Подвигу забвенья не бывает | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2020. № 10. DOI: 10.17223/26188929/10/3

Подвигу забвенья не бывает

There is no such thing as an oblivion of the feat.pdf Страшным оказался для музыкантов Института искусств и культуры Томского государственного университета ноябрь 2020 года. Удар за ударом, потеря за потерей; в течение одного месяца от нас ушли два человека - Виталий Васильевич Максимов и Виталий Вячеславович Сотников. Они были друзьями, и Виталий Вячеславович, будучи уже тяжело больным, но еще надеясь на выздоровление, сказал о В.В. Максимове, ушедшем из нашего мира за две недели до его слов: «Я любил этого человека. Он был очень предан искусству». Именно такой и осталась память об этих людях. Друзьям и родным досталось много боли, но не только друзья и родные помнят о них; бессмертным осталось их великое дело - искусство. Ему они служили всю свою жизнь, это было их подвигом и победой. Тем, что больше земной жизни. Тем, что дает своим воинам бессмертие, - а они были воинами искусства. ТОМСК, 4 ноября - РИА Томск. Заслуженный артист России, известный томский виолончелист, профессор Института искусств и культуры Томского госуниверситета (ТГУ) Виталий Максимов скончался в среду в респираторном госпитале, сообщила РИА Томск сотрудница пресс-службы областной филармонии Татьяна Веснина. «Сегодня утром Виталий Васильевич (Максимов) скончался в ре-спиратнорном госпитале, который в железнодорожной больнице (сейчас Больница скорой медицинской помощи. - Ред.). У него был инсульт, левая половина тела парализована была. Изначально лежал в ОКБ, но потом перевезли туда - у него подтвердился COVID-19», - сказала собеседница агентства, отметив, что точная причина смерти пока неизвестна. Максимов родился в Подмосковье в 1941 году. По словам Весниной, в 1968 году он окончил Оркестровый факультет Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гне-синых и по распределению попал в Томск, где более 30 лет был артистом симфонического оркестра. В Томске он первым сыграл сложные произведения известных классиков - Шостаковича, Хачатуряна, Денисова. Создал ансамбль скрипачей ТГУ, долгое время преподавал в Институте искусств и культуры вуза. Максимов удостоен званий «Заслуженный артист России», «Заслуженный профессор ТГУ». Редакция РИА Томск выражает соболезнования родным и близким Виталия Максимова. Прощание состоится в пятницу с 13.00-14.00 в Белом ангеле. Заметку составил Александр Лакин Стихотворение Владимира Рындина. посвященное В.В. Максимову Они работали вместе в Томской филармонии в 1970-1980-е годы. Потом с 1995 по 2004 год. Совместные концерты, творческие проекты, наконец, творческая дружба духовно сблизили этих замечательных музыкантов - мастеров. В.В. Рындин одно из своих стихотворений посвятил В. В. Максимову, где попытался передать некоторые черты его характера и особенности натуры: тонкость души, интеллигентность, немногословность. Стихотворение написано 1 марта 1979 года. Не расположен говорить? Отраднее молчание? Ну что ж, Ты небом будешь слыть, А я - ручья журчаньем. По ходу мысли зажурчу, Впитав свои же краски, О том, как жизнь свою влачу Без лицемерной маски. Нахмуришь бровь -Тебя пойму. Живая речь - не схема. Что стоит гибкому уму Переиначить тему? Исчезнут складки; синеву Лишь уловлю во взгляде. Сплету ажурную канву Из нот в мажорном ладе. Не в звуках обоюдных речь; Когда близки духовно, Неважно, кто затопит печь, А кто погреется безмолвно. Владимир Рындин 4 ноября 2020 года ушел из жизни настоящий Музыкант, прекрасный исполнитель, Учитель и неповторимый просветитель Виталий Васильевич Максимов. Казалось, он был неутомим и незаменим во всех сферах своей деятельности. Виталий Васильевич и проиграл сам всю известную музыкальную литературу для виолончели, никогда не боясь нового материала, и делал многочисленные аранжировки для Трио, в котором он исполнял партию виолончели, Ансамбля скрипачей, а в последние годы - и для камерного оркестра. Кроме того, он и сам сочинял, шутя на сцене при объявлении своих сочинений: «я не мог не воспользоваться своим положением». Виталий Васильевич всегда проявлял принципиальность в репертуарной политике руководимых им коллективов и исключительную придирчивость к исполнительскому мастерству. Он любил заниматься самообразованием даже в областях, далеких от своей профессиональной деятельности, много читал и был личностью многогранной и интересной. В то же время он был человеком веселым и не упускал возможности пошутить. Не помышляя о разрыве со своими музыкальными коллективами, но трезво оценивая сложившуюся ситуацию в ходе тяжелой болезни, он передал дирижерскую палочку своему крестному сыну и ученику Александру Лакину, руководство Трио и Ансамблем скрипачей - мне, виолончель - Трио, пошутив при этом, как умел шутить только он: «Теперь она - это я». Иногда в это тяжелое время мы привозили его на репетиции Ансамбля, после которых Виталий