Система ценностей в зеркале русской прессы 2000-х | Журналистский ежегодник. 2014. № 3.

Система ценностей в зеркале русской прессы 2000-х

Статья посвящена трактовке современными журналистами понятия «ценности» на основе контент-анализа употребления в СМИ 2000-х годов таких выражений, как «система ценностей», «морально-нравственные ценности», «духовные (религиозные) ценности», «культурные ценности». Анализ позволяет автору сформировать языковую картину представленного в СМИ ценностно-ориентированного среза общества, проанализировать соотношение социального и индивидуального.

The «values» in the mirror of the Russian press in the 2000s.pdf ЦЕННОСТЯМИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ принято называть и то, что имеет известную стоимость в денежном эквиваленте, и то, что ценно в переносном смысле, т.е. значимо: предметы и явления культуры, морали, нравственности и т.п.1 О ценностях второго рода журналисты пишут довольно часто, материал Национального корпуса русского языка 2 позволяет оценить отраженную в современных СМИ систему представлений о том, что сегодня для общества особенно ценно и важно. Контент-анализ 3 зарегистрированных в Корпусе употреблений выражений с опорным элементом ценность позволяет выявить центры притяжения внимания журналистов. На первом месте оказывается система ценностей (256 словоупотреблений). При этом в самом общем случае понятие никак не конкретизируется, как, например, в рассуждениях о том, что Чацкий сегодня вне игры: «В наше время, когда сменились социальные и нравственные ориентиры и система ценностей, на первый план вышел Фамусов, в котором энергия государственника бьет ключом» (Труд-7, 2000.11.22), или о конфликте между homo soveticus и homo sapiens: «Число последних увеличивается, и у них совершенно другая система ценностей» (КП, 2001.02.15). Чаще всего контекстными синонимами оказываются система ценностей и мораль, нравственность, культура, психология, мировоззрение, а также «правила оценок» и образцы для подражания. Но есть и примеры более точных определений, о которых говорит использование выражения в сочинительных и подчинительных конструкциях и с разнообразными эпитетами. Система ценностей может быть исторической и национальной: «Надо отстаивать базовые исторические национальные ценности, на основе которых можно объединить Россию. Необходима одна система ценностей, в которой воспитывается человек» (РИА Новости, 2008.03.25), но при этом рассматриваться в интернациональном контексте: «Вопросом самоопределения России является система ценностей европейской цивилизации» (Известия, 2006.03.10), ср.: «западная система ценностей, западная культура вовсе не является для нас ориентиром» (РИА Новости, 2005.09.02) 4; общественной: «Общество деградировало, система ценностей разрушена» (РИА Новости, 2007.05.22); классовой: «На данный момент в обществе еще не сложилась определенная система ценностей и классовость» (РБК Daily, 2005.07.29); партийной - в корпусе есть упоминания о системах ценностей отдельных партий («Единой России», ЛДПР, КПРФ) и партийных коалиций, например, в цитате высказывания экс-президента Украины В. Ющенко: «у нас должна быть система ценностей, вокруг которой формируется коалиция, а не система кресел» (Известия, 2006.03.31). Упоминаются и ценностные ориентиры отдельных общественных слоев, например, система ценностей иммигрантов /узбекских и киргизских парней, система ценностей бизнесменов / предпринимателей, или же поколенческие: система ценностей молодого поколения / молодежной культуры. Различаются и системы ценностей различных общественно-политических течений, например, консервативная и либеральная. 1 Здесь и далее толкования слов приводятся по «Большому толковому словарю русского языка» С.А. Кузнецова [1]. 2 Далее - НКРЯ, адрес в интернете: www.ruscorpora.ru. Исследование проведено на материале газетного подкорпуса. 