В информационном обществе происходит постоянное повышение политической роли средств массовой информации. Автор рассматривает роль масс-медиа в политической коммуникации, акцентируя внимание на том, что журналисты воздействуют на органы власти посредством передаваемой информации, передают импульсы, побуждающие власть к принятию решений.
The role of mass media in the political system of society.pdf В информационном обществе происходит по- стоянное повышение политической роли средств массовой информации. Посредством СМИ власть реализует ряд задач, связанных с процессом усвоения гражданами политических норм и ценностей. Среди них – совершенствование системы коммуникаций и налаживание информационного обмена с прессой для политического информирования населения. Значимость прессы в политических процессах име- ет глубокие исторические корни: в дореволюционной России деловая пресса, например, была экономиче- ским посредником между капиталистическими пред- приятиями, в эпоху социализма обслуживала интересы экономистов и бухгалтеров, в нынешнее время деловые издания представляют влиятельную силу и информация, которой оперирует деловая пресса, может не только отражать ситуацию на рынке, но и оказывать влияние на поведение его агентов. Средства массовой информации являются важнейшим инструментом реализации политического процесса2. СМИ серьезно влияют на процесс формирования политических предпочтений, играя роль координатора и организатора потоков информации, посредством СМИ реализуется информационная политика государства3. Дорис Грабер, демонстрируя политическое значение СМИ, отмечает, что они обеспечивают общенациональное общение отдельных лиц и групп, выбирая для рассмотрения наиболее важные аспекты [3. P. 28]. Многие политические сообщения, передаваемые различными видами СМИ, существенно различаются по содержанию, манере представления фактов, способам обращения к различной аудитории. Исследователи выделяют ряд особенностей политического воздействия СМИ в целом и деловых в частности: незаметность влияния и, как следствие, меньшее сопротивление ему (или даже отсутствие такового); глобальность и быстрота распространения; способность делать объектом рассмотрения любое общественное или личное явление (делают достоянием общественности не только политические явления и процессы, но и личную жизнь политиков и общественных деятелей); опосредование политического поведения людей - современный человек получает политическую информацию чаще всего через СМИ и на ее основе формирует собственные суждения, делает выводы, мотивирующие его действия. Это создает возможность массового политического манипулирования [4. С. 227]. Под политическим процессом понимается ход развития политических явлений, совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества [1. С. 344]. Информационная политика - это совокупность управленческих решений и методов их реализации «для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов (в широком смысле) технологического обеспечения такого взаимодействия» [2. С. 45]. Исследователь Н.Р. Балынская подчеркивает, что современный политический процесс во многом осуществляется в сфере политической коммуникации, где журналистика играет одну из основных ролей [5]. Читатели получают информацию, формируют свое представление о событиях в политической и экономической сфере, выстраивают собственную стратегию поведения посредством деловых масс-медиа. Данная тенденция характеризует включенность упомянутого типа СМИ в сферу политических отношений. Исследователь Е.В. Сивякова делает вывод, что общероссийские СМИ выступают в качестве института публичной политики, обеспечивая информационные контакты и информационные обмены между всеми субъектами политической системы [6]. Профессор Б.Я. Мисонжни-ков акцентирует внимание на том, что именно политико-экономический контент изданий определяет их особую роль в политической коммуникации. Политическая коммуникация рассматривается как «процесс передачи политической информации, который структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение, формирует общественное мнение и политическую социализацию граждан с учетом их потребностей и интересов» [7. С. 183]. Современные исследователи выделяют три основных способа, посредством которых выполняется политическая коммуникация [8. С. 5-18]: с помощью средств массовой информации; посредством организаций (политических партий, общественных объединений); через личное взаимодействие. Как мы видим, СМИ выступают естественным партнером власти. Что же характеризует СМИ как партнера? 1. СМИ - источник информации. Для власти СМИ являются незаменимым поставщиком важной информации, механизмом отбора фактов, «фабрикой» препарирования и редукции актуализированной информации; инструментом политических технологий. Обзоры, исследования рынков, проблемные интервью и т.д. позволяют получить новую, не являющуюся официальной информацию. СМИ наглядно демонстрируют обществу, деловому сообществу и местным властям состояние финансовой инфраструктуры, бизнес-климата, инвестиционной привлекательности отдельных регионов. 