Васильевич говорил, что получил «глоток свежего воздуха». Он был близким другом, которого заменить невозможно. Несмотря на тяжелую болезнь своего Учителя, мы надеялись на его выздоровление, пусть медленное, старались все делать для этого, но Судьба распорядилась иначе. Его уход из жизни - тяжелая утрата для нас и для его многочисленных слушателей и почитателей. Лучшей памятью Виталию Васильевичу пусть будет Музыка в исполнении его музыкальных коллективов. Пусть живут они долго и с благодарностью своему Учителю! Когда из жизни близкий друг уходит, Часть мира он уносит твоего, И часть другая к мысли не приводит, Что в мире не случилось ничего. Лишь кажется, все те же солнце, небо И город Томск, который так любил. Пассивным и уступчивым он не был, Здоровья своего он не щадил. Работал ты всегда без подстраховки, (А звук виолончели все летит!) И пусть звучат его аранжировки, И пусть виолончель его звучит! Когда мы соберемся, неизвестно, Ведь вирус не подарит нам чудес. Играть мы будем искренне и честно, Он чутко будет слушать нас с небес. Жанна Рыбакова У меня есть в архиве интересная запись нашего поздравления Виталия Васильевича в честь его 65-летия. Мы с подружкой, тоже его студенткой по классу камерного ансамбля, Саприной Машей, сделали так: я написала текст, она нарисовала Виталия Васильевича с виолончелью в руках... получилось оригинально (правда виолончель у него в другой руке почему-то оказалась, на что он мило указал и посмеялись вместе, но ему было очень приятно!). Будучи человеком очень скромным, он засмущался, но был рад такому вниманию. Вспоминаю его с теплотой и большой благодарностью... Считаю нашу с ним встречу большим подарком от жизни... Я училась не только осознавать и любить тот музыкальный материал, что мы исполняли, я училась просто любить. Через любовь к музыке и искусству Виталий Васильевич учил меня любить жизнь во всех ее смыслах. Научил любить себя, свой талант и свое предназначение в жизни. Он обладал редкими качеством - безграничной верой в человека! Светлая память моему учителю и другу! «Наш замечательный профессор...» Посвящение к 65-летию. lb .11/W для кафедры музыкального искусства - пи особая Bf.ii в этот декь родился Випниип Внснльеенч Miikciluos - наш замечателышй профессор! Удивительный музыкант. уникальная творческая личность. Виталий Вашльевкч - к чуткий педагог, и обаятельный лектор. и вдохновенный исполнитель, дирижер, н просто, добрейшей д)лш человек! Небезызвестно, что музыкальная жизнь лого года отмечена юбилейными торжествами посвхшеннычл композиторам В. А. Моцарту и Д. Д, Шостаковичу, Так уж совпало, что Виталий Васильевич, как искренне творческая личность, имеет отношение к (tin тначительиым событиям. А в связи t юбилейным ГОЛОМ он ведет еще большую 1кШ№№ творческую деятельность, Стоят упомянуть исполненный в Б.К.5. Кониерт ЛЙ ид виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича: ряд конпертных выступления камерного оркестра при ТГУ' ( под рук. Макашова ВВ.). программа которого составила ггропэведеяпя В.А. Моцарт»: вечера камерной мтэыкя, где наш профессор много играет сольно, выступает в составе трио, дутт». Его исполнительское мастерство, вдохновенное и гармоничное, проникнуто светом красоты и добра, детской чистотой ду ши и высоки»и идеями, подчас порывисто*, с ?моциональны.ч ассмомш, но всегда искреннее... Виолончель ноет * его руках, она вся в его власти.' Интересны впечатлен» от дирижерской деятельности Виталия Васильевича. Наряду с проникновенной глубиной интерпретапяй сочинений Н. С. Баи. В. А. Моиарга. И. Я- Брамса. С- В- Рахманинова. Д.Д. Шостаковича, нашему профессору с потрясающим мастерством улегся исполнять и легкую хтя восприятия музыку Остроумие, неподдельный юмор, непринужденность исполнения - все но присуще и человеческим качествам маэстро. Он - один из нем копи, кто умеет заражать радоанычн эмоциями, насыщать позитивной знергие* окружающее его проараиаво. Творчество нашего замечательного профессора многогранно. В этой связи нельзя не отметить «лекцин-концерты» для студентов разных факультетов < психологии. меядунар одных отношентт. экономики и зр.). Профессор завораживает слушательскую аудиторию как искусством слова, так и искусством звука. Много рассказывает интересного о творчестве композиторов, тп исполнительском стиле, произведениях, Виталий Васильевич играет ом в. что очень важно, привлекает студентов музыкальной кафедры (т.