В статье рассматривается один из новых способов монетизации журналистских услуг по производству контента - краудфандинг, в основе которого лежит коллективная благотворительная акция. В процессе этой акции люди перечисляют деньги в поддержку того или иного проекта. Данный феномен почти не изучен, встречаются лишь единичные публикации на тему краудфандинга. В статье на примере успешно реализованного проекта программы «Экспедиция ТВ-2» дается попытка анализа механизма работы краудфан-динга для дальнейшего его совершенствования и понимания этого феномена.
Financing independent TV projects by resources of crowdfunding (experience people's support of program «Expedition TV-2.pdf С ПЕРЕХОДОМ ТРАДИЦИОННЫХ СМИ на мультимедийные интернет-платформы актуализируется проблема монетизации журналистских услуг по производству контента. Одним из таких новых способов сбора средств на покрытие производственных расходов становится краудфандинг - коллективная благотворительная акция, в ходе которой люди перечисляют свои деньги на поддержку того или иного проекта, персоны или организации. Краудфандинг почти совсем не изучен, можно найти только единичные публикации об этом способе финансирования [1]. Для совершенствования механизмов краудфандинга необходимо анализировать «истории успеха» - те проекты, которым удалось собрать финансовые средства для жизни. Одним из таких успешных проектов стала программа «Экспедиция ТВ-2». Программа «Экспедиция ТВ-2» была создана в 2003 году двумя журналистами томской независимой телекомпании «ТВ-2» Алексеем Багаевым и Денисом Бевзом. За время существования передачи было совершено более 40 экспедиций в труднодоступные и удаленные от цивилизации районы Западной и Восточной Сибири, Центра льной Азии и Дальнего Востока. Участники «Экспедиции» плавали по Обь-Енисейскому каналу, спускались в алтайские пещеры, изучали в скитах жизнь староверов. Результатом этих путешествий становились циклы телевизионных репортажей - «Дневники экспедиций ТВ-2» и документальные фильмы. В 2009 г. один из этих фильмов «История вечной мерзлоты», посвященный трассе 503, стал номинантом национальной телевизионной премии ТЭФИ [2]. Своеобразие «Экспедиции ТВ-2» - экстремальность условий работы и эксклюзивность собранного материала. При подготовке маршрута обычно ведется работа с документами Государственных архивов, а авторы включают в фильмы примеры путешествий знаменитых сибирских исследователей - Г. Потанина, В. Сапожникова, В. Обручева. Каждая из экспедиций вызывала широкий резонанс у зрителей: многие звонили и писали авторам, делясь впечатлениями. «Экспедиция ТВ-2» выходила в эфир не только в Томске, но и в других регионах (более 20 телеканалов в своё время договаривались с авторами о разовых показах), также фильмы А. Багаева и Д. Бевза можно увидеть в сети Интернет [3]. После закрытия телекомпании ТВ-2 участники «Экспедиций» решили собрать деньги на продолжение проекта через крупнейшую российскую краудфан-динговую платформу «Планета.ру». Была рассчитана сметная стоимость проекта (580.000 рублей) и определен срок сбора средств - 30 дней. Кампания по сбору средств освещалась в СМИ холдинга «Томская медиа группа»: на сайте агентства новостей «ТВ-2», в эфире радиостанций «Европа плюс», «Русское радио», «Ретро ФМ», «Радио Шансон». Через несколько дней после старта о кампании по сбору средств стали рассказывать на площадках разных социальных сетей: «ВКонтакте», «Facebook» и т.д. Проект-менеджер Елена Стурова разослала обращение о финансовой помощи известным медийным персонам: политикам, артистам, писателям и спортсменам (Сергей Станкевич, Лев Новоженов, Яна Поплавская, Ксения Ларина, Юлия Меньшова и др.), однако большинство писем было проигнорировано получателями, а сделанные репосты двух десятков «звезд» не принесли результата: денег на проект поступало очень мало. Не получилось победить в конкурсе краудфандинговых проектов портала «Медуза». Тогда Елена решила привлечь к кампании одного из создателей программы Алексея Багаева, очень авторитетного журналиста в Томске и за его пределами. Через ту же социальную сеть «Facebook» Алексей рассказал о кампании и о проекте своим подписчикам, репостами его записей тут же делились единомышленники. Деньги постепенно стали поступать на счет проекта. Поступления увеличились после выхода в эфир программы «Человек из телевизора» на радио «Эхо Москвы». Ведущие программы К. Ларина и И. Петровская 1 апреля 2015 г. рассказали о кампании по сбору средств на проект «Экспедиции»: «Обратите внимание на передачу „Экспедиция", краудфандинг объявлен, сбор денег. Пожалуйста, приглашаем тех, кто хочет поучаствовать. Сделайте это, и будет вам памятник» [4]. Анализируя опыт народной поддержки «Экспедиций ТВ-2» и других независимых телепроектов, можно сделать несколько выводов и обобщений. Во-первых, обращение к широкой общественности за финансовой помощью должно звучать от первого лица, автора проекта, а не от доверенных лиц. Во-вторых, обращение должно быть эмоциональным, так как краудфандинг - особенный способ финансирования проекта, рассчитанный, прежде всего, на всплеск эмоций и на спонтанную реакцию неравнодушного человека. И третье соображение касается сроков кампании. Рассчитывать на многомесячные акции не приходится, так как люди за такой срок переключаются на другие проблемы и призывы, забывая первоначальный импульс. Или ваше обращение сработает в первый же месяц, или вы не соберете нужной суммы вообще. Способы вовлечения читателя в коммуникацию по поводу краудфандинга и сам механизм народной поддержки нуждаются в подробном изучении и в научном обосновании по результатам анализа большого массива проектов.
Кузнецова Юлия Сергеевна | Томский государственный университет | магистрант II курса кафедры телерадиожурналистики | juliak93@yandex.ru |
Кашапов, Радиф. Сеть в помощь! Что такое краудфандинг и каковы его перспективы в России. Частный корреспондент (4 апреля 2011). http://www.chaskor.ru/article/set_v_pomoshch_22881
О проекте «Экспедиция ТВ-2» http://www.tv2.tomsk.ru/tv2/projects/ ekspeditsiya-tv2