3 Статистическое исследование текстовых массивов с дальнейшей содержательной интерпретацией полученных числовых данных. Единой, усредненной (например, среднероссийской или общеевропейской) системе ценностей сопоставляется самобытная; навязанной обществом - выработанная самостоятельно, внутренняя. А собственной - чужая, ср.: «А как же можно чужую систему ценностей на себя напяливать?» (Труд-7, 2000.06.20). Подчеркивается и историческая изменчивость системы ценностей: СМИ 2000-х прослеживают переход от советской - к постсоветской и перестроечной, от социалистической - к капиталистической, одновременно указывая на смену морально-нравственных ее основ: «система ценностей давно смещена от понятий "труд" и "работа" к легкому поиску денег и красивой жизни за чужой счет» (Труд-7, 2007.10.03). Интересно, что этой сменой понятий мотивируется и оценка системы ценностей как складывающейся, выстраивающейся, нарабатывающейся (в прежние времена) и разрушающейся, катастрофически изменяющейся, девальвирующейся (в наши дни). Критерием оценки той или иной системы ценностей становится ее противоречивость/целостность. При всей расплывчатости понятия системы ценностей учитывается социальный запрос на четкость его определения и наполнение конкретным содержанием: «Люди ищут четкую систему ценностей...» (РБК Daily, 2008.01.21); «Удивительно, но сборники рассказов для октябрят и пионеров навевают не только ностальгию, но и мысли о том, что человеку с раннего детства надо целенаправленно давать четкую систему ценностей, желательно не имеющую отношения к японскому аниме или роботам-трансформерам» (РБК Daily, 2008.02.29). В соответствии с этим запросом некоторые СМИ делают попытку классифицировать системы ценностей, выделяя среди них религиозные, мировоззренческие, культурные. Что касается культурных ценностей, то они появляются в СМИ 2000-х преимущественно как «предметы, имеющие известную стоимость и являющиеся национальным культурным достоянием» - конфискованные, возвращенные и т.п. Но встречаются и упоминания о них как о «нравственных и эстетических идеалах», например, в рассказе о намерениях некой политической партии «приобщать подрастающее поколение к православным традициям и культурным ценностям» (Нов. регион-2, 2011.03.21). Ценностью наделяется и культура (область искусства и просвещения) как таковая 5. Религиозные ценности подразделяются на христианские (94 словоупотребления), в частности православные (14), исламские/мусульманские (16 и 3 соответственно), буддистские (1). Проиллюстрируем это примерами: «Президент Ирландии выразила убеждение, что тесное сотрудничество христиан в Европе сегодня необходимо, потому что оно поможет отстаивать христианские ценности и символы в публичном пространстве» (РИА Новости, 2010.09.08); «Не всё, что делалось под двуглавым орлом, было праведно, не всё отвечало христианским ценностям...» (Известия, 2010.10.19); «На наш взгляд, проявление кощунства в отношении любых религиозных ценностей россиян, в первую очередь православных ценностей, - опасная вещь, с которой, однако, нам часто приходится сталкиваться» (Труд-7, 2005.04.30); «Исламские ценности не отличаются от ценностей христианства, иудаизма или какой-либо другой ведущей религии» (Известия, 2007.12.24); «Вот цитата из "Декларации" Церича: "Мы должны учить Европу принимать мусульманские ценности и ценить пот мусульманских рабочих и интеллектуалов в построении процветающей и свободной Европы"» (КП, 2006.08.30) и др. Духовные ценности упоминаются гораздо чаще религиозных (206 раз) и, как правило, в «светском» понимании, противопоставляющем духовное - материальному: «Скорее всего, общество потребления будет властвовать над умами до тех пор, пока на Земле достаточно еды, питья, тепла, энергии. Как только этих благ перестанет хватать, обществу предстоит вернуться к духовным ценностям» (КП, 2011.03.16); но не без имплицитно присутствующей нотки «религиозности», с оглядкой на библейские заповеди: «духовные ценности как бы цементируют нашу личность, не давая ей погрязнуть в болоте неурядиц» (Труд-7, 2000.11.09); «Если говорить о сопереживании, то такая духовная ценность не воспитывается у сегодняшнего поколения детей» (КП, 2011.04.01). Интереснее дело обстоит с морально-нравственными ценностями. В целом российские СМИ 2000-х демонстрируют повышенное внимание к проблемам морали и нравственности, не отделяя в большинстве случаев одно от другого (об этом свидетельствует высокая частотность прилагательного морально-нравственный и устойчивое воспроизведение словосочетания мораль и нравственность) и апеллируя к морали чаще, чем к нравственности [2]. Когда речь заходит о ценностях, картина несколько меняется. Определение морально-нравственные по отношению к ценностям употребляется также довольно часто (в 10 контекстах), но в «размытом», неопределенном значении гораздо реже, чем в отношении других феноменов, такие примеры единичны, ср.: «Зубков (экс-премьер РФ. - О.