо меньше, а с Жермоном-старшим у нас целая большая развернутая сцена. В конце этой сцены у Виолетты откровенно ламентозные интонации, а Жермон как будто потирает руки: дельце сделано! Почему-то никто так не трактует эту роль. А он же там откровенно смеётся над ней. Музыка там напоминает водевиль. Он пришел проверить, кто она такая. Поэтому, наверное, эту сцену и можно назвать центральной. Личность здесь как раз Жермон-старший, а не Альфред. Можно сказать, в этой опере главные персонажи - она и он, остальные - второстепенные. У Жер-мона-старшего развёрнутая сцена с Виолеттой, развёрнутый дуэт с Альфредом; у него две большие арии, в отличие от Альфреда - героя-любовника. Альфред и нужен здесь, получается, как повод разворачивания интриги. Мне кажется, и её страдания, и её смерть не зависели от Альфреда, это всё случилось бы неизбежно. Интервью с Павлом Евграфовым (роль Жоржа Жермона) - Каким Вы видите психологический портрет Вашего персонажа? какие Вы назвали бы основные черты портрета такой личности? - Конечно же, это умный, воспитанный, культурный человек, любящий свою семью, где-то строгий, интеллектуал, всегда готов постоять за слабого человека, некий пример. Многие дети хотели бы видеть, наверное, такого отца: умного, воспитанного, культурного. - Какова функция Жермона в сюжете оперы «Травиата»? это герой-злодей, отражающий архетип Тени, или Вы видите его иначе? - Я думаю что нет, он не злодей, всё-таки человек, который хочет добра и хорошего будущего своему чаду, но данная ситуация затмила его воображение, ему пришлось поступить так, я думаю, что внутри него проходит серьёзная борьба. Он очень осторожен с Виолеттой, постоянно находит слова, чтобы не обидеть, не оскорбить, и я думаю, что это не герой-злодей, а человек с благими намерениями, но затуманенным в какой-то степени воображением. Ему страшно разговаривать с Виолеттой, он очень многое в своей душе поборол для того, чтобы это сказать. Интервью с дирижером оперы проф. В.В. Сотниковым - В опере огромный массив элементов, которыми Вы сейчас управляете. Вы могли бы назвать основной из них - для дирижера, отвечающего за музыкальную часть, прежде всего? - Я бы сказал так: здесь одно от другого неотъемлемо. Постановка - это движение, состояние певцов; находясь на сцене, певцы «воплощают» музыку, преобразуют ее в движение, в эмоциональное, гармоническое состояние. Нет такого: отдельно - музыка, отдельно - постановка. Не должно быть такого. - Как Вы в таком случае рассматриваете факты концертного исполнения оперы, существующие в мире? - Не для этой оперы. То, что мы сейчас обратились к такой форме - концертное исполнение, - объясняется, в первую очередь, необходимостью ввести в спектакль новых людей. Они должны почувствовать себя в этой атмосфере; певец - это и драматический актер. В данном случае концертный вариант, мне кажется, сложен будет и для слушателя; его можно расценивать как вынужденную меру. - Случаен ли выбор этой оперы, этого сюжета? Почти во всех операх, воплощенных Вами на сцене ТГУ - «Травиата», «Царская невеста», «Иоланта», «Алеко», - в центре находится один, чаще всего женский персонаж. Случаен ли такой выбор? - Сложно сказать однозначно. Во-первых, эта музыка - музыка Верди - меня глубоко тронула. С одной стороны, это желание жить; с другой стороны, это реквием. Это реквием - по благополучию земной жизни; по всему утраченному, что уже никогда не вернуть. Если вслушаться в музыку Верди - у него все произведения как части этого реквиема. Не по одному человеку; это судьба всех. Может быть, это связано с биографическими данными композитора - он рано потерял жену и сына, когда писал комическую оперу. А может быть, это просто понимание всесильного закона, который не отменить и не обойти.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 51
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки

В стихии репетиций | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 7. DOI: 10.17223/26188929/7/12
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 527