В статье излагается принцип комплексного подхода к обучению вокалиста в консерватории. Подчёркивается необходимость ознакомления студента с обучением Фёдора Ивановича Шаляпина и методическими принципами его педагога, а также с процессом обучения в Центре Галины Вишневской. Делаются выводы о значении не только технических навыков, которым часто уделяют основное внимание студенты консерваторий; не меньшее, как утверждается в статье, значение имеют эмоциональная и стилистическая стороны понимания исполняемого произведения.
Complex development of an opera singer in the conservatoire.pdf С началом XXI в. в российском образовании происходит множество изменений. На всех уровнях обучения - от дошкольного до вузов - вводятся новые образовательные стандарты. Эти изменения коснулись и всех музыкальных учебных заведений, в том числе и консерваторий. Изменения стандартов продолжаются уже около десяти лет, и одним из последних был утвержден ФГОС для магистратуры по направлению подготовки «Академический вокал» [8]. Введение новых нормативных документов отражает общую тенденцию, наступившую на рубеже 2000-х гг. Изменилась политическая, общекультурная ситуация, социальный контекст, что неминуемо повлекло за собой необходимость в пересмотре подхода к обучению вокалистов в консерватории. Несомненно, в отечественном музыкальном образовании заложены прочные традиции обучения академических вокалистов, которые давали и дают очень хорошие результаты. Однако за последние 20-30 лет было проведено множество исследований, особенно в области музыкальной психологии и психологии творчества. В работах И.В. Петрушина [5], Б.М. Теплова [7], М.Г. Арановского [1, 6] представлены интересные факты о специфике музыкального мышления слушателя и исполнителя, а также описан характер аналитического мышления музыканта и приведена структура музыкальных способностей. Все это позволяет по-новому взглянуть на учебный процесс формирования вокалиста в консерватории. Совершенно очевидно, что сегодня необходимо менять методы и формы преподавания вокала таким образом, чтобы они способствовали комплексному музыкальному развитию. № 9 Главной отправной точкой для педагога-вокалиста должно стать точное представление о том, что музыка является искусством звука. Еще Б.В. Асафьев называл ее искусством интонируемого смысла [2]. При исполнении вокальных произведений посредством передачи звука профессиональным голосовым аппаратом исполнитель создает новые художественные смыслы. В них одновременно проявляется слуховая сторона его музыкального мышления (умение слышать и точно воспроизводить высоту звука, управлять ритмом, темпом, динамикой и др.), двигательная природа (термин И.В. Петрушина [5], понимаемый как комплекс движений и мышечных реакций, которые необходимы для воспроизведения звука на инструменте или голосом) и интеллектуальная составляющая (умение конструировать интерпретацию, создавать новый художественный образ). Воспитывая и обучая вокалиста в консерватории, необходимо не только развивать его узкопрофессиональные навыки, но и формировать у него различные умения, которые помогут ему в будущей исполнительской деятельности. Это определило комплексный подход к обучению вокалиста в вузе, который стал предметом рассмотрения в настоящей статье. Достаточно долгое время в занятиях по вокалу на первое место ставилась постановка голоса, работа над дыханием и артикуляцией, над техническими составляющими исполнительского мастерства певца. Действительно, от постановки голоса зависит очень многое, ведь голос с некрасивым тембром, неровным диапазоном и снятый с дыхания не может исполнить художественное произведение так, чтобы доставить удовольствие слушателю. Однако уже в процессе постановки голоса, даже в распевках, необходимо уделять внимание характеру музыки. Именно это позволит развивать музыкальное мышление будущего исполнителя, устанавливать взаимосвязи между особенностью взятия того или иного звука и художественным образом. Этот аспект подчеркивает Л.Б. Дмитриев в работе «Основы вокальной методики», приводя в качестве примера воспоминания Федора Ивановича Шаляпина о своем учителе Д. Усатове. Знаменитый бас вспоминает, как ему с первых шагов его наставник не только прививал навыки правильного голосообразования, но и «сразу внушил необходимость обрисовки звуком характера персонажа» [4, с. 51]. В истории исполнительского вокального искусства Федор Шаляпин остался одной из легенд, он завораживал своих слушателей не только звучанием голоса, но и мастерским, художественно совершенным, артистичным исполнением. Его опыт для современных вокалистов бесценен, также как и те приемы, которые использовал его педагог. Эти воспоминания помогут современному учителю вокала по-иному взглянуть на процесс обучения, и постараться совмещать работу над конкретными техническими приемами с определенными художественными задачами. Будет преувеличением сказать, что комплексное воспитание вокалиста стало достижением методики XXI в. Лучшие вокальные школы России XX в. были ориентированы на комплексное воспитание певца. Приведем в качестве примера школу Галины Павловны Вишневской, которая в своей педагогической работе уделяла особое значение тому, чтобы уже на начальном этапе работы над музыкальным сочинением вокалист стремился объединить все технические возможности своего вокального аппарата и художественную задачу. Такой педагогический подход напрямую связан с успешным опытом концертной деятельности. Большое значение в исполнении она уделяла смысловой задаче интерпретации, и гораздо меньше говорила в своей автобиографии о технических приемах вокалиста [3]. Однако на сегодняшний день нужно констатировать тот факт, что стремление участвовать и побеждать в различных конкурсах иногда играет отрицательную роль в процессе обучения и формирования певца. Желание вокалиста стать лауреатом на престижном конкурсе требует от него подготовки сложной в техническом отношении программы, которая должна быть детально отработана. В процессе работы над произведениями особое внимание уделяется работе над звуком, тембром, дыханием, сложным виртуозным элементам - трелям, фиоритурам и др. В этой ситуации художественное содержание произведения зачастую отступает на второй план. Кроме того, в своей практике я замечаю, что определенный элемент соревновательности, который присутствует между студентами-вокалистами в консерватории, основан на тех или иных аспектах их технического мастерства. К сожалению, они не соревнуются в том, кто сможет сделать наиболее стилистически верную, и в то же время оригинальную интерпретацию романса П.