В статье рассматривается деятельность художественного руководителя Народной капеллы Томского государственного университета профессора Виталия Вячеславовича Сотникова в развитии ораториального исполнительства в Томске. Приведены факты зарождения и развития исполнения в Томске вокальных произведений крупных форм: вокальных симфоний, кантат, ораторий. Приведены факты, что еще на рубеже XIX-XX вв. томскими музыкантами исполнялись отдельные номера и полные версии ораторий отечественных композиторов С. Танеева и А. Рубинштейна. В. Сотников явился энтузиастом и проводником исполнения вокально-инструментальных крупных форм в Томске на протяжении последнего полувека. Рассмотрены программы ораториальных концертов, подготовленных хормейстером совместно с капеллой. Диапазон дирижерского внимания охватил произведения XVIII-XXI вв. от И. Гайдна до Э. Вангелиса. Вклад В. Сотникова в развитие ораториального исполнительства в нашем городе стал значительной частью музыкальной культуры нашего города.
Oratorial performing in Tomsk and V. Sotnikov's activity (1939-2020).pdf Крупные вокальные формы - кантаты, оратории, мессы, симфонии с участием солистов и хоров принадлежат к вершинам музыкальных творений и всегда были в центре внимания композиторов и слушателей музыки. История ораториального исполнительства в Томске начинается в конце XIX в., когда силами местных музыкантов жители начинают знакомиться с отдельными произведениями этого жанра. Одним из первых стало исполнение в концерте 3 апреля 1880 года нескольких номеров из знаменитого произведения Дж. Россини «Sta-bat mater», но без вокальных партий [1]. Этот номер исполнялся в переложении для рояля в четыре руки. Предположительно, одну из партий исполняла Елизавета Алексеевна Дмитриева - Мамонова, одна из основательниц Томского отделения Императорского Русского музыкального общества. 2020 Известен также факт исполнения в 1885 г. А. А. Ауэрбахом на фисгармонии «Интродукции» к оратории И. Гайдна «Семь слов Спасителя на кресте». Исполнение произведений в полном объеме, безусловно, требовало наличия и хора и симфонического оркестра, что в те далекие годы было серьезным ограничением для Томска. И, тем не менее, в 1900 г. силами объединенного хора любителей и членов церковных хоров были исполнены несколько частей оратории И. Гайдна «Сотворение мира». Это событие стало возможным, благодаря большой работе, проделанной под руководством Якова Яковлевича Карклина, крупного оперного певца, который работал по приглашению в Томских музыкальных классах в 1900-1902 гг. Исполнителями выступили хор Томского отделения и архиерейский хор. Были исполнены интродукция и первый хор в сопровождении оркестра томских музыкантов. И в этом же концерте прозвучали интродукция и первый хор из упомянутой нами уже оратории Дж. Россини. Упомянем об одной особенности исполнения произведений ора-ториального жанра в те далекие годы. По канонам православной церкви не допускалось исполнение совместно в одном концерте музыкальных произведений, используемых в обиходе русской церкви, и произведений светского характера. Разрешалось устройство отдельных духовных концертов, в которых такая музыка должна была исполняться в разных отделениях. Первое отделение отводилось музыке русских авторов. В другом отделении концерта можно было исполнять произведения зарубежных авторов на тексты из библии и тексты духовного содержания. И еще такая небольшая деталь сопровождала эти концерты: в «иностранном» отделении концерта могли быть исполнены произведения русских авторов, но написанные на тексты, не входящие в практику русской церкви. Так произошло с номерами из оратории А. Рубинштейна «Потерянный рай». Два номера - «Голос с неба» и «Хор небесных духов» - было исполнено во втором отделении духовного концерта 31 марта 1902 г. В одном из концертов прозвучало также «Трио ангелов» из оратории Ф. Мендельсона «Илья». В апреле 1912 года произошло еще одно знаковое событие в музыкальной жизни города. Состоялось первое исполнение в Томске оратории «Потерянный рай» А. Рубинштейна. Это было первое исполнение полной (без купюр отдельных частей) оратории в сопровождении симфонического оркестра. В постановке участвовали более ста человек. Хор Первого сибирского хорового общества [2] выступил в сопровождении любительского симфонического оркестра Железнодорожного собрания под управлением педагога -скрипача А.В. Буздыханова. Главную партию Евы исполнила педагог Томского музыкального училища Мария Альбертовна Федорова [3], которая более трех десятилетий была ведущим вокальным педагогом города. Это событие вызвало широкий резонанс среди любителей музыки и получило одобрение музыкальных рецензентов. К сожалению, после этого события наступил некий «застойный» период в ораториальном исполнительстве Томска. Лишь к 1927 г. педагог музыкального техникума Алексей Филиппович Хитров написал кантату, посвященную юбилею Красной армии. Кантата была исполнена несколько раз, в том числе во время празднования 35-летнего юбилея музыкального образования в Томске. В 1959 г. в Томском университете создается хоровая капелла по инициативе выпускника Казанской консерватории Виктора Васильевича Кузьминова. Репертуар первых лет студенческой капеллы не включал произведений крупной формы. В 1966 г. во главе капеллы становится также выпускник Казанской консерватории Виталий Вячеславович Сотников, который руководил коллективом до 2020 г. В творческих планах любого молодого дирижера, безусловно, зреют мысли о работе над крупными вокальными произведениями. Для Сотникова такой период настал в конце 1960-х - начале 1970-х гг. В этот период хормейстер и капелла приступают к работе над масштабными кантатами и хорами. Внимание Сотнико-ва привлекают масштабные вокальные полотна Г.