С.) готов держать правительство в руках, это человек высоких морально-нравственных ценностей» (РБК Daily, 2007.09.14). Другие контексты позволяют придать морально-нравственным ценностям звучание общественное и национальное, приписав им статус социальных стандартов. Например, контекстными синонимами этого устойчивого выражения в одной из публикаций становятся защита социально-экономических интересов населения, снижение уровня бедности семьи, обеспечение общечеловеческих прав, соблюдение и укрепление общественного порядка (КП, 2011.04.08); антонимами в другой - содержание в тюрьме без суда и следствия, смертная казнь (Труд-7, 2007.05.19). Социальное (мораль) в ценностной сфере не превалирует над личностным (нравственностью), а немного ему уступает: моральные ценности упоминаются в современных СМИ 119 раз, тогда как нравственные - 183 раза. Различие употреблений можно проиллюстрировать следующими примерами: «Недавние исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на "ломку" последних лет, удалось сохранить менталитет нации, а с ним и моральные ценности» (Труд-7, 2001.06.06), «Подводя итог олимпийских событий, можно определенно сказать, что современный спорт оказывает большое влияние на рост таких моральных ценностей, как патриотизм, уважение к своему флагу, сплоченность...» (Труд-7, 2000.10.05), ср. сообщение о презентации романа Герты Мюллер «Сердце-зверь»: «Мюллер посвятила свое творчество разоблачению тоталитарного режима, ломающему жизни людей, уничтожающему нравственные ценности» (РИА Новости, 2010.11.29). Вместе с тем и моральное начало оценивается иногда как индивидуальное в социальном: «У всех людей есть собственные моральные ценности» (РБК Daily, 2007.12.21). Что касается конкретного смыслового наполнения понятия, то моральные ценности лишь изредка ассоциируются с культурой, религиозностью (православной верой) и духовностью. Гораздо больше контекстов, в которых им так или иначе сопоставляются внешняя и внутренняя политика: внешнеполитический курс, национальные интересы, национальная самобытность, патриотизм, последовательная гуманистическая демократия, права человека, цивилизованное общество, свобода и экономика: экономическая сила, экономический успех. В некоторых случаях моральные ценности ставятся в зависимость от эмоций и психологии, т.е. связываются с личностными человеческими началами. Обилие отрицательно-оценочных слов говорит об обеспокоенности СМИ состоянием моральных ценностей: чаще всего упоминается об их кризисе, деградации, распаде, крахе, чехарде, утрате, они оказываются вывернуты наизнанку, выброшены на свалку истории; говорится и о необходимости их восстановления, возрождения. Однако встречается и резкое отрицание замшелых бабушкиных моральных ценностей, моральных ценностей праотцов, которые предлагается заменить новыми, современными. Нравственные ценности также могут определяться как социальные стандарты поведения: «За последние годы в нашей стране многое изменилось, но главные нравственные ценности, которыми всегда была сильна русская земля, остались незыблемыми» (КП, 2011.02.22); «продвижение гражданских, нравственных ценностей - все это необходимо нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, чтобы воспитывать взаимное уважение и терпимость» (КП, 2011.02.01). Но все же это категория, скорее, личностная и семейная. А индивидуальное и социальное оказываются диалектически связанными, что иллюстрирует следующая цитата: «жизнь отдельного человека это же - главная социально-нравственная ценность, на основе которой только и могут сохраняться базовые опоры государства и общества» (Труд-7, 2001.07.10). Случаи отождествления нравственного и социального достаточно редки, но все же в газетном подкорпу-се НКРЯ встречаются ассоциации