Интернет-ресурсы как фактор привлечениямолодежной аудитории (на примере районных газетНовосибирской области)
Интернет-ресурсы как фактор привлечениямолодежной аудитории (на примере районных газетНовосибирской области).pdf Проблема сокращения молодежной аудитории ак-туальна практически для всей общественно-политиче-ской прессы, в том числе и районной. «Старение» чита-теля локальных изданий, которое отмечается уже двадесятилетия, может привести не только к уменьшениютиражей, но и к полной трансформации содержания ифункций районных газет. Скорее всего, в качестве ад-министративного ресурса они всегда будут интереснымуниципальной власти. Однако если целевая аудито-рия перестанет поступательно «обновляться», их зна-чимость как особого социального института, центраобсуждения злободневных тем и решения обществен-ных и часто даже личных вопросов может быть полно-стью потеряна. Решить эту проблему редакции район-ных СМИ пытаются различными способами: выпускаятематические юнкоровские полосы, издавая на своейбазе молодежные газеты, изменяя содержательнуюмодель, увеличивая количество материалов о молоде-жи и привлекая интернет-ресурсы.Тематические молодежные страницы обычно соз-даются юнкорами. В Новосибирской области прак-тически в каждом районе работают юнкоровскиеобъединения, школы юных журналистов, молодеж-ные пресс-центры. Однако очевидно, что материалы,написанные школьниками, у которых нет ни профес-сиональных знаний, ни житейского опыта, не могуткачественно реализовать информационные интересыи потребности сельской молодежи и способствоватьпривлечению молодого читателя. Кроме того, у боль-шинства юнкоров сформировано потребительскоеотношение к «районке»: они видят в ней возможностьопубликоваться, школу журналистики посещают, что-бы весело и интересно провести досуг, при этом обыч-но саму газету не читают.Часто выпуск молодежных полос или целых газетдля юношества финансируется муниципальными от-делами по делам молодежи, что влияет на содержаниепроектов: на страницах появляются программные ин-тервью с местными чиновниками и отчеты с офици-альных мероприятий. Очевидно, что и это не можетрешить вопрос привлечения молодежной аудитории.Исследование содержательной модели районныхизданий Новосибирской области показал, что в нихпреобладают публикации на социальную тему, однакоэти материалы в большинстве своем посвящены ак-туальным для всех жителей проблемам (ЖКХ, благо-устройство поселка, работа больниц, клубов и т.д.). Остаршеклассниках, молодых семьях и молодых специа-листах выходят информационные и очерковые тексты.Люди в возрасте от 18 до 30 лет практически не пишутв редакцию. Гораздо больше писем от школьников, од-нако и их содержание обычно сводится к сообщениямоб учебных и праздничных мероприятиях.Сегодня «районщики» боятся потерять основнуючасть целевой аудитории - людей пенсионного воз-раста, которые читают газету из-за того, что не име-ют альтернативногоисточника получения местнойинформации и часто по привычке, сформированнойеще в советские годы, - поэтому, несмотря на пони-мание актуальности проблемы «старения» читателя,кардинально контент своих изданий не меняют. Те ре-дакции, которые пошли на этот эксперимент, большо-го эффекта не получили: в редакции стали поступатьмногочисленные нарекания от постоянных читателей,а молодежная аудитория так и не увеличилась. Все этосвидетельствует о том, что традиционные меры прин-ципиально ситуацию не меняют, необходимо искатьновые способы привлечения молодого читателя, ис-пользовать те формы общения, которые бы были по-нятны и интересны молодежи.Примерно пять лет назад районные издания Ново-сибирской области начали использовать интернет-ре-сурсы. И сегодня уже можно говорить о тенденции«заселения» виртуального пространства локальнымиСМИ: свои сайты есть у 8 государственных районныхгазет (из 32) и большинства коммерческих.Строение многих сайтов повторяет композициюпечатной версии издания, поэтому если в газете вы-ходит постоянная молодежная рубрика, то она можетбыть продублирована на сайте. Так, например, на сай-те газеты «Аспект» второй, после «Новостей», в спискеразделов находится рубрика «Поколение NEXT». Зайдяпо этой закладке, можно оставить свое сообщение иливопрос, а также прочитать оставленные ранее сообще-ния. По сути, это раздел обратной связи, однако обра-щенность к молодой аудитории в названии рубрикиувеличивает вероятность того, что молодой человекили девушка заинтересуются предложением выска-заться.В отличие от горожан, сельские жители до сих порактивно пишут «бумажные» письма в редакции газет.Однако это касается только людей старшего возраста.Поэтому любые электронные возможности оставитьсообщение (через e-mail, в рубриках «Обратная связь»,«Народная новость», на форумах, в комментариях по-сле материала и т.д.) можно оценивать как функции,ориентированные, прежде всего, на пользователей до35 лет. Это подтверждается и аватарами на сайтах (фо-тографии молодых людей или картинки мультперсона-жей), по которым с большой долей вероятности можноопределить возраст авторов.Потребностьв общении, в первую очередь, школь-ников, успешно реализуется в чатах, работающих насайтах районных газет. Необходимо отметить, что не-которые редакции районных СМИ Новосибирскойобласти в 2011 начали публиковать на своих страницахSMS-чат: на телефон редакции в течение недели при-ходили сообщения - преимущественно с предложе-ниями познакомиться, краткими рассуждениями о со-бытиях в личной жизни и жизни поселка, репликамипо поводу обсуждений прошлой недели и т.д., кото-рые затем заверстывались на полосу. Одни редакциипроводили отбор наиболее полезной и интересной наих взгляд информации, другие - ставили все письма.