Легенды нашего музыкального мира: Валерий Федорец и Ольга Мазепина | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2020. № 9. DOI: 10.17223/26188929/9/11

Легенды нашего музыкального мира: Валерий Федорец и Ольга Мазепина

Legends of our musical world: valery fedorets and olga mazepina.pdf Валерий Григорьевич Федорец родился в 1948 г. на Урале в г. Касли. Когда ему было 3 года, родители переехали в г. Томск. С тех пор он пожизненный томич. Учился в ДМШ № 1 г. Томска, музыкальном училище в классе Т.К. Гойхман, окончил Дальневосточный институт искусств (г. Владивосток) по классу сольного пения, работал в оперном театре г. Пермь. Затем вернулся в родной город. В Томске постоянно работал солистом Томской филармонии, был приглашенным солистом хоровой капеллы ТГУ. В составе концертных бригад Томской филармонии познакомил со своим искусством жителей почти всех городов и поселков Томской области, а также и за ее пределами. В 2009 г. успешно выступал в Приморском крае, в другие годы в ряде российских городов (Киров, Пермь, Кемерово и др.). Статья посвящена предпосылкам и истории создания шестой симфонии современного немецкого композитора Александра Мозелера (о ней говорилось в одном из прошлых выпусков) - тем предпосылкам и истории, которые связывают эту симфонию с людьми России и Сибири. Интерес представляет прежде всего процесс создания произведения, изложенный его автором, - такой рассказ композитора способствует при-открыванию завесы тайны композиторского творчества в современном мире. - Что Вы поёте? Как бы Вы охарактеризовали Ваш репертуар? В принципе, известный список ведущих партий для баритона. Это - Грязной, Евгений Онегин, Жермон, Алеко, Князь Игорь, Яго (из оперы Дж. Верди «Отелло»), Ренато (Дж. Верди «Бал-маскарад»), Риголетто, Фигаро Моцарта, Ария Фигаро Россини, Дон-Жуан, Папагено, Эскамильо, Мизгирь, Мазепа, Мистер Икс, Мефистофель, Валентина, Романсы Демона, Руслан, Елецкий, Томский, Кола Брюньон, Порги (Гершвин «Порги и Бесс») и др. № 9 В Томске хорошо знаю любителей вокального искусства. Я участвовал в проектах музыкальной жизни Томска, где исполнил ведущие партии для баритона. С. Рахманинов. Опера «Алеко» (Алеко) - в городском Доме ученых, в органном зале филармонии. П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» (Евгений Онегин) - в городском Доме ученых, в ДШИ № 1 им. Н. Рубинштейна, в органном зале филармонии в концертном исполнении. П. Чайковский. Опера «Пиковая дама» (Елецкий) - в органном зале. Дж. Верди. Опера «Травиата» (Жермон) - в концертном зале ТГУ. Н. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста» (Грязной) - в концертном зале ТГУ Ж. Бизе «Кармен» (Эскамильо) - в концертном зале ТГУ К. Орф «Кармина Бурана» - ТГУ. И. Брамс «Немецкий реквием» - ТГУ. «Феерия популярной оперной музыки» - городской Дом ученых; пос. Володино. В. Моцарт «Волшебная флейта» (Папагено) - БКЗ филармонии. В. Моцарт «Свадьба Фигаро» (Граф) - органный зал филармонии, концертное исполнение. Моцарт и Бомарше «Легенды о Дон-Жуане» - органный зал филармонии. Д. Шостакович. Симфоническая поэма для баса, хора и симфонического оркестра на сл. Е. Евтушенко, «Казнь Степана Разина» -ТГУ; в органном зале филармонии. - Есть ли у Вас какая-то сфера деятельности, кроме исполнительской? Да, я был инициатором многих концертных проектов, программ, которые были представлены на ведущих концертных площадках города. За годы работы было проведено огромное количество концертов, представлены сольные вокальные программы, среди которых есть наиболее значимые. Это вокальные циклы и тематические программы, подготовленные с концертмейстером Ольгой Павловной Мазепиной: Г. Свиридов «Шесть романсов на стихи А. Пушкина» - в хрустальном зале ТМК. Г. Свиридов «Отчалившая Русь» (12 романсов на стихи С. Есенина», впервые - в органном зале г. Томска в 2007 г.; потом в концерте 17.03.2016 г. «Приношение Г.