журналистами нравственных ценностей с властью и оппозицией, гражданским обществом, правами человека, гуманистическими идеалами и даже патриотизмом. Но больше всего ассоциаций с такими сферами, как культура, образование (просвещение), с религиозными (христианскими/ исламскими) и духовными ценностями. Нравственные ценности относятся журналистами к этике, их основой называется ментальность - по словарному определению, совокупность общественных навыков и культурных особенностей народа, социальной группы или отдельного человека, проявляющихся в поведении, мировосприятии, умонастроении. Интересно, что гораздо чаще, чем об искажении шкалы, деградации и разрушении нравственных ценностей (в НКРЯ найдем единичные примеры), журналисты говорят об их формировании, утверждении, укреплении, отстаивании, охране, защите и даже используют такие «трогательные» формы, как волнение (о нравственных ценностях). В этих контекстах со знаком «плюс» отмечаются незыблемость этих ценностей, они положительно характеризуются как вечные, непреходящие, их основой называются традиция, опыт (предыдущих поколений), корни (семейная история). Статический сервис НКРЯ представляет и распределение словоупотреблений по годам. Так, график, построенный на основе материала всего НКРЯ, говорит о том, что сами устойчивые словосочетания, отражающие понятия духовных, нравственных и моральных ценностей, вошли в речевой оборот лишь в 1900 г. Пики обращения к духовным ценностям приходятся на 1930-е, 1980-е и 2000-е годы. Начиная с 2000 года кривая частотности упоминания в СМИ духовных и нравственных ценностей идет вниз, в то же время кривая моральных ценностей резко устремляется вверх, к пиковому значению относительной частотности (0,83593), соответствующему вновь устанавливающемуся к 2010 году приоритету общественного над личным. Рассмотренный материал позволяет нарисовать языковую картину представлений современных журналистов о ценностях, регулирующих жизнь общества. В системе ценностей, как можно было видеть, выделяются религиозно-духовная, культурная, морально-нравственная (мировоззренческая) подсистемы. Культурные ценности видятся производными от духовных и морально-нравственных, а религиозность чаще всего определяет духовность, хотя последняя признается и имманентным человеческим качеством, свойством души, внутренней природы человека, т.е. показателем его нравственности. В формировании ценностей приоритет отдается нравственности, а не морали, при этом нравственные принципы постулируются как незыблемые, а вот моральным ценностям «разрешено» меняться вслед за социально-историческими трансформациями. Именно морально-нравственные ценности видятся сегодня журналистам опорой в формировании гражданского демократического общества, основой развития экономики и политики страны, ассоциируются с патриотизмом и национальными интересами. При этом вектор, направленный в формировании подобных ценностей от нравственности к морали, говорит о ставке на личное участие каждого гражданина в формировании системы ценностей и облика своей страны.

Ключевые слова

values, linguistic world-image, content analysis, medialinguistics, modern mass media, ценности, языковая картина мира, контент-анализ, язык СМИ, современные массмедиа

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Северская Ольга ИгоревнаИнститут русского языка им. В.В. Виноградова РАНкандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтикиoseverskaya@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Северская О.И. Российские СМИ 2000-х: между моралью и нравственностью // Człowiek. Świadomość. Komunikacja. Internet. Человек. Знание. Коммуникация. Интернет. VI Международная научная конференция «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира». 22-25 мая 2014 года. Лёвен, Бельгия / научн. ред. Т. Солдатенкова, Л. Шипелевич. Warszawa: Wyd. Univ. Warsz., 2014. С. 1593-1604.
Кузнецов С.А. (ред.). Большой толковый словарь русского языка. СПб. - М. : Рипол-Норинт, 2008. URL: http://www.gramota.ru/slovari/dic/.
 Система ценностей в зеркале русской прессы 2000-х | Журналистский ежегодник. 2014. № 3.

Система ценностей в зеркале русской прессы 2000-х | Журналистский ежегодник. 2014. № 3.