е. нас, чему мы очень рады и благодарны и доверие). В этих концертах также выступает ансамбль скрипачей - коллектив, которым руководит наш дорогой учитель, Для нас. студентов, весьма полезны лекции Виталия Васильевича по истории музыки, инструментальному исполнительству, а таксе индивидуальные занятая по предмету «камерный ансамбль-, И здесь профессор всегда понятен и интересен. Он осяещает не проста информацию о музыке или о том, как ее исполнять, а говорят с позиции исполнителя, переживающего музыкальный пропесс изнутри. На наш. студенческий взгляд. Виталий Васильевич - человек подлинных музыкантских эмоций, искренне живущий во пмя Музыкн. Спасибо Вам. наш замечательный профессор, что Вы есть в нашей студенческое жизни' Многие лета. Вам, наш дорогой учитель и друг- Спиты и^елрк всзриапньвюа клалопежпа IKoucu Hcaou Сшрт Klipn) Ксения Шалькова (Козлова) Виталий Васильевич Максимов. Кем он был для меня? Каким останется в памяти. Непросто односложно ответить на этот вопрос. И прежде всего самой себе! Ясно только одно. Мне несказанно повезло в жизни знать этого выдающегося музыканта и замечательного человека. С ним впервые я довольно близко соприкоснулась в далеком 1988 году, когда в составе Ансамбля скрипачей Томского государственного университета в качестве солистки-вокалистки побывала в Болгарии. Думаю, что это приглашение было именно его инициативой. Потом он довольно часто приглашал меня в свои программы для студентов университета... Они были интересны, многожанровы, изобретательны и необычны... Он сам всегда вел эти лектории... Легко, сверхпознавательно, часто с тончайшим юмором, что вызывало восторг слушателей... Для многих студентов эти концерты были реальным откровением... Увидеть, услышать виолончель, поющую так волнующе и загадочно, для них было поистине эмоциональным потрясением. Без преувеличения... Роль В.В. Максимова в эстетическом воспитании университетской молодежи невозможно переоценить. Он возвышал атмосферу любого концерта своим внешним видом, завораживающим тембром голоса, аристократизмом, подлинной артистичностью, невероятностью своих познаний и умением донести тонкость и глубину исполняемого произведения до любого слушателя... Он мог посоветовать и подсказать, помочь найти нужный нюанс и в романсе, и в шлягере, и в популярной песне... А как дорога была его похвала... Я это буду помнить всю жизнь... Не хвалясь, теперь уже можно... «Светочка! А ты лучше спела, чем Сенчина». Это о «Белой акации». Эти слова окрыляли, давали ощущение самодостаточности... Уже если такой музыкант тебя хвалит, значит, ты чего-то стоишь. Не знаю, как другие, но всегда ловлю себя на мысли, что мне не хватает Максимова в составе Симфонического оркестра филармонии. С тех пор, как его первый пульт заняли другие виолончелисты... И я воображаю элегантный образ, строгий, уже как бы отрешенный от повседневности взгляд перед первым взмахом дирижерской палочки... Так будет всегда, покуда мне самой доведется присутствовать при рождении ее Величества музыки. Неважно где... В органном зале филармонии или в актовом университета... Мне всюду будет чудиться образ музыканта, украсившего собой, своим творчеством всю культуру Томска... Таких не будет в ближайшем приближении. Это точно... Как и его коллеги, друга маэстро Виталия Сотникова... Они неразделимы в памяти. Спасибо, что они были. Они сделали этот мир лучше. Но оставили нас в тот труднейший период, когда нужны как никогда!.. Светлана Горцева Я его знала с детства. Он сидел в оркестре, на первом пульте, где-то в небесах, не ассоциировался у меня с живым человеком из плоти и крови - что-то запредельное... Мы же тогда совсем маленькие были... А потом, когда я с ним пела, замечала: он никогда не «ловил» меня, а шел рядом со мной, в одном потоке. Он меня просто слушал, достаточно было одного короткого взгляда. Ольга Иванова Виталий Васильевич - после инсульта, после долгих месяцев в больнице и в реабилитационном центре! - аккуратно, в каждый выпуск журнала, писал статьи. Статьи о воспитании молодых музыкантов, об их обучении Мастерству. В таком состоянии он не покорился болезни; он не мог идти, но дирижировал оркестром в Актовом зале. Эта сила воли, это мужество Духа перед лицом недомоганий тела - великий пример, это и есть та преданность Искусству, о которой сказал Виталий Вячеславович Сотников. Виталий Васильевич много творил пока был здоров - и виолончелист, и дирижер, и композитор, и ученый - да всего не вспомнить. Но «лакмусовой бумажкой» становится для человека на Земле беда. И в беде он делал все, что мог, для вечной силы Искусства, которой служил до конца - и после, незримо оставшись в строю. Екатерина Приходовская 4 ноября 2020 года умер заслуженный артист России В.В. Максимов. Те, кто знал его близко, тот знал, какой души был этот человек. Он был тонким музыкантом и профессионалом своего дела. Любил людей, которые его окружали, и ценил музыкантов-коллег. Никогда не был скуп на заслуженную похвалу. Я его знала как дирижера, но однажды мне посчастливилось услышать его игру на виолончели, мне было достаточно одного раза, чтобы понять, и немного заглянуть в его душу. На видео его последний выход на сцену за сутки до инсульта... Это был ноябрь, начало, 4 года назад. Светлая память Вам, Виталий Васильевич. Юлия Архипова На первом курсе, являясь студенткой Института искусств и культуры по классу скрипки, у меня была дисциплина «камерный оркестр», руководителем которой являлся Виталий Васильевич Максимов. С