Использование такой информации позволило сразуувеличить тираж на несколько сотен экземпляров. Од-нако через несколько месяцев такой практики интереск SMS-чату стал угасать, тиражи - возвращаться настарые позиции, и большинство изданий прекратилипечатать эти публикации в газете. Несколько редакцийперенесли их на сайт, где они пользуются не очень вы-соким, но стабильным «спросом» у местной молодежи.Одним из наиболее популярных разделов сайтовгазет являются «Фотоальбомы», в котором помещают-ся тематические подборки фотоиллюстраций, снимкис отдельных мероприятий. В основном это редакци-онные работы, однако иногда фотографии приносятили присылают жители. Необходимо отметить, чтонаиболее активна в таком сотрудничестве именно мо-лодежь. Главное, чтобы на сайте была информация обавторстве снимков. Есть редакции, которым удаетсярегулярно взаимодействовать с молодыми фотографа-ми и даже время от времени давать им редакционныезадания.Очевидно, что современная молодежь гораздо ак-тивнее пользуется различными интернет-сервисами,чем люди старшего возраста. Поэтому присутствие насайте издания широкого списка таких функций, какRSS, Яндекс-виджет, мобильная версия сайта, возмож-ность поставить новости в блог и т.д. - это способ сде-лать сайт более удобным, а значит, привлекательным,прежде всего для молодых пользователей.Стандартные функции сайта, например, опросы,которые есть практически на всех интернет-ресурсахрайонных газет, также используются для изучения мо-лодежных интересов и потребностей: узнавать у юныхпользователей о музыкальных пристрастиях, отноше-нии к ЕГЭ, чтении блогов и т.д., как это делают журна-листы болотнинской районной газеты. Полученная входе опроса информация затем может быть полезна идля написания журналистского материала, и для кор-ректировки содержания всего издания.Многие локальные издания (в Новосибирской об-ласти это порталы основных бердских изданий, интер-нет-ресурс газеты «Аспект», выходящей в Барабинскоми Куйбышевском районах и др.) создают сайты как об-щегородские или общерайонные, не ограничивая ихтематику только той, которая связана с деятельностьюредакции. Возможность узнать расписание автобусов,поделиться кулинарным рецептом, наладить общениев клубе знакомств привлекает даже тех пользователей,которым контент районного СМИ не интересен. Редак-ция Колыванской газеты «Трудовая правда» на своемсайте разместила рубрику «Игры», где зарегистриро-ванный пользователь может выбрать из несколькихдесятков онлайн-игр то, что ему понравится. Несмотряна все негативное влияние компьютерных игр, даннаяфункция, очевидно, открывает дополнительные воз-можности для привлечения к «районке» молодого чи-тателя. Прежде чем попасть в раздел «Игры», необхо-димо пройти главную страницу сайта, на которой всег-да вывешены свежие новости,фотографии, размещенлоготип издания. Даже воспринимая эту информациюмельком, молодые люди знакомятся с газетой, создаютсвое представление о ней. Возможно, спустя некотороевремя ее основное содержание сможет заинтересоватьих сильнее.Известно, что сегодня молодежь, которая не читаетгазет и даже не смотрит телевизор, «сидит» в социаль-ных сетях. И если создание сайта требует определен-ных материальных затрат, то создание группы в соцсе-тях требует только инициативности и фантазии. Редак-ция болотнинской газеты «Наши новости» используетэтот ресурс для работы именно с молодежной аудито-рией. Здесь для изучения интересов молодежи прово-дят опросы, обсуждают злободневные темы, вывеши-вают альбомы с молодежных мероприятий, организу-ют флешмобы («Минута молчания», посвященная Днюпамяти 22 июня, «День мыльных пузырей») и социаль-ные игры (фотоигра «Лови момент»: в течение двух ме-сяцев еженедельно участники получали задание сде-лать снимки на заданные темы). Необходимо отметить,что модерирует эту группу не журналист «районки», аодин из пользователей, который на добровольных на-чалах вызвался помогать редакции. Спустя два года по-сле создания группы в социальной сети сформировал-ся довольно большой актив молодых людей, которыеучаствуют во всех мероприятиях редакции, отзывают-ся на предложения газеты обсудить ту или иную тему,помогают «районке» в качестве народных авторов ифотографов.Исследование существующих электронных ре-сурсов районных СМИ показал, что лишь единицыцеленаправленно используют интернет как средствопривлечения молодежи. Как и бумажные варианты,сайты «районок» созданы для всех жителей района, го-рода, в их структуре, оформлении и содержании оченьредко появляются элементы, направленные на болееузкую группу. Большинство сайтов созданы по еди-ному шаблону, в них сложно отметить определеннуюадресность, направленность информации. Конечно,само использование интернета в качестве носителяинформации уже свидетельствует об обращенностик молодежи, к людям, использующим новые техноло-гии. Между тем, если выделить специальные рубрикидля молодежи, организовать молодежныеопросы иобсуждения на форумах актуальных для молодежитем, то, возможно, через несколько лет проблема «ста-рения» аудитории уже не будет столь актуальной длярайонных СМИ.Скорее всего, привлечение молодежи к интер-нет-ресурсам районной прессы напрямую не скажетсяна увеличении читательской аудитории самой газеты.Однако если в редакциях осознают процессы, происхо-дящие в области печатных изданий, и хотят сохранитьсвое СМИ (не обязательно в бумажном формате) какважнейший социальный институт района, то уже сей-час необходимо учиться говорить на «новом» языке,использовать новые средства коммуникации для раз-говора со своей будущей аудиторией.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 151
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Кислая Лилия Николаевна | Новосибирский государственный педагогический университет | канд. филол. наук, доценткафедры журналистики | Liliya12@yandex.ru |
Ссылки
