Очерк о российско-немецком научном онлайн диалог-форуме для студентов и аспирантов «память акустической культуры. звук, музыка и процессы познания в контексте авангарда в России и Германии в “длинном” xx в.», 4-5 ноября 2021 г. (по итогам международного симпозиума) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2022. № 13. DOI: 10.17223/26188929/13/4

Очерк о российско-немецком научном онлайн диалог-форуме для студентов и аспирантов «память акустической культуры. звук, музыка и процессы познания в контексте авангарда в России и Германии в “длинном” xx в.», 4-5 ноября 2021 г. (по итогам международного симпозиума)

An essay on the russian-german scientific online dialogue forum for students and postgraduates "memory of acoustic cult.pdf Обмен научным опытом, знаниями и методами является одной из важнейших составляющих процесса познания и науки в целом. Основной мотивацией организаторов научного форума «Память акустической культуры. Звук, музыка и процессы познания в контексте авангарда в России и Германии в “длинном” XX веке» в 2021 г. являлась идея создания платформы обмена накопленным опытом исследований на международном уровне для студентов и молодых учёных. Диалог-форум выбран не случайно и отсылает к вышеуказанной цели. Знакомство с различными исследованиями проходило в течение двух дней, которые закончились большим круглым столом. Мероприятие проведено и подготовлено студентами: они занимались составлением программы (отбор докладов, приглашение учёных с пленарным докладом) и были модераторами заседаний секций. Темой диалог-форума стали междисциплинарные исследования музыки и искусства в целом на рубеже веков. В ходе докладов были затронуты такие области, как систематическое музыковедение (музыкальная психология и музыкальная терапия), sound studies, история науки и музыкальных архивов, исследования перфоманса. Звук, его производство и восприятие, а также художественные свойства и возможности становились «лабораторией» для многих композиторов, музыкантов-художников, театральных деятелей, радиорежиссёров и режиссёров кино, учёных. Таким образом, звук был предметом внимания и культурных и социальных исследований в России и Германии в начале XX столетия. В это время образовывались новые формы познания мира путём соединения различных видов искусств, увеличился интерес к психофизиологическому аспекту процесса данного синтеза. С появлением новых ресурсов для записи, хранения и передачи звуковых волн на обширные территории (радио, раньше - граммофон) человек вновь обратился к особому органу познания - к слуху. Многие композиторы были заинтересованы в соединении психофизиологических процессов восприятия музыки и экспериментировали в своих теориях и музыкальных композициях. Так, на диалог-форуме студентов и молодых учёных были поставлены вопросы: каким образом в начале XX столетия происходил перелом художественного мышления, благодаря которому появились новые методы познания и творчества; каково значение авангарда как акустического наследия для современности. Открыл диалог-форум доклад «Советский авангард на американской почве. Преподавательская карьера Иосифа Шиллингера в Нью-Йорке», в котором Никита Брагинский (Университет им. Гумбольдта, Берлин) рассказал об эстетики музыкального творчества представителя раннесоветского авангардистского композитора и его популярности в США в начале XX в. Авангардистские течения во французской музыке того же периода на примере творчества Эрика Сати и влияние брюитизма в начале XX столетия на музыку поздних композиторов, например Джона Кейджа, описал Никита Мирошников (НИ Томский государственный университет) в своём докладе «Влияние сюрреалистической музыки на развитие приёмов звукоизвлечения и сочинения музыки». Светлана Подрезова и Юрий Марченко (Фонограммархив Пушкинского Дома РАН, Санкт-Петербург) рассказали об одном из крупнейших этно-музыковедческих собраний страны и его истории в презентации «Фонограммархив Института русской литературы (Пушкинский Дом РАН). Ханна Эслер (Свободный университет, Берлин) и Джим Игорь Калленберг (Университет Йоханнеса Гуттенберга, Майнц) сфоркусировали своё внимание на революционной эстетике «Симфонии сирен» Арсения Авраамова в докладе «О необходимости 'Симфонии сирен'. Революционное наследие мифологических и технических сирен». Елизавета Виллерт (Университет Падербон / Консерватория Детмольда, Падерборн) в докладе «Звук новой реальности. Документально-драматическое радиовещание в СССР в 30-е гг.» описала проблему восприятия радиозвука в начале 1930-х гг. на примере драматических радиопьес «Повесть о сфагнуме» и «Стекло». Первый день форума закончился докладом Екатерины Малиновской (НИ Томский государственный университет) «Психологическая мотивация как основа построение оперного образа певца». В докладе Екатерина Малиновская - вокалистска с теорией звукообраза в операх Рихарда Вагнера - сумела отразить свой практической опыт. Второй день диалога-форума открыл доклад Патрика Бекера-Найдёнова (Университет г. Лейпцига) «Этос, аффект, интонация: регулирование телесности через звук в академическом музыкознании начала ХХ в. и его последствиях», в котором изложены научные изыскания Хермана Кречмара и Бориса Асафьева о взаимосвязях музыки с исследованиями в физиологии и психологии. Якоб Улих (Университет г. Марбург) выступил с докладом «Ефим Голышев и его роль в дебатах о додекафонии в Германии и Австрии» о личности украинского композитора. Лейла Циграф (Университет г. Базель) в своём докладе «Создание новых форм: хореодрама Игоря Стравинского 'Весна священная' в контексте театральной реформы около 1900-х» представила знаковую личность XX в., исследования перфоманса. О следующем жанре на стыке искусств на примере монооперы рассказала Екатерина Приходовская (НИ Томский Государственный Университет) в докладе «Сочетание вербального и невербального в вокальной музыке». О малоизученной музыке к радиоспектаклям томского композитора Эдисона Денисова (например, «Малыш и Карлсон», «Волшебная лампа Алладина» и др.) рассказала Вероника Кривопалова (НИ Томский Государственный Университет) в докладе «Музыка Эдисона Денисова к радиоспектаклям». Два последних доклада форума были посвещены исседованиям фильма и звука в целом. Татьяна Майборода (свободная исследовательница, Киев) в докладе «Визуальные и звуковые эффекты в индустриальной городской симфонии Дзиги Вертова и музыка к немому фильму Юлия Мейтуса» рассмотрела фильм советского кинорежиссера и сценариста как произведения на стыке звукового и художественного творчества. Евгения Татаринцева (композитор, Санкт-Петербург) рассказала о своём творческо-научном проекте Post scriptum, а именно об исследованиях звуков повседневности в докладе «Музыкальные коллажи “Постскриптум” - проект для записи звуков повседневной жизни». В рамках российско-немецкого диалог-форума получилось не только выявить характерные для авангарда исторические особенности отношения к звуку, но и проследить, как звуковое наследие прошлого влияет на современную музыка, а также на современное развитие музыковедения.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Виллерт Елизавета ЕвгеньевнаИнститут музыковедения и медиевистики Университета им. Гумбольдтамагистр искусств, ассистент Научной библиотеки кафедры музыковедения
Всего: 1

Ссылки

 Очерк о российско-немецком научном онлайн диалог-форуме для студентов и аспирантов «память акустической культуры. звук, музыка и процессы познания в контексте авангарда в России и Германии в “длинном” xx в.», 4-5 ноября 2021 г. (по итогам международного симпозиума) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2022. № 13. DOI: 10.17223/26188929/13/4

Очерк о российско-немецком научном онлайн диалог-форуме для студентов и аспирантов «память акустической культуры. звук, музыка и процессы познания в контексте авангарда в России и Германии в “длинном” xx в.», 4-5 ноября 2021 г. (по итогам международного симпозиума) | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2022. № 13. DOI: 10.17223/26188929/13/4