Комплексный подход к исполнению произведения в процессе творческой деятельности пианиста (по итогам международного симпозиума). | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2022. № 13. DOI: 10.17223/26188929/13/8

Комплексный подход к исполнению произведения в процессе творческой деятельности пианиста (по итогам международного симпозиума).

An integrated approach to the performance of the workin the process of the pianist's creative activity (Following t.pdf Любое произведение искусства представляет собой совокупность материального и идеального, будь то картина или стихотворение. Материальной основой в данном случае будут являться холст и бумага, идеальной же - художественный образ. «Произведение искусства всегда воплощается в материальном объекте, доступном восприятию органами чувств. “Закодированная” в этом объекте художественная информация расшифровывается, вновь принимая идеальную форму, в сознании воспринимающего - зрителя, слушателя» [1, с. 7]. Под материальной основой музыки следует понимать ее звучание при исполнении, которое может существовать лишь в отдельно взятых исполнительских актах. Из этого следует, что того оригинала в музыкальном искусстве, который существует в искусстве изобразительном, нет. В этом случае, необходимо выделить три формы существования музыкального произведения: потенциальную, актуальную и виртуальную. Под запланированной формой понимается музыкальное произведение, записанное на бумаге, но еще не исполненное. Во временной форме произведение существует здесь и сейчас (как известно, музыка относится к временному искусству) - в определенном исполнительском акте. Подсознательная форма складывается из накопившегося опыта в сознании слушателя благодаря различным интерпретациям данного произведения. Из этого следует, что исполнитель имеет не меньшее значение, чем композитор. «Композитор - отец творения, исполнитель - его мать», - пишет В. Гаврилин. Композитор в первую очередь зашифровывает свои мысли, эмоции, переживания в нотный текст, соблюдая два основных условия (В.И. Петрушин): 1. Композитор, словно актер, способен перевоплощаться в персонажей своего сочинения, слышать, видеть, чувствовать как они. 2. С другой стороны, композитору следует иногда выходить из образа, абстрагироваться от своего героя и со стороны оценивать происходящее. Существует триада «композитор - сочинение - исполнитель» (В.И. Петрушин). На основе этого различают три подхода в создании и исполнении произведения: - индивидуальный подход - выражение композитором и исполнителем своих личных мыслей; - при межличностном подходе композитор и исполнитель отходят «на задний план», чтобы продемонстрировать исключительно объективную картину происходящего; - синтез индивидуального и межличностного. «Чем глубже и проникновеннее прочтен замысел композитора в нотном тексте, тем исполнение богаче и содержательнее. Значительность музыкальных идей, которые в своей игре передает исполнитель, зависит от тщательности прочтения и внимания к нотному тексту» [2, с. 49]. Как известно, в одном музыкальном произведении мы сталкиваемся с различными эмоциями и их оттенками. Для композитора и исполнителя важно подобрать подходящий оттенок для точности выражения данной эмоции. В данном случае следует упомянуть о словаре «Эстетических признаков эмоций» В.Г. Ражникова. Словарь состоит из двадцати семи модальностей, которая, в свою очередь, включает в себя от двадцати до сорока признаков. «Возможность музыканта выражать в музыкальном произведении большое разнообразие эмоциональных переживаний зависит напрямую от его внутренней способности генерировать в своем собственном психическом аппарате эти переживания» [3, с. 282]. В своем творчестве музыкант выражает не только свои индивидуальные чувства и переживания, но и события, эмоции, мировосприятие людей того времени, в котором сам живет. Например, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Вагнер, Д. Верди и многие другие композиторы по-разному отзывались на различные знаменательные события в своих странах, что стало причиной для создания их произведений. Слушая произведения «Революционный этюд» Ф. Шопена, «Ракоци-Марш» Ф. Листа, «Славянский марш» П.И. Чайковского, мы будто сами переносимся в то время, принимаем участие в тех или иных событиях, вносим свой личный вклад путем выражения своих чувств и эмоций. Мы слышим музыку в чистом виде, порой, не задумываясь, что на самом деле это индивидуальная «расшифровка» конкретным исполнителем. И чем больше существует интерпретаций, тем разнообразней наши представления о произведении. Каждое новое исполнение вносит свой эмоциональный и чувственный оттенок в понимание общей «картины» произведения.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Окишева Анна АлександровнаТомский государственный университетстудентка кафедры инструментального исполнительства Института искусств и культуры
Всего: 1

Ссылки

Корыхалова Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. СПб. : Композитор Санкт-Петербург, 2006. 552 с.
Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М. : Классика-XXI, 2001. 340 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Академический Проект; Трикста, 2008. 400 с.
 Комплексный подход к исполнению произведения в процессе творческой деятельности пианиста (по итогам международного симпозиума). | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2022. № 13. DOI: 10.17223/26188929/13/8

Комплексный подход к исполнению произведения в процессе творческой деятельности пианиста (по итогам международного симпозиума). | Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2022. № 13. DOI: 10.17223/26188929/13/8