Сетевые издания: истоки формированияи особенности функционирования
Сетевые издания: истоки формированияи особенности функционирования.pdf Распространение глобальной сети Интернет по сво-ему воздействию на процессы коммуникации в обще-стве сравнивают с изобретением книгопечатного стан-ка И. Гуттенбергом. Действительно, стоило Интернетув 90-е годы XX столетия обрушиться шквалом инфор-мационных потоков на весь мир, как уже через пять летего аудитория достигла 50 миллионов пользователей.В то время как телевидению, чтобы достичь подобногоохвата, потребовалось 13 лет, а радио - 38 лет. Кн ача-лу 2000 года, по оценке специалистов, только в Россииуслугами Всемирной паутины пользовались уже около1,5 миллионов человек. В мировом масштабе эта цифрадостигала полумиллиарда. Все это говорит о том, чторазвитие и внедрение новых технологий идет ускоря-ющимися темпами, и этот факт может быть применимне только к информационным средам в целом, но и кинформационным средствам.Одним словом, эпоха «электронного общества»,предсказанная еще в 1962 году известным канадскимфилософомМаршаломМаклюэном1, принесла с собойновые коммуникационные технологии, новые методыи инструменты взаимодействия с широкими массамиобщественности. Ведь Интернет доступен сейчас нетолько через компьютерные сети, но и через спутникисвязи, радиосигнал, кабельное телевидение, телефон,сотовую связь, специальные оптико-волоконные ли-нии и электропровода. При низкой стоимости услуг(часто это только фиксированная ежемесячная платаза используемые линии) пользователи могут получитьдоступ к коммерческим и некоммерческим информа-ционным службам. И чем заметнее результаты цифро-вой революции, тем больше становится зависимостьчеловека от медиасреды, отмечает Е.Л. Вартанова 2.То есть на сегодняшний момент мы имеем дело с че-ловеком медийным, имеющим индивидуальные раз-носторонние информационные потребности. И дабыкак-то контролировать эмоциональный климат новойинформационной среды, журналистика вынужденарасширять поле своих функциональных и производ-ственных задач. Теперь, помимо изучения последнихдостижений в коммуникационной среде, умения пра-вильно применять эти знания при организации проек-тов и приобретения навыков свободного пользованияинтернетресурсами, необходимо уметь создавать та-кие массмедиа, которые смогут «выполнять различ-ные заказы на информирование, рекреацию, интегра-цию, мобилизацию» 3. Таким образом, можно сказать,что журналистика и средства массовой информации(СМИ) стремятся к универсальному обслуживанию ин-формационных интересов аудитории, осуществлениекоторых в полной мере возможно лишь в среде кибер-пространства.Анализ, проведенный Е.Л. Вартановой в статье«О современном понимании СМИ и журналистики»,показывает, что в массмедиа сегодня представлензначительный объем журналистских текстов, и чемисторически «взрослее» и технологически традици-оннее СМИ, тем больше в них содержания, созданногожурналистами. Из существующих сегодня массмедиасамым древним автор называет печатную газету потой причине, что именно газеты практически полно-стью создавались журналистами или людьми, которыебыли напрямую связаны с журналистикой4. Возможно,поэтому первыми осваивать интернет-пространство изтрадиционных СМИ начали газеты (1992), затем радио(1998) и далее телевидение (1999).Надо сказать, что развитие и становление интер-нет-журналистики происходило на фоне бурно разви-вающегося русского сектора Интернета. По мнению И.Давыдова, историю русского медийного сектора мож-но разделить на четыре периода:Первый период: от появления первых русских ин-тернет-ресурсов (стоит отметить, что большинство изних разрабатывалось по понятным причинам пред-ставителями русской диаспоры за рубежом, в первуюочередь - в Израиле и США) до конца 1998 года. Этотпериод характеризуется преобладанием авторскихресурсов, новостных блогов, незначительным количе-ством крупных игроков на рынке и их низкой активно-стью и, соответственно, невысоким уровнем вложенийв медийный сектор Интернета 5.Как было отмечено в работе Т.В. Изгаршевой, до1995 года уровень развития Интернета не позволялговорить о какой-то деятельности, рассчитанной намассового потребителя, поскольку доступ к сайтамимели в основном люди, непосредственно связанныес интернет-бизнесом или зарубежными пользователя-ми 6. Тем не менее, постепенное перетекание бумаж-ных изданий в Интернет началось в первом периоде,правда, пока с простого дублирования информации всеть. В октябре 1992 года впервые было организованооперативное распространение по сети Интернет элек-тронной версии печатной газеты «Известия» 7. Эту вол-ну подхватили, выпустив свои сайты, в 1997 году «Ар-гументы и факты» и в 1998 году «Комсомолка», создав-шие электронные версии своих еженедельников.Второй период: 1999 год - начало 2000 года. Этотпериод характеризуется ростом активности в медий-ном секторе, связанным, в первую очередь, с выбора-ми в Государственную Думу Российской Федерации(19 декабря 1999 года) и выборами Президента РФ (26марта 2000 года). Соответственно, в течение этого пе-риода в сети появился ряд новых игроков, имеющих теили иные интересы в СМИ и политике, и существенноувеличился рост вложений в развитие интернет-СМИ.Именно в этот период было разработано и открытобольшинство интернет-проектов, ныне являющихсялидерами медийной сферы русского Интернета и се-годня 8.