В. Свиридову»; еще мы познакомили с этим произведением студентов ТМК, ТПУ (в доме ученых). М. Мусоргский «Песни и пляски смерти» - в органном зале, ТГУ (с концертмейстером П. Шинкевичем, с симфоническим оркестром филармонии) и Хрустальном зале ТМК (с О.П. Мазепи-ной). Д. Кабалевский «10 сонетов Шекспира» - цикл прозвучал в Хрустальном зале ТМК. К. Лакин «Поэтическое настроение» (7 романсов на стихи Г. Лонгфелло) - в малом зале ТМК. А. Даргомыжский и М. Мусоргский «Правда в музыке» -Хрустальный зал ТМК им. Э.В. Денисова. О. Мазепина, стихи томского поэта Н.А. Игнатенко. Вокальный цикл «Диалог-размышление на фоне Чайковского» - совместно с певицей филармонии Ириной Макаровой в малом зале ТМК им. Э. Денисова 1.12.2018. Первый раз в доме искусств 9 июня 2018 г. с участием Ларисы Калашниковой, певицы-любителя. С ней же в городском Доме ученых в апреле 2019 г. Большое значение придаю популяризации вокальной музыки томских композиторов. В репертуаре много песен и романсов К. Лакина, С.А. Королева, Г. Куртова, Г. Черненького, А. Груздева, А. Кирилова, О. Мазепиной, Е. Приходовской и др. Целые сольные программы спеты по песенному творчеству Г. Куртова и А. Груздева. Одним из знаменательных последних проектов был концерт-посвящение памяти певца Томской филармонии, поэта Владимира Рындина под названием «Плывите к новым берегам», состоявшийся 1 ноября 2019 г. в органном зале Томской филармонии. Солисты Томской филармонии, ведущая музыковед Вера Сергеевна Тимофеева, я, бас Новосибирского оперного театра Андрей Триллер раскрыли творчество, вспомнили эпизоды творческого пути В. Рынди-на. Афоризм, вынесенный в название концерта, взят из строк В. Рындина, на которые томский композитор Г. Куртов написал песню глубокого философского смысла, которую я пел в финале концерта. Всегда интересуюсь вечными темами, которым посвящаются постоянные ежегодные концерты города и области. Это дни старшего поколения, День Победы, День Защитника Отечества, Женский день 8 Марта, День матери и т.д. В его репертуаре всегда есть произведения на эти случаи. Но по-особому я отношусь к теме Победы русского народа в ВОВ. Приглашают советы ветеранов города. В 2005 году на Областном конкурсе исполнителей, посвященном 60-летию Победы, стал победителем (1 место). Песня «День Победы» Д. Тухманова -можно сказать, «бренд» уже более двух десятков лет. На ведущих площадках Томска, таких как -органный зал Томской филармонии, Хрустальный зал Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, городской Дом ученых, Областная библиотека им. Пушкина, актовый зал ТГУ, Областной художественный музей, Международный культурный центр Политехнического университета, Дом искусств имени Шишкова, многих школ и особенно среди них Гимназия № 6, Лицей № 8 -исполнял много произведений русских, зарубежных, современных композиторов своего репертуара, выполняя просветительский долг певца-музыканта. Не забываю и о Томской области. В последние годы много выступаю в Кривошеино, Володино, Молчаново, Подгорном, Нелю-бино, в с. Итатка, Тимирязево, пос. Светлый и др. Тесные творческие связи сложились с томской общественной организацией «Союз композиторов» (руководитель Груздев А.