Социальная ответственность регионального ТВ | Журналистский ежегодник. 2014. № 3.

Социальная ответственность регионального ТВ

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия аудитории и регионального ТВ, определяется необходимость усиления норм саморегуляции и самоответственности журналистов за свой труд. Основные положения исследования подкрепляются конкретными примерами из практики томских телекомпаний ТВ-2, ГТРК «Томск» и др.

Socially responsible of regional TV.pdf Известно [2], что социальный контакт регионального ТВ и аудитории - прежде всего через ежедневные новостные программы - включает необходимые социально-психологические этапы в журналистской деятельности: ознакомление аудитории с важнейшими проблемами и фактами жизни общества (и здесь важны точность, оперативность и умение журналиста соотнести новое с прошлым и будущим региона), разъяснение (здесь принципиально важны глубина мысли, общая культура журналиста, ценностные установки) и включение аудитории в решение социальных проблем (на этом этапе важны и профессиональные качества журналиста, и отношение, степень доверия аудитории конкретному журналисту, региональным новостям). Как показывает анализ региональных новостей (в течение 2014 года), наиболее уязвимым на современном этапе развития ТВ становится третий этап социального контакта ТВ и аудитории. Всё чаще телевизионное обсуждение проблем на региональном экране завершается одними и теми же фразами: «Мы вернёмся к разговору.», «Будем ожидать решения проблем местной властью.». Сомнение или даже негативное отношение к решению общих проблем «всем миром», к активному включению аудитории не только в обсуждение, но и в деловое участие в их разрешении - становится доминирующей тенденцией. Этому, как представляется, способствует ряд факторов: выход на первый план серьёзной политической и экономической ситуации, связанной с Украиной (роль санкций и контрсанкций для России), повторяемость и незавершённость обыденных проблем, вызывающих скепсис аудитории (неблагополучие на дорогах, бытовые жилищные проблемы и т.д.), отсутствие постоянного интереса ТВ к менее заметным, но не менее значимым проблемам (проблемы бытового невежества или традиция неуважения отдельной личности и власти), а также «срывы» во взаимодействии телевидения, аудитории и местной власти. лозунгом важного для социального диалога в регионах взаимодействия телевидения, аудитории и власти последнего десятилетия можно назвать широко распространённый призыв: «Давайте вместе решать наши проблемы!». Лозунг сегодняшних взаимосвязей можно определить кратко: «Разберёмся вместе!». На томском экране изменение интенции, связанной к тому же со сменой губернатора, можно проследить в содержании, структуре, стиле специальной программы государственной телекомпании «линия губернатора». Программа 2012-2013 годов (разговор с губернатором B. Крессом) включала вопросы телезрителей в прямом эфире и носила характер живого, эмоционального, нередко делового разговора по конкретным проблемам жизни региона. Программа 2014 года (с губернатором C. Жвачкиным) уже не включает прямые вопросы аудитории («Мы записываем ваши вопросы, ответим позднее»), имеет более системное, рациональное построение и сдержанный, «разъясняющий» стиль разговора. Характерно, что губернатор неоднократно подчёркивает цель общения с аудиторией: «Понять всем вместе!» («Линия губернатора» от 21.02.2014). Позитивность общей тенденции на телеэкране к более содержательному разъяснению социальных проблем не снимает сомнений аудитории в их решении в реальной жизни. Выводы исследователей журналистики о «недогретых» проблемах (решения принимаются, когда психологическая мобилизованность аудитории ещё не достигнута) и «перегретых» проблемах (проблемы либо откладываются, либо звучит призыв к «постепенному» решению [3. С. 96]) свидетельствуют о нарушениях связи аудитории с властью и об ответственности за эти нарушения регионального ТВ. Уровень и качество ответственности ТВ перед аудиторией связаны и с общей гуманитарной направленностью «повестки дня». Один из конкретных показателей гуманитарной составляющей «повестки дня» на региональном экране - ситуативно-прикладной подход ТВ к проблемам, проверка возникающих социальных проблем повседневной жизнью своей аудитории. Чаще всего он проявляется в новостях. Так, антироссийская санкция запрета ввоза продуктов из-за рубежа в Россию вызвала мгновенный отклик в региональных новостях в «репортажах из села» с конкретными, эмоциональными высказываниями сельчан и местной власти (сюжет о мясной продукции, производстве, продаже и цене мяса, «События недели. Томск» от 05.10.2014). «Голос народа» убедительно звучит в репортажах, зарисовках, специальных расследованиях региональных новостей. Можно сказать, что новости «с человеческим лицом» - практика современного регионального ТВ. Обращение к рядовому человеку, к реальной жизни характерно и для постоянных циклов культурно-просветительского и исторического характера на региональном экране (популярные у томских зрителей «Календарь томской истории», «Место встречи», ТВ-2). Характерный и важный показатель гуманистической составляющей региональных программ - очерковые портреты, посвящённые человеческой судьбе, профессии, преодолению проблем конкретным героем. Таких очерков в программе немного, но они запоминаются, обсуждаются, имеют широкий общественный резонанс. Так, документальный очерк о хирурге Владимире Байтингере (04.10.2014) включён авторами ГТРК «Томск» в цикл «Голоса времени». Через судьбу и жизнь талантливого врача и организатора томской микрохирургии в очерке раскрываются многие проблемы (профессии и образования, семьи и воспитания детей, создания коллектива и организации медицинского центра международного уровня). Личная жизнь и судьба, личные рассуждения о профессии и долге (очерк построен как монолог героя с точным и образным комментарием автора) становятся «мерой» времени, развития общества, региона и страны. Голос героя звучит, действительно, как «голос времени», а заключительные слова хирурга соотносятся с эмоциями телезрителей («Я бы очень хотел, чтобы нам сопутствовали Вера, Надежда, Любовь!»). Так в единое, неразделимое целое объединяются Герой, Общество, Время в наиболее удачных очерках цикла «Голоса времени». Гуманистические принципы ответственности регионального ТВ за социальный диалог с аудиторией во многом определяются пониманием журналистами необходимости такого диалога, а их творческое применение непосредственно связано с профессиональными качествами, проявляющимися в материалах. Журналистику качественных современных медиа отличают «демократизм (служение обществу), гражданская смелость, принципиальность и последовательность в отстаивании заявленной позиции, независимость, порядочность, эрудиция, ответственность и профессионализм» [4. С. 114]. Эти качества, составляющие основу профессиональной ответственности современного журналиста, входят и в характеристику лучших тележурналистов регионального ТВ. Другая сторона журналистской ответственности перед обществом и аудиторией связана с качеством самой аудитории. Аудитория формулирует требования более чётких этических и профессиональных норм в содержании телепередач, нередко высказывает свои требования к постановке политических, культурных и социальных вопросов (дискуссии в Интернете). Но это - в идеале. Многое зависит от уровня самой аудитории в регионе, её стратификации, динамики социальной структуры, а также отношения к «своим» медиа, доверия и поддержки «своего» регионального ТВ. (Эта тема требует особого внимания и конкретного профессионального анализа.) Потенциал современной журналистики содержится и в самих медиа, и в качестве аудитории, и в процессах, происходящих в жизни общества. Журналистика в России «идёт сегодня непростым путём поиска профессиональных и этических стандартов, миссии, своего места в российской медиаиндустрии, культуре, обществе» [1. С. 252]. Этот вывод относится и к региональному ТВ, к ответственности его перед обществом, к процессу укрепления социального диалога с аудиторией.

Ключевые слова

the audience, self-regulation, social responsibility, Regional TV, аудитория, саморегуляция, социальная ответственность, региональное ТВ

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Блинова Эмилия ВасильевнаТомский государственный университеткандидат филологических наук, профессор кафедры телерадиожурналистикиtvkafedra@newsman.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Тулупов В.В. Российская региональная журналистика на современном этапе // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. №3.
Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М., 2013.
См. работы Вартановой Е., Дзялошинского И., Зверевой В., Михалковича В., Прохорова Е., Цвик В. и др.
Фролова Т.И. Человеческое развитие в коммуникационных стра тегиях российской журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. №3.
 Социальная ответственность регионального ТВ | Журналистский ежегодник. 2014. № 3.

Социальная ответственность регионального ТВ | Журналистский ежегодник. 2014. № 3.