2. СМИ - сигнальная структура. Превентивная журналистика обращает внимание на проблемы, заслуживающие серьезного внимания и вмешательства органов власти: журналисты могут указывать на устаревшее законодательство, сложности в преодолении административных барьеров и пр. Власть в свою очередь через СМИ высказывает собственные прогнозы развития событий, направляя таким образом ход экономических и политических воззрений граждан: «В Госдуму уже внесен законопроект о заморозке для всех граждан отчислений в течение года накопительной части пенсий в НПФ и обнуление ее для тех, кто до сих пор не определился с выбором управляющей компании. Такое латание дыр при отсутствии внятных разъяснений может подорвать доверие граждан к накопительной системе. Кроме того, может возникнуть ажиотаж ввиду начала тотальных проверок НПФ: граждане могут подумать, что мелкие фонды попросту скроются с их деньгами» [9]. Постоянный мониторинг, осуществляемый СМИ, помогает выявлять имеющиеся проблемы и принимать грамотные управленческие решения. 3. СМИ - трибуна для дискуссии субъектов коммуникации о решениях и действиях властей. СМИ способствуют взаимодействию бизнеса и власти. Бизнес не готов признавать свои ошибки, то же самое справедливо и в отношении власти, которая на данный момент только начинает вводить практику публичного анализа причин возникающих трудностей и возможных путей их преодоления. СМИ - пространство для артикуляции различных общественных интересов, для альтернативных политических и общественных идей, для продвижения стратегических государственных проектов. При этом представители различных функциональных систем через СМИ могут публично выражать свою оценку идей (проектов, решений), согласовывая интересы отдельных групп и власти. «Экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин советует россиянам, которые не определились, переводить ли часть отчислений на накопительную часть пенсии, воспользоваться этой возможностью, так как в долгосрочном будущем это увеличит их пенсию. „Советую гражданам перейти на накопительную систему (отчислений части доходов на накопительную пенсию). В долгосрочном периоде от 12 до 20 лет, уверен, это даст дополнительную возможность пенсиям. Это мое мнение как эксперта", - сказал Кудрин журналистам» [10]. 4. СМИ выступают координатором в сложной ситуации, формируют условия, в которых власть и бизнес приходят к компромиссному решению, при котором достигается согласование интересов государства, бизнеса и граждан. так, в октябре 2013 г. в пресс-центре «Парламентской газеты» состоялся круглый стол «Эффективность российских вузов: что покажет повторный мониторинг?». Обсуждение было посвящено очередным итогам мониторинга эффективности российских вузов в 2013 году. В ходе дискуссии участники обсудили: критерии, влияющие на качество мониторинга, уровень образования в высших учебных заведениях, будущее студентов неэффективных вузов. Участниками встречи стали заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию А.И. Аршинова; член Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Л.Н. Бокова; заместитель председателя комитета ГД по образованию В.Е. Шудегов; директор Института развития образования ГУ ВШЭ И.В. Абанкина. Подобная встреча позволила выявить и обнародовать основные проблемы системы высшего образования, создать единую платформу для дальнейшего диалога. 5. СМИ - инструмент обоснования и обнародования политических решений, что делает легитимным политический процесс и формирует лояльность населения к власти. В тех случаях, когда информация целенаправленно распространяется через деловые СМИ, мы можем говорить о желании властей транслировать информацию определенной группе населения, целевой аудитории. «Президент России Владимир Путин заявил о том, что пенсионный возраст в стране увеличиваться не будет, но россиян будут стимулировать к более позднему выходу на пенсию. „Мы считаем, что у нас пока нет ни экономической возможности, ни социальной, ни с точки зрения продолжительности жизни увеличивать пенсионный возраст. И мы сказали, что не будем его увеличивать", - заявил Владимир Путин на встрече с активом партии «Единая Россия». Однако господин Путин отметил, что „правительством предлагается - и с этим можно согласиться - стимулировать людей к более позднему выходу на пенсию, но таким образом, чтобы человек сам принимал для себя решение"» [п]. 6. СМИ - канал прямой мобилизации. Власть посредством СМИ может сорганизовывать группы для обсуждения и решения проблем, принятия каких-либо решений, выполнения (или, напротив, невыполнения) определенных действий. Побуждение к определенным политическим действиям (или к бездействию) происходит посредством как прямых обращений представителей органов власти, так и посредством обнародования дозированной информации на протяжении длительного количества времени. 7. СМИ - средство донесения информации до определенных групп (в том числе предупреждений о возможных санкциях, переменах в экономической политике, предостережений, угроз и т.