Л.), Томской региональной общественной организацией «Еврейская национально-культурная автономия». В Томском музыкальном колледже сейчас преподаю вокал в «Школе для взрослых». Своих учеников тоже стараюсь привлекать к участию в концертах в Хрустальном зале ТМК, Доме ученых, МКЦ, Кривошеино, Володино и др. Мазепина Ольга Павловна - пианист, концертмейстер, преподаватель Томского музыкального колледжа им. Э.В. Денисова. В Томске живёт и работает с 1997 г. - Расскажите, пожалуйста, Ольга Павловна, в каких учреждениях в Томске Вы работали? Что играли? Работала по совместительству концертмейстером в Томской филармонии, преподавателем ИИК ТГУ. Веду большую концертно-просветительскую деятельность. Как концертмейстер много работала с томскими певцами Владимиром Рындиным, Светланой Гор-цевой, Валерием Федорцом, Светланой Ренье и др. В моем портфеле как концертмейстера многочисленные партии фортепиано вокальных циклов. Эти циклы - Шостакович «Сюита для баса и фортепиано» на слова Микеланджело, Мусоргский «Песни и пляски смерти», Свиридов «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина, «Шесть романсов на стихи Пушкина», «Петербургские песни» на слова Блока, Кабалевский «10 сонетов Шекспира», К. Лакин «Поэтическое настроение» - 7 романсов на сл. Г. Лонгфелло; Р. Шуман «Любовь поэта» и «Любовь и жизнь женщины». Клавиры опер, которые исполнялись под аккомпанемент фортепиано - Рахманинов «Алеко», М. Таривердиев, моноопера «Ожидание», М. Та-ривердиев. Опера «Граф Калиостро», сцены из опер В. Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», А.П. Бородина «Князь Игорь», П.И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», Дж. Верди «Травиата» и многое другое. 15 лет я была художественным руководителем и концертмейстером Клуба любителей оперной и вокальной музыки (КЛОВМ) Международного культурного центра Томского политехнического университета. На сцене МКЦ силами певцов-любителей за эти годы подготовлено и проведено около 100 концертов различной тематики. Среди певцов были ветераны, которые полвека назад пели еще в спектаклях народного оперного театра, существовавшего в Политехническом тогда еще институте. Это А.М. Адам, Ю.П. Иванченко, М.Т. Маркова и др. Кстати, монолог-опера Та-ривердиева «Ожидание» впервые в Томске была исполнена любительскими силами: ее исполнила профессор ТПУ Н.Г. Квеско. Позднее она исполнялась в Томске профессиональными певицами. Силами любителей мною подготовлена и поставлена молодежная опера Таривердиева «Граф Калиостро» с некоторыми купюрами ансамблевых сцен. Но больше меня всегда привлекали программы, связанные с поэзией, музыкой, литературой. Сама писала сценарии. Это были музыкально-поэтические вечера, посвященные А. Пушкину, М. Лермонтову, С. Есенину, Н. Рубцову, томскому поэту Михаилу Ускову. Особое место занимало творчество томских авторов, поэтов и композиторов. Еще одна страница - это творческие вечера участников КЛОВМ. В.Г. Федорец постоянно сотрудничал и помогал певцам-любителям КЛОВМ, привлекал к участию в концертах своих воспитанников из «Школы для взрослых», выступал и сам. Это было особое творческое пространство, где инновации, самовыражение поощрялись. Создавались различные творческие содружества старшего поколения и молодежи. Проводились даже капустники в оперном стиле. - Играли ли Вы, выступали ли с произведениями томских композиторов ? Помню, как готовились мы к концерту вокальной музыки К.М. Лакина. Константин Михайлович даже на репетиции приходил. Концерт прошел с большим успехом на сцене МКЦ. С тех пор К.