первых репетиций я поняла, что он мастер своего дела: требовательный, строгий, но в то же время мягкий и добрый. Виталий Васильевич всегда прикладывал много усилий для своего оркестра: написание оркестровки, партий, интересные программы, концерты. Я не пропускала ни одного урока, чтобы ничего не упустить, ведь он обязательно рассказывал предысторию произведений, чтобы мы могли еще лучше погрузиться и прочувствовать музыку. Виталий Васильевич был моим педагогом по «истории смычкового искусства», это были индивидуальные уроки: все по полочкам разложит, объяснит, всегда очень увлекательно, урок пролетал как одно мгновение. Во внеурочное время подходил, спрашивал «как дела?», шутил, рассказывал анекдоты. Всегда оптимистичный, уверенный и талантливый музыкант-виолончелист, который был примером для всех. Спасибо за все, дорогой Виталий Васильевич! А его улыбка всегда останется в моем сердце... Екатерина Гейль (Пахолкова) Светлой памяти В.В. Максимова Очень трудно писать о Человеке, замечательном педагоге-музыканте, который был другом, коллегой, особенно если ты его знал и общался не один десяток лет - в прошедшем времени. Я приехала в Томск в 1979 году после окончания Алма-Атинской государственной консерватории. И практически сразу же на одном из концертов Томского симфонического оркестра познакомилась с концертмейстером виолончельной группы - Виталием Васильевичем Максимовым. Мы были с ним коллегами в Томском областном музыкальном училище им. Э. Денисова, а с 1998 года - в Институте искусств и культуры Томского государственного университета на кафедре инструментального исполнительства. Вектор творческой деятельности заслуженного артиста РФ, профессора Виталия Максимова был весьма разнообразным и насыщенным. Он был эпицентром культурно-просветительской жизни ТГУ - являлся создателем и руководителем творческих коллективов: ансамбля скрипачей, инструментального трио, позднее камерного оркестра ТГУ. Сам формировал и готовил концертные программы, делал аранжировки и переложения музыкальных произведений для этих коллективов. На протяжении ряда лет вел познавательно-музыкальный клуб «Орфей» для любителей музыки и студентов ТГУ. Занимался педагогической деятельностью - читал лекции по истории музыки, вел камерный ансамбль, иллюстрировал в классе концертмейстерского мастерства у студентов-пианистов. На государственных экзаменах выступления его выпускников всегда были отмечены положительными отзывами председателей ГИА и удостоены отличных оценок. Виталий Васильевич активно занимался концертной деятельностью, очень много выступал с сольными программами, в составе инструментального трио Томской филармонии и трио ЦК ТГУ, а также в качестве ведущего концертов. На сольных концертах меня всегда поражало звучание его инструмента, интерпретация произведений, чувство стиля и формы, выразительность и утонченность фразировки, ощущение времени в пространстве. В жизни Виталий Васильевич был очень позитивным человеком, с прекрасным чувством юмора. Я вспоминаю одну из наших совместных поездок в Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки, куда мы были приглашены в качестве членов жюри Регионального конкурса камерных ансамблей. В процессе обсуждения выступлений конкурсантов замечания В. В. Максимова были очень корректными, объективными и точными, в них прослеживались энциклопедические знания в области музыкального искусства. Я с большим интересом наблюдала за этим действом и испытывала огромную гордость за наш Томск, только что открывшуюся молодую кафедру инструментального исполнительства в Институте искусств и культуры Томского государственного университета и, конечно же, за то, что у нас работают профессионалы такого уровня, как Виталий Васильевич Максимов. Это были незабываемые три дня - звучания прекрасной музыки, великолепной школы профессиональных дискуссий и исполнительского мастерства, а также фейерверка юмора, музыкальных историй и шуток. Виталий Васильевич Максимов относится к той категории людей, которые излучают духовный свет и тепло, и к ним всегда хочется прикоснуться. Он был не просто коллегой по работе - он был для всех нас родным и близким Человеком. Его очень любили студенты и коллеги-педагоги, он пользовался огромным уважением среди коллег-музыкантов. За время совместной работы с Виталием Васильевичем я испытывала гордость от общения с этим человеком. Он поразительно вовремя умел приходить на помощь, дать своевременный профессиональный совет и оказать моральную поддержку. Очень трудно осознавать, что Виталия Васильевича больше нет с нами рядом. С его уходом что-то исчезло, ушла целая эпоха, захлопнулась дверь в мир духовной нравственности, искренности и чистоты! Светлая память, дорогому нашему другу, коллеге, прекрасному, светлому Человеку и замечательному музыканту - Виталию Васильевичу Максимову! Людмила Булгакова До сих пор не могу смириться с его уходом, наверное, он всегда будет продолжать жить в наших сердцах и