В. Свиридова. За небольшой период времени капелла подготовила и исполнила не только на сценических площадках города, но и во время своих гастрольных поездок практически все крупные произведения композитора. Виталий Сотников и солистка капеллы Светлана Горцева В репертуаре капеллы «Патетическая оратория», «Поэма памяти Сергея Есенина», две кантаты «Снег идет» и «Курские песни». Для участия в исполнении масштабных хоровых произведений Сотников стал приглашать солистов областной филармонии и учащихся томского музыкального училища. Так, солистом в «Патетической оратории» выступил прекрасный томский бас Иван Батурин (рис. 2), солист Томской областной филармонии. Выступали с капеллой солисты филармонии: бас Владимир Рындин, баритон Валерий Федорец. Внимание В. Сотникова привлекали хоровые произведения и других отечественных композиторов. Среди работ капеллы мы видим симфоническую поэму Д. Шостаковича «Казнь Стеньки Разина», кантату С. Прокофьева «Александр Невский», хоровой цикл Р. Щедрина «Четыре хора». Солист филармонии и капеллы Иван Батурин После создания Института культуры и искусств Томского государственного университета в капеллу стали вливаться его выпускники, получившие подготовку в классе Виталия Вячеславовича Сотникова, ставшего к этому времени профессором. Отдельный пласт творчества Сотникова связан с исполнением «канонических» ораториальных произведений - реквиемов. Капеллой были подготовлены самые популярные произведения: «Реквием» Дж. Россини, «Реквием» В. Моцарта, «Реквием» Дж. Верди, «Немецкий реквием» И. Брамса, «Реквием» Э. Ллойд Уэббера. Исполнение этих произведений становилось для Томска знаковым событием, знакомило с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, способствовало воспитанию вкуса томских слушателей. Капелле во главе со своим руководителем пришлось преодолевать серьезные трудности. Прежде всего, это огромные вокальные произведения. Их продолжительность составляет около часа и более, что требует от исполнителей большой физической нагрузки. Капелла с успехом представила томским слушателям «Всенощное бдение» и «Литургию св. Иоанна Златоуста» С. Рахманинова, интереснейшее хоровое произведение К. Орфа «Кармина бурана». Одним из привлекательных и значимых, на наш взгляд, качеств Сотникова как художественного руководителя и дирижера капеллы было желание исполнять произведения, никогда ранее не звучавшие в Томске. Например, капелла впервые исполнила «Фестивальную мессу» австрийского композитора Г. Вернера. Заметим, что, практически все упоминаемые в данной работе произведения крупных хоровых форм были исполнены впервые в Томске именно с «легких рук» маэстро Сотникова. В XXI веке художественный руководитель капеллы ставит новые, скажем, откровенно, сложные и амбициозные задачи. Капелла готовит произведения наших современников, которые привнесли в хоровое исполнительство новые элементы и краски. Настоящим «музыкальным шоком» для города явилась премьера «Мессы мира» английского композитора К. Дженкинса. Когда на премьере «Мессы» прозвучал последний аккорд, в зале на несколько секунд повисла тишина. А затем - шквал аплодисментов! Среди последних работ В. Сотникова нужно отметить «Креольскую мессу» аргентинского композитора А. Рамиреса, «Оду к радости» в Симфонии № 9 Л. Бетховена. Большое впечатление на слушателей произвело исполнение кантаты С. Рахманинова «Весна». В этом концерте В. Сотникову и главному дирижеру симфонического оркестра Я. Ткаленко удалось добиться прекрасного равновесия по звучности между оркестром и капеллой, что было сделать весьма не просто в условиях Большого концертного зала, не отличающегося высокими акустическими качествами. Впервые в России Сотников решился на постановку еще одного крупного произведения - вокальной симфонии греческого композитора Э. Вангелиса «Mythodea». Произведение написано в стиле технократической электронной музыки и требует от исполнителей высокого профессионализма. Восторженный прием слушателей показал, что капелла под руководством своего хормейстера находится в расцвете своего таланта. Оценкой огромного вклада Виталия Сотникова в пропаганду музыки ораториальных жанров служат не только признательность томских любителей, но ряд наград, полученных дирижером. Среди них орден Русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени, диплом лауреата Международного конкурса духовной православной музыки (Польша, 2004). Остается искренне сожалеть, что Виталий Вячеславович не успел прикоснуться к таким ораториальным произведениям нашего выдающегося земляка Эдисона Денисова, как «Реквием» и «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа». Надеемся, что и они будут звучать в Томске. И в заключение добавим, что вклад В.В. Сотникова в исполнение хоровых масштабных произведений легко оценить: за последние 50 лет он просто огромен! Прими, дорогой Артист и Музыкант этот Венок памяти. Он свит из белых роз.
Вавилов Станислав Платонович | Томский политехнический университет | кандидат технических наук, доцент | |
Ткаленко Ярослав Владимирович | Центр Оперного пения им. Г. Вишневской | дирижер; В 2000-2006 гг. музыкальный руководитель и дирижер камерного оркестра старинной музыки «Королевский двор». Сотрудничал с Мариинским театром, Московским театром «Геликон - Опера», Воронежским театром оперы и балета | |
Отчет Томского отделения Императорского Русского музыкального общества за 1900-1901 годы // Томск. Тип. 1901. 39 с.
Вавилов С.П. Первое Сибирское хоровое общество // Сибирский музыкальный альманах. 2006. № 7. С. 96-103.
Вавилов С.П. Восхититель дум // Сибирская старина. 1994. № 7. С. 43-45.