М. Лакин доверяет мне все свои вокальные произведения. Большинство из них впервые исполнены солистами КЛОВМ. Особенно Ларисой Валентиновной Калашниковой. Публика с особым интересом воспринимает творчество земляка. Сама я, как пианистка, выучила его цикл «24 прелюдии для фортепиано» и исполнила десять из них на концерте-презентации 12.12.2018 г. в Хрустальном зале ТМК имени Э.В. Денисова. Хочу вспомнить и авторский концерт А.Л. Груздева в ТМК им. Денисова и в Кривошеино, где я играла не только аккомпанементы В.Г. Федорцу, но и «Весеннюю сюиту» для фортепиано. Все это говорит о тесном сотрудничестве с Томским союзом композиторов, который возглавляет А.Л. Груздев. Кстати, один из своих вокальных циклов «Что сказал человек?» на стихи томского поэта Геннадия Скарлыгина он посвятил В.Г. Федорцу. Наше с Валерием Федорцом творческое содружество - певца и концертмейстера - длится более 10 лет. Его обширный репертуар мы представляли томскому слушателю на всех ведущих концертных площадках Томска. Особенно мне запомнилась работа над вокальным циклом Г. Свиридова «Отчалившая Русь», которую мы дважды исполняли в органном зале филармонии - в 2007 и 2016 гг. Свиридов очень тонко передал суть есенинской поэзии с ее мотивами религиозными, мотивами предательства, апокалипсиса, вознесения, преображения и гибели как спасения. Это так созвучно нынешнему времени. Вышеперечисленные вокальные шедевры крайне редко звучат на концертах в Томске. Это высокохудожественный духовный пласт культуры. Для нас он представляет несомненный интерес. И, конечно же, хочется донести эту музыку до слушателя, приоткрыть смысл этих великих творений. Деятельность концертмейстера многогранна, специфична. В музыке всегда прослеживается связь с поэзией и литературой, историей и философией, фольклористикой и т.д. И это мощный источник глубочайших рефлексий. Для меня поэзия является мощным толчком к творческим поискам. Образы, ассоциации поэзии томского поэта Н.А. Игнатенко, его поэтический цикл стихотворений «Месяцеслов», предложенный мне, нечаянно побудили к сочинению вокального цикла, который я назвала «Диалог-размышление на фоне Чайковского». Ассоциации с «Временами года» Чайковского возникли в процессе работы. Музыка Чайковского «Времена года» постоянна в моем репертуаре. Невольно ее цитаты стали вкрапливаться в мое сочинение. Валерий Федорец выучил шесть номеров этого цикла, еще шесть великолепно спела солистка филармонии Ирина Макарова. А 1 декабря 2018 г. в малом зале музыкального колледжа состоялась презентация цикла с участием поэта Н.А. Игнатенко. Партию рояля исполняла я, Ольга Мазепина. Зал был переполнен. Публика очень тепло восприняла презентацию произведения, которое мы посвятили памяти П.И. Чайковского. Концертов проводим очень много, но особенным для меня был 1 ноября 2019 г. в органном зале филармонии. Он был посвящен памяти замечательного певца, обладателя редкого по красоте тембра баса, солиста томской филармонии Владимира Рындина. Сборник его стихотворений я издала после его ухода. Большую инициативу в организации концерта и его программы проявил В.Г. Федорец. Это была его идея пригласить баса из оперного театра г. Новосибирска, так как в Томске нет такого голоса с басовым репертуаром, как у Рындина. Замечательно вела рассказ музыковед В. С. Тимофеева. Я с большой ответственностью и удовольствием еще раз играла репертуар Рындина, который исполняли Валерий Федорец, Андрей Триллер из Новосибирска. Участие пианистов и солистов томской филармонии наполнило концерт особым теплом. Очень много концертов прошло по линии томских композиторов, где мы с В.