добрых воспоминаниях. Очень неожиданно случился уход Виталия Васильевича. Я верила, что он выздоровеет и будет вновь вести лекции, играть на виолончели и дирижировать. Думаю, что жажда жизни и творчества не покидала его до конца дней, несмотря на тяжелую продолжительную болезнь. Сила духа и жизнь в творчестве, в музыке - вот что было в этом человеке сполна. Все эти пять лет он писал, он мыслил и был с нами, пусть даже «на бумаге». Познакомилась с Виталием Васильевичем, когда я была еще студенткой университета. Он преподавал у нас историю русской музыки. Его лекции очень отличались от остальных. Он рассказывал (никогда не читал по бумажке) о композиторах так, как будто был с ними хорошо знаком, будто здоровался с ними за руку или жил по соседству. Это было очень увлекательно, интересно. Вот уж на его лекциях совсем не хотелось спать или отвлечься. До сих пор помню его лекцию о сценическом волнении. Никогда не думала, что перед выходом на сцену можно заниматься медитацией, тогда для меня это было открытием. Виталий Васильевич знал, о чем говорил, и не по написанному, а из своего личного опыта. Как-то я его спросила, волнуется ли он на сцене во время исполнения, на что он сказал: «когда нахожусь за сценой, я переживаю и волнуюсь, но только поднимаюсь и беру в руки виолончель, сразу все проходит». Этот человек родился, чтобы быть артистом, музыкантом, это его судьба, его дар. Конечно, большую часть времени мы с ним общались как дирижер и исполнитель. С каким удовольствием и желанием хотелось идти на репетицию. Потому что мы занимались творчеством, музыкой. Он не любил синтезаторы, на которых мы играли, заменяя духовые инструменты. Но помогал нам извлечь из этих электрических инструментов максимально выразительные звуки, включая тонкую нюансировку, динамику, что сделать практически невозможно. А как приятно выходить с ним на сцену! Не было никакого волнения, полностью раскрепощенная и творческая обстановка, со стопроцентным погружением в музыку. Сколько юмора и легкости всегда шло от Максимова! Я хочу сказать несколько слов о Виталии Васильевиче как о человеке, как я его понимала и чувствовала. Мне видится, что за всей этой легкостью и фееричностью, блистательностью, бесконфликтностью, умением легко и просто находить общий язык со всеми людьми, умением разряжать напряженную обстановку (созданную, конечно, не им), так вот, за всем этим была огромная глубина. И он переживал, и я не считаю, что судьба его была совсем уже легкой, он никогда не показывал этого, у него было все внутри. Я видела его в подавленном состоянии всего два раза за 19 лет обучения с ним. Он был всегда очень тактичен, интеллигентен и очень доброжелателен. В моей жизни Максимов много значит. Он помог осуществить мою давнюю мечту: сыграть фортепианный концерт с оркестром. Всегда благодарю его и буду помнить об этом счастье находиться с ним на одной сцене как солист и дирижер. Я ему могла доверять на все 100% как музыканту. И поэтому как исполнителю так легко было открываться ему. И можно было с полным доверием принимать его советы и пожелания. Ушел великий музыкант и человек. Такое сочетание личностный качеств я не встречала никогда. До сих пор не могу смириться с его уходом. Наверное, Он всегда будет продолжать жить в моем сердце. Благодарю свою судьбу за встречу с таким человеком. Анна Бурцева Была у нас с Виталием Васильевичем одна замечательная шутка: в 2013-2014 годах я работал дворником (где бы вы думали?) возле банка. Как-то раз Виталий Васильевич меня спрашивает: «Дима, а ты где сейчас подрабатываешь-то?» Я ему с серьезным лицом: «В банке работаю, - говорю, - банковский работник я!» Виталий Васильевич сначала вправду подумал, что я работаю в банке оператором или кем-то еще. Не стал подробно меня расспрашивать. И так прошло немало времени, пока кто-то из наших общих друзей (уже точно не помню кто...) меня «сдал». Смеху Виталия Васильевича не было предела (он всегда отличался большим и очень тонким юмором)! С тех пор мы с ним стали банковскими работниками! Какие только финансовые операции мы не выполняли: обрушивали японскую йену, подымали в рейтинге монгольский тугрик и т. д и т. п. Интересно то, что он знал названия очень многих валют. Но самой главной нашей «задачей» было отправление восвояси такой валюты, как «американский доллар»! Это было «делом всей нашей жизни». Да, всего не упомнишь, конечно... Но это были, наверное, самые веселые времена в нашей творческой жизни! Спасибо Вам, Виталий Васильевич, за такое миропонимание и за такую Дружбу! До встречи! Ваш финансовый компаньон - Дмитрий Котылев или просто Дима. Дмитрий Котылев С Виталием Васильевичем Максимовым я познакомилась в 1993 году, когда после окончания Новосибирской государственной консерватории вернулась на родину в Томск. В то время Виталий Васильевич был руководителем ансамбля скрипачей. Через небольшой промежуток времени я стала сотрудничать с ансамблем, и Виталий Васильевич специально