д.). Зачастую это происходит на мероприятиях, организованных для СМИ или проводимых в присутствии журналистов. «Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на форуме в Сочи заявил, что безработица в следующем году вырастет до 6%. Сейчас этот показатель чуть выше 5%. При этом министр назвал затянувшуюся стагнацию российской экономики вариантом даже худшим, менее предсказуемым, чем острый кризис» [и]. Как мы видим, СМИ выступают в качестве инструмента политического объединения и политического действия. Масс-медиа открывают дополнительную возможность контроля за действиями власти, позволяя всем гражданам получать информацию о политическом процессе, а тем, кто имеет возможность публиковать информацию в СМИ, оказывать влияние на реализацию политических программ. Журналистика как одна из форм массовой коммуникации существует как автономно, так и во взаимосвязи с обществом, бизнесом и политикой. Рассматривая СМИ как систему, мы подразумеваем, что автономность заключается в ее структуре, принципах, системе управления. При этом любые системы, и СМИ не исключение, имеют окружающую среду, в которую входят другие функциональные системы. Социолог Н. Луман показал, что между автономными функциональными системами - права, политики, науки, экономики и т.д. - происходит общение на основе двоичных кодов4. В системе масс-медиа кодом может служить: «информирует / не информирует». Информируя, СМИ позволяют осуществлять гражданам общественный контроль за действиями властей, которым не всегда выгодны публичность и гласность. И со стороны средств массовой информации возможны как преднамеренное, так и непреднамеренное замалчивание каких-либо проблем, игнорирование событий или персон. Прогнозы экспертов в СМИ о возможных конфликтах, росте налогов, повышении цен и т.п. могут иметь экономические или политические последствия и даже повлиять на стабильность экономической системы. Финансовые рынки чувствительны к изменению рыночной конъюнктуры, на состоянии бизнеса сказываются как позитивные, так и негативные новости. Известны случаи публикации провокационной информации, нацеленной на подрыв финансовых структур. Так, показательным примером может служить эпидемия «соляной лихорадки», когда сразу в нескольких российских регионах возник дефицит соли. Появились многочисленные публикации: «Рыбинск в панике: сахар, соль и спички стали дефицитом», «В России расширяется география продбума», «„Белая лихорадка" охватила Ярославль». Учитывая возможные психологические последствия высказываний и комментариев экспертов и журналистов, редакторы целого ряда изданий предпочитают дозировать информацию, не публиковать сомнительную информацию или расставлять акценты в публикациях таким образом, чтобы нивелировать негативные факторы. Таким образом, СМИ принимают активное участие в принятии политических решений, оказывают влияние на политическую повестку дня, выполняют роль политического посредника и передатчика политических сообщений, а также инициируют появление данных сообщений. Нередко активное участие прессы в этом процессе вызывает негативную реакцию со стороны власти. Средства массовой информации включены в политические процессы: в коммуникативной подсистеме они осуществляют взаимодействие между различными подсистемами политической системы, а также между политической системой и другими сферами общественной жизни. Принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем описан проф. Д.П. Гаврой [13. С 166].
Лавриненко В.Н. Политология: курс лекций. М., 2010.
Нисневич Ю.А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. М., 2000.
Graber Doris A. Mass Media and American Politics (Fourth Edition). Washington, D. C.; Congressional Quarterly Press,i993.
Политология: учеб. пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. СПб., 2005.
Балынская Н.Р., Миронов Ю.В. Функционирование СМИ как субъекта политики в условиях новой России // Судьба России: вектор перемен: материалы Междунар. науч. конф., 8-10 июня 2007 г., Екатеринбург. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ural-yeltsin.ru/kn
Сивякова Е.В. Общероссийские СМИ как институт публичной политики: условия и технологии производства публичности: Ав-тореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2009.
Политологический словарь. В 2-х ч. М., 1994.
Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. 2002. № 3.
Лабыкин А. Умножить на ноль // Эксперт.ш. 2013. i окт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/2013/10/!/ umnozhit-na-nol/.
Кудрин посоветовал переводить средства в накопительную часть пенсии // РИА Новости. 2013. 3 окт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ria.ru/economy/20131003/.
Россиян нужно стимулировать к более позднему выходу на пенсию, считает Владимир Путин // Коммерсанть. 2013. 3 окт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant. ru/news.
Россиян призвали готовиться к увольнениям // Business FM. Прямой эфир 29 сентября 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bfm.ru/news.
Гавра Д.П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2005.