An integrated approach to the performance of the workin the process of the pianist's creative activity (Following t.pdf Любое произведение искусства представляет собой совокупность материального и идеального, будь то картина или стихотворение. Материальной основой в данном случае будут являться холст и бумага, идеальной же - художественный образ. «Произведение искусства всегда воплощается в материальном объекте, доступном восприятию органами чувств. “Закодированная” в этом объекте художественная информация расшифровывается, вновь принимая идеальную форму, в сознании воспринимающего - зрителя, слушателя» [1, с. 7]. Под материальной основой музыки следует понимать ее звучание при исполнении, которое может существовать лишь в отдельно взятых исполнительских актах. Из этого следует, что того оригинала в музыкальном искусстве, который существует в искусстве изобразительном, нет. В этом случае, необходимо выделить три формы существования музыкального произведения: потенциальную, актуальную и виртуальную. Под запланированной формой понимается музыкальное произведение, записанное на бумаге, но еще не исполненное. Во временной форме произведение существует здесь и сейчас (как известно, музыка относится к временному искусству) - в определенном исполнительском акте. Подсознательная форма складывается из накопившегося опыта в сознании слушателя благодаря различным интерпретациям данного произведения. Из этого следует, что исполнитель имеет не меньшее значение, чем композитор. «Композитор - отец творения, исполнитель - его мать», - пишет В. Гаврилин. Композитор в первую очередь зашифровывает свои мысли, эмоции, переживания в нотный текст, соблюдая два основных условия (В.И. Петрушин): 1. Композитор, словно актер, способен перевоплощаться в персонажей своего сочинения, слышать, видеть, чувствовать как они. 2. С другой стороны, композитору следует иногда выходить из образа, абстрагироваться от своего героя и со стороны оценивать происходящее. Существует триада «композитор - сочинение - исполнитель» (В.И. Петрушин). На основе этого различают три подхода в создании и исполнении произведения: - индивидуальный подход - выражение композитором и исполнителем своих личных мыслей; - при межличностном подходе композитор и исполнитель отходят «на задний план», чтобы продемонстрировать исключительно объективную картину происходящего; - синтез индивидуального и межличностного. «Чем глубже и проникновеннее прочтен замысел композитора в нотном тексте, тем исполнение богаче и содержательнее. Значительность музыкальных идей, которые в своей игре передает исполнитель, зависит от тщательности прочтения и внимания к нотному тексту» [2, с. 49]. Как известно, в одном музыкальном произведении мы сталкиваемся с различными эмоциями и их оттенками. Для композитора и исполнителя важно подобрать подходящий оттенок для точности выражения данной эмоции. В данном случае следует упомянуть о словаре «Эстетических признаков эмоций» В.Г. Ражникова. Словарь состоит из двадцати семи модальностей, которая, в свою очередь, включает в себя от двадцати до сорока признаков. «Возможность музыканта выражать в музыкальном произведении большое разнообразие эмоциональных переживаний зависит напрямую от его внутренней способности генерировать в своем собственном психическом аппарате эти переживания» [3, с. 282]. В своем творчестве музыкант выражает не только свои индивидуальные чувства и переживания, но и события, эмоции, мировосприятие людей того времени, в котором сам живет. Например, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Вагнер, Д. Верди и многие другие композиторы по-разному отзывались на различные знаменательные события в своих странах, что стало причиной для создания их произведений. Слушая произведения «Революционный этюд» Ф. Шопена, «Ракоци-Марш» Ф. Листа, «Славянский марш» П.И. Чайковского, мы будто сами переносимся в то время, принимаем участие в тех или иных событиях, вносим свой личный вклад путем выражения своих чувств и эмоций. Мы слышим музыку в чистом виде, порой, не задумываясь, что на самом деле это индивидуальная «расшифровка» конкретным исполнителем. И чем больше существует интерпретаций, тем разнообразней наши представления о произведении. Каждое новое исполнение вносит свой эмоциональный и чувственный оттенок в понимание общей «картины» произведения.
Окишева Анна Александровна | Томский государственный университет | студентка кафедры инструментального исполнительства Института искусств и культуры | |
Корыхалова Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. СПб. : Композитор Санкт-Петербург, 2006. 552 с.
Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М. : Классика-XXI, 2001. 340 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Академический Проект; Трикста, 2008. 400 с.