для меня делал переложения вокальных произведений для моего голоса - и у меня накопился очень большой серьезный репертуар. После того как в ТГУ был организован камерный оркестр, руководителем которого стал Виталий Васильевич, я с большой радостью стала сотрудничать и с этим коллективом. Встреча с Виталием Васильевичем оказалась для меня очень важной. Он был музыкант с большой буквы, очень талантливый виолончелист, эрудированный музыковед, отличный организатор, и самое главное - еще и очень человечный, небезразличный, даже в самый тяжелый момент можно было к нему обратиться и точно быть уверенным, что тебя внимательно выслушают и помогут. Одними из самых ярких концертных программ, спетых с Виталием Васильевичем, были: вокальный цикл Д. Шостаковича «Испанские песни», Рихард Вагнер вокальный цикл «Пять песен на стихи Матильды Визендонк», Дж. Верди «Реквием», Джованни Батиста Перголези кантата «Stabat Mater» для двух голосов, еще несколько творческих вечеров и бенефис. Виталий Васильевич был очень внимателен к молодежи, с интересом наблюдал за творческим ростом ребят, приглашал ребят петь в свои коллективы. Для молодого музыканта сотрудничество с таким мастером и музыкальными коллективами было огромнейшим опытом, создавало базу для скорейшего творческого роста певца. Программы составлялись очень заранее, и артисты знали, что у них впереди будет очень серьезный концерт, и Виталий Васильевич требовал, чтобы они готовились основательно. Стоит еще отметить, что те студенты, которые попали в оперный класс, где руководитель Виталий Максимов, получали всестороннюю подготовку, и это всегда подтверждалось их блистательным выступлением на государственных экзаменах. Когда музыкант идет по своему творческому пути, встречаются личности, которые создают фундамент и основу для творчества, где можно петь много серьезной музыки в хорошем качестве. И Виталий Васильевич был такой фигурой, и его нам будет очень не хватать. Незаменимые люди есть! Светлана Черепова Прошло всего 20 дней - и не стало Виталия Вячеславовича Сот-никова. Как будто включился страшный конвейер потерь. Но эти люди не потеряны. Они ушли в Бессмертие, им нет возврата - но нет и забвенья. Их памяти посвящают концерты (например, концерт в Томской филармонии 3 декабря, которым душу В. Сотнико-ва «провожали» в Вечный Свет на девятый день1), их память жива в музыкальных сочинениях молодых авторов2. Раньше музыкантов Томского университета в шутку называли «кафедра двух Виталиев». Так и получилось: они ушли рядом, один за другим. Воины Искусства, до конца не склонившие головы. ТОМСК, 25 ноября - РИА Томск. Виталий Сотников - бессменный руководитель и дирижер Хоровой капеллы Томского госуниверситета. руководитель кафедры хорового дирижирования Института искусств и культуры госуниверситета скончался в Томске на 82-м году жизни. - сообщается на официальной странице капеллы ТГУ в соцсети ВКонтакте. «Горестная новость. Ушел из жизни Маэстро Сотников Виталий Вячеславович. Музыкант. Дирижер. Наставник. Учитель. Невосполнимая потеря». - говорится в публикации. Как позже сообщил РИА Томск. директор Института искусств и культуры ТГУ Дмитрий Галкин. прощание с маэстро пройдет в субботу. 28 ноября. в храме Александра Невского (улица Герцена. 3) с 12 до 13.30. Виталий Сотников родился 10 февраля 1939 года в Казани. После окончания факультета хорового дирижирования Казанской консерватории в 1966 году приехал в Томск и возглавил Хоровую капеллу ТГУ. С 1990 года. когда в ТГУ началась подготовка специалистов в сфере музыкального искусства. преподавал дирижерское искусство. возглавлял сначала отделение хорового дирижирования на филологическом факультете. а затем кафедру музеологии искусства (с 1994) и кафедру хорового дирижирования (с 2001) Института искусств и культуры. Награжден многими государственными и региональными медалями. Редакция РИА Томск выражает соболезнования родным и близким Виталия Сотникова. Скажут о нем еще немало, напишут специальные статьи и книги. Два больших дела оставил он нам в наследство: высшее музыкальное образование в Томске и Хоровую капеллу, которую неизменно и справедливо называют брендом Томского государственного университета. Вспомним фактологию этих событий. «Инициатива открытия высшего дирижерско-хорового образования в городе Томске принадлежит одному из видных деятелей хоровой культуры России, художественному руководителю Хоровой капеллы ТГУ Сотникову Виталию Вячеславовичу, под руководством которого в дальнейшем проходило становление и развитие высшего музыкального образования в Томском государственном университете. Первой музыкальной специальностью, открытой в Томском университете, стала специальность "Хоровое дирижирование", в 1998 году открыта специальность "Инструментальное исполнительство", в 2003 году - "Вокальное искусство". В июне 1994 года в ТГУ был открыт Центр культурологии, преобразованный 1995 году в культурологический факультет. В 2001 году