Г. Федорцом представляли вниманию слушателей произведения томичей К.М. Лакина, Г.Ф. Куртова, А.Л. Груздева, Г.С. Черненького и др. Вместе с Федорцом В.Г. мы воспитываем и подрастающее поколение, вовлекая их к участию в концертных программах. Например, 6 июня 2019 г. в день 220-летия А.С. Пушкина мы подготовили с детьми Миланой Мазепиной и Марией Карташовой концертную программу, посвященную дню рождения поэта, где они пели под мой аккомпанемент и исполняли фортепианные пьесы. Вела концерт Ольга Родионова. Она блистательно читала отрывки из сказок Пушкина. Концерт так и назывался -«Что за прелесть эти сказки». Концерт прошел в Пушкинской библиотеке, большой зал, полный слушателей, горячо принимал юных исполнителей. В музыкальном колледже я работала еще и концертмейстером в вокальном классе заслуженного артиста России Н.В. Артеменко, ныне - в классе В.Г. Федорца и С.Н. Кравченко... В прошедшем году организовала концерты студентов вокального отделения ТМК в городском Доме ученых - 16 сентября и 18 ноября 2019 г., преподавателей С.Н. Кравченко, В.Г. Федорца и С.И. Артемьевой. Концертмейстерами работали О.П. Мазепина, т.е. я, и Т.Б. Леденева; и, конечно же, пел в этом концерте и Валерий Федорец, украсив его своим мастерским исполнением арии Фигаро Россини. 12+ 1Г ♦«идЛшаш ги Органный концертный зал 5H1-K5I.M-S6 . 1 ноября 19:00 4 «ПЛЫВИТЕ К новым БЕРЕГАМ.» " «55 Концерт-посвящение чазелина певцу, поэту ~ Владимиру ~ РЫНДИНУ ННМКШТЕГ i6ap*ioni Народный артист республики Бурятия Шагдар ЗОНДУЕВ, бас /J**™* (НиосибTfUJJtf KpWKwW Вора ТНМОФГГМ В программе: фрагменты из опер: -Евгений Онегин- (П И. Чайковский), «Сеоильский цирюльни*» (Дж Россини), -Алеко* {С. Рахманинов), •Князь Игорь- [А. Бородин), романсы русских композиторов, Отдельная моя страница концертмейстера - это наша работа более 20 лет с С.Ф. Горцевой, заслуженным работником культуры России, замечательным исполнителем старинного романса и песни. Хотя в ее репертуаре есть и классический романс, и арии и пр. Многочисленные программы, с разной тематикой, большой репертуар, наработанный совместно, требует отдельной статьи. Но я хочу остановиться на одном из многих концертов в содружестве с В.Г. Федор-цом, где мы пели Ноктюрн Бабаджаняна, песни, романсы... Публика восторженно принимала их мастерское пение. Концерт Горцевой и Федорца, где я выступала как концертмейстер и ведущая, прошел в начале сентября 2019 г. в Доме ученых при переполненном зале и восторженных овациях публики. В 2008 г. в Москве мы выступили с Горцевой на Ро-мансиаде, где она была удостоена звания лауреата (Гран-при), я вошла в шестерку лучших концертмейстеров Романсиады (диплом), а в 2012 г. в Таллине на международном конкурсе исполнителей романса им. Изабеллы Юрьевой Светлана Федоровна Горцева завоевала лауреатское первое место. Исполни юли: Солист Томской областной Филармонии Валерий Федорец (баритон) Ольга Мазепина (фортепиано) Дни УчЗнык 4 stapta 2007 г. Качало г » 16.00

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Капри Нотатворческий псевдоним автора статьи
Всего: 1

Ссылки

 Легенды нашего музыкального мира: Валерий Федорец и Ольга Мазепина | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2020. № 9. DOI: 10.17223/26188929/9/11

Легенды нашего музыкального мира: Валерий Федорец и Ольга Мазепина | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2020. № 9. DOI: 10.17223/26188929/9/11