И. Чайковского. Студенты могут гордиться широтой диапазона, другими возможностями своего голоса. Эта ситуация показательна в контексте темы статьи и говорит прежде всего о том, что общая тенденция в профессиональном вокальном образовании (как в среднем звене, так и в высшем) - акцентировать голосовые возможности певца, его технику. Как уже было сказано выше, в лучших традициях отечественного образования и в исследованиях по музыкальной психологии подчеркивается важность слухового, общехудожественного, интеллектуального развития будущего исполнителя. На это нужно обращать внимание с первых шагов, а в консерватории это должно стать основой методики работы на уроках вокала. Поговорим о том, какие приемы можно использовать для комплексного воспитания вокалиста в консерватории. Важную роль играет воспитание музыкально-эстетического кругозора певца. Несомненно, каждый педагог вузовского уровня на уроках вокала иногда проводит беседу с вокалистом об исполнителях, композиторах, музыкальных стилях. На наш взгляд, это необходимо не только делать регулярно, но и выстроить в определенную педагогическую систему. Например, в течение первого курса студенты должны получить общее представление о стилях зарубежной музыки, выдающихся мировых певцах XX в. На втором курсе получить представление о вокальном искусстве России и отечественных певцах. На третьем курсе поговорить о выдающихся вокалистах XXI в., российских и зарубежных, посетить не менее четырех концертов или мастер-классов вокалистов отечественных и зарубежных. На четвертом курсе на основе полученных знаний можно формировать у будущего вокалиста представление о различных национальных манерах, о вокальных школах, об аутентичных исполнителях старинной музыки и т.п. Подобное планирование поможет педагогу избежать отрывочных сведений об исполнителях, которыми обладают многие выпускники. Целенаправленная работа поможет не только сформировать кругозор, но и существенно расширить интеллектуальный потенциал певца, его профессиональную компетентность, развить музыкальную память. Процесс усвоения новых знаний необходимо контролировать, ведь эстетический вкус находится на стадии формирования, и педагог вокала должен обязательно на него влиять. Достаточно небольшой беседы из двух-трех вопросов, которая не займет на занятии много времени и даст общее представление о том, как воспринял студент новую информацию. Важно то, что студент будет понимать заинтересованность педагога, а также поймет, что это является необходимым элементом профессионального становления вокалиста. Необходимый элемент комплексного воспитания вокалиста связан с формированием у него полноценных знаний о строении голосового аппарата, о его сбережении, о достоинствах и недостатках собственного голоса. На этой рациональной основе будет строиться будущая педагогическая работа вокалиста, если он посвятит свою жизнь преподаванию вокала. Это также поможет певцу в преодолении тех трудностей, с которыми он сталкивается в своей исполнительской деятельности. Слуховое развитие вокалиста проходит по различным направлениям. Это и контроль над точной интонацией, и пение в ансамбле, и знакомство с новыми произведениями посредством чтения с листа. Профессиональный слух вокалиста развивается при восприятии музыки в чужом исполнении, как на концерте или оперном спектакле, так и в записи. Анализируя различные варианты исполнения одного и того же произведения под руководством педагога, вокалист учится обращать внимание на различные детали интерпретации. Здесь соединяются его знания о стилистике произведения и музыкальный слух. Для комплексного формирования вокалиста важную роль играет подбор программы. Отечественная школа вокала имеет самую широкую стилевую направленность, и поэтому студент за период обучения должен освоить программу в разных стилях. При этом он должен не только технически ее проработать, но и осмыслить, изучить данную стилистику. Именно такой подход обучения исполнителя в консерватории станет основой для формирования яркого интерпретатора, способного к самостоятельной концертной или музыкально-театральной деятельности.
Ершукова Татьяна Владимировна | Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки | доцент кафедры сольного пения | |
Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления : сб. ст. М. : Музыка, 1974. С. 57-71.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л. : Музыка, 1971. Кн. 1, 2. 376 с.
Вишневская Г.П. Галина. История жизни. Чимкент : МП «Аурика», 1993. 576 с
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. 3-е изд. М. : Музыка, 2007. 368 с.
Петрушин И.В. Музыкальная психология. М. : Академический проспект, 2006. 400 с.
Проблемы музыкального мышления : сб. ст. / сост. М.Г. Арановский. М. : Музыка, 1974. 336 с.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л. : АПН РСФСР, 1947. 355 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 53.02.02 Вокальное искусство. URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http: //fgosvo.ru/uploadfiles/ FTOS%20VO%203++/Mag/530402_M_3_15092017.pdf