культурологический факультет ТГУ реорганизован в Институт искусств и культуры». (Из буклета «К 25-летию высшего музыкального образования в Томске», текст составлен коллективом авторов). Сколько труда и сил Виталия Вячеславовича за этими скупыми фактами! Он ездил в Москву, в министерство, он добивался - и добился! Это было нелегко, и отнюдь не каждому было дано справиться с этой задачей. Такое достижение - одно из доказательств титанической силы, присущей Личности Мастера. «Хоровая капелла Томского государственного университета создана в 1959 году. Сейчас это один из самых известных вузовских творческих коллективов, постоянный участник множества крупных мероприятий, давно ставший визитной карточкой Томска не только в пределах России, но и за рубежом. Создателем и первым руководителем капеллы был выпускник Казанской государственной консерватории Виктор Васильевич Кузьминов. Хоровая капелла ТГУ задумывалась и создавалась В.В. Кузьминовым как концертный коллектив с широкими возможностями обновления репертуара. Эти традиции закрепил и продолжил выпускник Казанской консерватории Виталий Вячеславович Сотников, который возглавил капеллу в 1966 году. Капелла по праву стала своеобразной «визитной карточкой» старейшего университета Сибири. Искусству капеллы внимают не только студенческая молодежь Томска, но и выдающиеся деятели науки, политики и культуры России и многих стран мира, поскольку без участия капеллы не проходит ни одно событие регионального, всероссийского и международного масштаба, проводимое в Томске» (из буклета «Хоровая капелла Томского государственного университета. 60 лет», текст составлен Георгием Шахтариным). .Виталий Вячеславович был Деятель. Про него от точки до точки: «Заслуженный Деятель Искусств». Высшее музыкальное образование в Томске - это было его сильное и бескорыстное желание, можно сказать, мечта. Он не ограничился просто дирижерской специальностью; открыл и такие специальности, как «фортепиано» и «вокал». У него был свой собственный взгляд на проблему обучения: он не зря много раз обращал внимание на то, что у нас не просто «учебное заведение», где именно «учат», а нечто вроде авторской школы К.С. Станиславского. У него собирались ученики, они жили общей жизнью и таким образом учились. Принцип студийного обучения: нас много, и у всего нашего множества один Мастер. Как известно, «научить одинаково дирижировать» невозможно, у каждого свой подход; задача, в принципе, одна, а способы ее решения разные - у каждого свой собственный... Важно не просто «отмахать сетку», а спровоцировать коллектив к восприятию и переживанию музыки. Так делал и Казачков (его преподаватель в Казани) - собирал их у себя, они слушали вместе музыку. Здесь важны не только профессиональные, но человеческие характеристики. А человек Виталий Вячеславович был мощный и влиятельный - в смысле силы и определенности своей позиции. Характер был сильный. У него хватило сил поднять это - и хорошо, что жил он в то время, когда не «каждый сам себе царь», а за спиной Советский Союз - машина, которая работает бесперебойно. Но, конечно, здесь много зависело от него лично. Как сказала Вероника Алексеевна, он был понятен - понятен и в горе, и в радости. Он до последнего все держал в своих руках; он и унес с собой свою тайну, никого в нее не посвятив. (Из интервью Ольги Ивановой) Слова его молодых преемников, один из которых теперь «отвечает» за кафедру, второй - за Хоровую капеллу: Знакомство с Виталием Вячеславовичем у меня состоялось на конкурсе дирижеров академических хоров в г. Томске в 2010 году. В составе других конкурсантов я приехал на конкурс из г. Рубцовска Алтайского края, тогда учился на 4-м курсе Рубцовского музыкального колледжа. А вот узнал я о Виталии Вячеславовиче Сотни-кове и Хоровой капелле ТГУ задолго до поездки в Томск - в 2007 году. Когда я приехал учиться в Томск, наша хоровая практика проходила на базе Хоровой капеллы ТГУ. Первое время я пел в хоре, затем Виталий Вячеславович поставил меня играть в перкуссионную группу (тогда готовилась программа Спиричуэлы ноябрь-декабрь 2011 года). После возвращения из армии в декабре 2012 года я еще некоторое время пел в коллективе и в 2014 стал хормейстером басовой партии, а потом и теноровой. За это время было очень много интересных программ: постановки опер, реквиемов, кантат, новые духовные программы. В октябре 2014 года был организован мужской ансамбль «Men singers» из участников Хоровой капеллы ТГУ. В феврале 2018 года Виталий Вячеславович предложил мне поставить оперу С. Рахманинова «Алеко». Началась очень долгая работа, а 31 октября 2018 года состоялась премьера. После этого очень большая работа продолжилась и в сентябре 2019 года было решение поставить оперу К. Молчанова «А зори здесь тихие». Но в марте 2020 года работа над оперой была приостановлена в связи с пандемией, премьера была запланирована на 28 апреля 2020 года. Вклад Виталия Вячеславовича в мой творческий рост и мою творческую жизнь очень большой: за эти 9 лет вместе было спето очень много программ, была возможность поработать с таким профессиональным коллективом, вырасти профессионально самому. Михаил Казанцев, и.