Самый крупный и масштабный проект в историироссийской сетевой журналистики был реализован вмарте 1999 года 9. «Gazeta.Ru» - первое периодическоеежедневное электронное издание, выходившее подредакцией Антона Носика и в корне изменившее об-щее представление о перспективах новых видов СМИв Интернете. С этих пор Интернет начинают восприни-мать как новый канал коммуникации, в котором слива-ются в одно целое текст и электронные СМИ, которыйпредлагает дополнительные возможности для рас-пространения информации и для маркетинговых ком-муникаций и который стал ресурсом формированияновых стратегий взаимодействия с аудиторией. Какотмечают эксперты, сегодня «традиционные медиарассматривают Интернет скорее как возможность дляроста, а не в качестве конкурента»10. Например, В.В. Во-рошилов в свое время отмечал, что «конец двадцатогостолетия ознаменован возникновением уникальногои чрезвычайно перспективного средства массовойинформации глобальной компьютерной сети "Интер-нет"»11. Здесь ученый говорит о рождении нового носи-теля информации - Интернет, средой распростране-ния которого стала компьютерная сеть.В этом же 1999 году свою интернет-версию пред-ставила «Независимая газета» («НГ»). Это была перваякрупная ежедневная газета, осмелившаяся полностьюпубликовать свои материалы, включая тематическиеприложения, в свободном доступе. Редактором элек-тронной версии «НГ» стал известный сетевой журна-лист Александр Шерман12. В этот период стала еще вы-ходить деловая газета «Ведомости». Сайт «Vedomosti.ru» был запущен одновременно с запуском самой га-зеты 13. Тогда же появился сайт «Коммерсанта» и сайтправительственной газеты «Российская газета».Что касается самостоятельных информационныхресурсов, то в 1999 году главный редактор «Gazeta.Ru» Антон Носик покинул редакцию и открыл два но-вых информационных проекта: круглосуточную но-востную интернет-службу «Lentа.Ru» и сетевую-газету«Vesti.Ru», которые по сегодняшний день остаются вчисле лучших в стране по рейтингу информацион-но-поисковой системы «Rambler».Третий период: с начала 2000 года. Это период такназываемого «инвестиционного бума». Данный периодхарактеризуется выходом на рынок новых игроков, ко-торые (в отличие от игроков, активных во второй пери-од) не имели определенных интересов в политическойсфере. В основном это были компании, связанные с за-падным (прежде всего американским) венчурным капи-талом. Формальной датой начала четвертого периодаИ. Давыдов считает 8 сентября 2000 года, когда сталоизвестно о закрытии одного из наиболее амбициозныхпроектов, характерных для третьего периода, - порта-ла «Поле.Ру». По словам исследователя, «мы стоим напороге четвертого периода, для которого, вероятно,будут характерны следующие черты: сохранение преоб-ладания новостных ресурсов при возрастании значимо-сти ресурсов комментарийного и смешанного типов» 14.Несмотря на то, что периодизация, предложеннаяИ. Давыдовым, основана на рыночных параметрахвеб-медиа, тем не менее, она ясно показывает, что по-явление сетевых изданий способствовало качествен-ному переходу традиционной журналистики к болееактуальной коммуникационной парадигме (СМК). Дей-ствительно, на смену авторским проектам и новост-ным блогам пришли достойные профессиональныеинтернет-медиа смешанного типа, по качеству ничутьне уступающие традиционным печатным изданиям.К основным характеристикам сетевых изданийможно отнести:1. Сверхоперативность и быстроту обновленияинформации. Появление информации в бумажныхСМИ по сравнению с интернет-изданиями представля-ет собой довольно длинный и сложный процесс. Мно-го времени затрачивается на макетирование номеров,верстку, корректорскую правку, типографскую печать.В сетевых СМИ подготовка и тиражирование новостейпроисходит быстрее и легче. Вся информация делитсяна два вида:1) статичную: тексты, размещаемые в редакцион-ных рубриках. Данные материалы имеют три возмож-ных варианта обновления содержания:
Ключевые слова
Авторы
Пак Екатерина Максимовна | Санкт-Петербургский государственный университет | аспирант кафедры периодической печати | EMPAK@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве интернета. М.: Изд-во факультета журналистики МГУ. 2005. URL: http://media. utmn.ru/library.php?book=1407
Своеобразие жанров интернет-журналистики. URL: http://www. coolreferat.com/
Библиофонд. Библиотека научной и студенческой информации. URL: http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=443983
Вуль В.А. Электронные издания. Учебник. URL: http://www.hi-edu. ru/e-books/xbook119/01/part-002.htm
Библиофонд. Библиотека научной и студенческой информации. URL: http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=443983
Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/corp_news/2007/12/17/84
Давыдов И. Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации. URL: http://old.russ. ru/politics/20000928_davydov.html
Изгаршева Т.В. Указ. соч. С. 8-10.
Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-дана, 2005. С. 112.
Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. 2-е изд. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. С. 56.
Давыдов И. Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации. URL: http://old.russ. ru/politics/20000928_davydov.html
Акопов А.А. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/ akopov_pro/
Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М: Изд-во МГУ, 2001. С. 179.
Давыдов И. Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации. URL: http://old.russ. ru/politics/20000928_davydov.html
Изгаршева Т.В. Интернет-версия ежедневной газеты в системе интернет-СМИ (на примере "Российской газеты"). М.: МГУ, 2008. С. 8-10.
Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики. URL: http://www.mediascope.ru/node/521