о. зав. кафедрой хорового дирижирования и вокального искусства с декабря 2020 года Эпизод нашего знакомства можно разделить на 2 части. Первая - его появление. Еще в начале первого курса училища совсем еще ничего не понимающие студенты маялись всем, чем угодно. Пинг понг, прогулки по набережной, взять кабинет и толпой петь песни пока кто-то аккомпанирует на Фортепиано. Казалось, что мы знали всех наших преподавателей: Тугушев, Турянчик, Соломина, Мельниченко, Абрамочкина... Но нет, а то время еще преподавал и профессор Сотников. Встретить его было трудно, так как у него была только одна студентка (Светлана Самойлова). Он приходил к ней на занятие и уходил. Вот в один из дней мы, как всегда, первым курсом торчали в коридоре, и вдруг училище замерло (по крайней мере первый этаж). Спускался Виталий Вячеславович, провел урок и шел вернуть ключ от кабинета. Мы принялись обсуждать, кто это и почему не берет учеников и какие нужно иметь заслуги. Разговоров было много. Он тогда не заметил никого из нас, спокойно сдал ключ, и пропал в коридоре к библиотеке. Второй раз уже был «диалог на равных». Я только поступил в ТГУ и сильно волновался перед первым уроком по дирижированию. Он, как всегда, уже ждал у входа в кабинет. Пригласил сесть и сразу начал расспрашивать о моих планах на карьеру, о планах в Томске, где бы я хотел работать. Сложно ответить на вопрос, какие мои творческие замыслы реализовались под его руководством. Почти все мои программы с капеллой проходили его оценку и корректировку - «Иоанн Дамаскин» С. Танеева, «Весна» С. Рахманинова, «Царь Эдип» И. Стравинского, программы по творчеству Ю. Фали-ка, Г. Свиридова. Его самый значимый вклад в мою творческую жизнь - музыкальная этика и эстет

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рыбакова Жанна ВениаминовнаТомский государственный университетзаслуженный работник культуры РФ, руководитель ансамбля скрипачей; руководитель инструментального Трио Центра культуры ТГУ, доцент кафедры метеорологии и климатологии ТГУ
Лакин Александр КонстантиновичТомский академический симфонический оркестр; Томский государственный университет ; Новосибирская государственная консерваторияартист; заведующий учебной лабораторией Института искусств и культуры «Симфонический оркестр», выпускник ИИК и кафедры дирижирования
Архипова Юлия ЛеонидовнаТомский государственный университет; Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинкипреподаватель кафедры хорового дирижирования и вокального искусства ИИК; выпусница; певица (сопрано)
Шалькова Ксения АнатольевнаТомский государственный университет ; ДШИ им. Морозовавыпускница Института искусств и культуры; преподаватель фортепиано
Приходовская Екатерина АнатольевнаТомский государственный университетдоктор искусствоведения, член Союза композиторов России, член Российского Союза писателей, доцент Института искусств и культуры
Бурцева Анна ИвановнаТомский государственный университетдоцент кафедры хорового дирижирования и вокального искусства ИИК; концертмейстер, артистка оркестра
Черепова Светлана НиколаевнаТомский государственный университетдоцент ИИК; зав. вокальным отделением кафедры хорового дирижирования и вокального искусства, певица (меццо-сопрано)
Иванова Ольга БорисовнаТомский государственный университетдоцент кафедры хорового дирижирования и вокального искусства ИИК; художественный руководитель женского академического хора ТГУ, солистка Хоровой капеллы
Булгакова Людмила ВикторовнаТомский государственный университеткандидат искусствоведения, зав. кафедрой инструментального исполнительства ИИК; Почетный работник высшего профессионального образования; Почетный работник высшего профессионального образования
Котылев Дмитрий ЕвгеньевичТомский государственный университет; Новосибирская государственная консерваторияартист оркестра; выпускник; член Союза композиторов России
Гейль Екатерина НиколаевнаТомская государственная филармония; Томский государственный университетартистка симфонического оркестра; выпускница ИИК
Мазепина Ольга ПавловнаТомской музыкальный колледж имени Э.В. Денисовапреподаватель и концертмейстер высшей категории; член общественной организации «Союз томских композиторов»
Горцева Светлана ФёдоровнаТомский государственный университетзаслуженный работник культуры России. Солистка Хоровой капеллы. Преподаватель Института искусств и культуры
Шахтарин Георгий АлександровичТомский государственный университетартист Хоровой капеллы; старший администратор Актового зала
Всего: 14

Ссылки

 Подвигу забвенья не бывает | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2020. № 10. DOI: 10.17223/26188929/10/3

Подвигу забвенья не бывает | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2020. № 10. DOI: 10.17223/26188929/10/3