В статье рассматриваются приемы использования возможностей журналистики в политических коммуникациях, воздействия на журналистов.
Professional values of journalism in the field of political communication.pdf ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА, одна из важнейших в журналистике, имеет свои особенности, и хотя журналист должен быть профессионалом при работе над любой темой, политическая сфера требует от него не только традиционных профессиональных компетенций, но и особой ответственности. В век развитых информационных технологий, медиатизации политики, когда в современном информационном обществе исследователи фиксируют развитие медиакратии - власти СМИ и через СМИ, «слияние власти медийной, политической и экономической» [1. С. 13], использование и эффективное использование системы СМИ и журналистов в политических целях - достижения реальной власти и ее осуществления - не требует особых доказательств, а его формы и приемы активно исследуются [2-4 и др.]. Не случайно крупные политические и бизнес-структуры приобретают популярные каналы СМИ или создают накануне выборов свои медиа для влияния на электорат. Закономерно в 1990-е годы в Российской Федерации политическое размежевание освободившихся от партийной опеки отечественных ресурсов СМИ, показательно ведение информационных войн между медиахолдингами, которые реализовывали политические и бизнес-интересы владельцев. Активно осваивается сфера интернет-коммуникации, и ее возможности приспосабливаются для ведения пропаганды и агитации, развития новых форм политической коммуникации [4. С. 6]. Закономерны и «договоры», которые заключаются политиками и их помощниками с журналистами, взаимовыгодное сотрудничество на основе обмена информацией и ее публикации. Журналисты имеют возможность заполучить эксклюзивные сведения «из первых рук» и заявить: «В нашем эфире самые яркие политики», «только нашим корреспондентам дали комментарии политические лидеры», обеспечив этим внимание аудитории, тиражи и рейтинги. А политики, со своей стороны, получают возможность выступить в самой рейтинговой передаче или дать интервью для влиятельной качественной газеты, в дальнейшем оно может быть «растиражировано» в интернет-ресурсах, многократно процитировано в радио- и телевизионных сообщениях, будет донесено до широкой аудитории, произведет определенный резонанс в общественном мнении и т.п. Когда-то новый журнал региональных редакторов с символическим названием «Четвертая власть», стремясь проанализировать взаимоотношения журналистики и властных структур в новых социально-политических условиях России, провел дискуссию по теме «Власть ли пресса?» [5]. Обобщили наблюдения и высказали свое мнение уважаемые исследователи журналистики. Редакторы и корреспонденты на примерах своей работы рассказали и о том, как журналистику, уже в постперестроечное время, активно приспосабливают к решению своих задач официальные ветви власти. А в случае неповиновения лишают властных возможностей: находят способы закрыть СМИ, уволить журналистов, ограничивают доступ к источникам информации, что также сродни лишению власти, так как именно на владении информацией и ее профессиональном использовании основана собственно власть журналистики. Финальная публикация писателя В. Чертанова была озаглавлена оптимистично (или пессимистично?) «Вы власть! Мужайтесь!». Однако в дискуссии был выделен и такой аспект проблемы: может ли журналистика быть самостоятельной в своих властных возможностях, или она - средство осуществления чужой власти - правительства, политической организации, бизнес-структур и т.п. Ситуация достаточно ясна, если речь ведется о СМИ, прямо предназначенных для решения политических задач, - прессы партийной или пропартийной, правительственной или подчеркнуто оппозиционной и т.п. Такие СМИ прямо объявляют о своей позиции, и аудитория воспринимает их публикации с поправкой на объявленную тенденциозность. Однако есть другие каналы СМИ, качественные издания, декларирующие свою объективность и независимость. Насколько можно говорить о сохранении информационной самостоятельности, политической нейтральности таких СМИ? В рамках данной статьи хотелось бы рассмотреть не приемы прямого воздействия на журналистов и СМИ - такие как ангажирование, давление, открытая или скрытая цензура и т.п., а более тонкие возможности влияния политиков на медиасферу, которые не всегда очевидны, не осознаются аудиторией, да порой и самими журналистами. Впрочем, журналисты могут «прочитывать» эти приемы, но не противодействуют им, а нередко даже используют в своих целях. Причем и в этом случае нет возможности обвинить журналистов в проступках, нарушениях профессиональных правил, так как они формально не нарушают законов или этических норм: не используют приемов искажения фактов, прямой лжи, не ведут лобовой пропаганды и т.п. Одна из важных характеристик политических текстов в медиа-сфере - их участие в политическом процессе. Политический текст, понимаемый как сообщение о событиях сферы политики, выступление политика, политолога или журналиста по политической теме, может повлиять на политическую обстановку [6. С. 11-12]. Поэтому каналы СМИ, несущие подобные тексты, - важный инструмент влияния политиков на электорат, политических сторонников и соперников, на властные структуры, общественное мнение. Однако и сами СМИ, и их журналисты являются объектом воздействия со стороны политических сил. При этом политические структуры могут использовать те особенности журналистики как вида информационной деятельности, которые выработаны в течение несколько веков ее развития, представляют ее профессиональные ценности. Анализируя социальные задачи журналистики, ее особенности как общественной информационной деятельности, отметим, что к профессиональным журналистским ценностям можно отнести: предоставление аудитории социально важной или социально интересной информации; создание адекватной картины мира; строгую документальность сообщений; стремление к объективности сообщения путем представления различных точек зрения, существующих в обществе по важным социальным вопросам; рассмотрение событий и явлений с гуманистических позиций - т.е. через призму интересов личности; создание информационного продукта, полезного для аудитории и др. 8 Выделенные характеристики в той или иной интерпретации представлены в отечественных работах по теории журналистики. Итак, журналистская обязанность - предоставлять аудитории, т.е. обществу, социально значимую информацию, т.е. сведения о событиях, лидерах, явлениях, которые могут оказать важное влияние на жизнь общества, государства и граждан. Несомненно, политическая сфера располагает такими сведениями. Причем СМИ не обязаны вести протоколы политической жизни, поэтому политические события представлены избирательно, в зависимости от значимости сведений для данной аудитории, периодичности издания или программы и т.д. Таким образом, есть возможность выбора для освещения в СМИ события, проблемы. Опираясь на политиков как важных ньюсмейкеров, журналисты нередко с их подачи формируют в сознании аудитории политическую картину дня. Поэтому есть возможность выделить наиболее важные вопросы - ими заполняются номера газет, телепрограммы и, возможно, замещаются, замалчиваются иные проблемы, которые по каким-либо причинам невыгодно акцентировать политикам. И хотя СМИ должны удовлетворять информационные запросы аудитории, профессионалы политики и медиасферы умеют сконцентрировать внимание аудитории на тех или иных сообщениях, придавая им эффекты значимости, новизны. Этот феномен, получивший название «установление приоритетности новостей», был выделен У. Липпманом, а затем исследован на эмпирическом материале М. Мак-Кобсом и Д. Шоу и др. [7]. В итоге формируется важная «повестка дня» страны, ее политической жизни в сознании аудитории, что очень существенно. Общественное мнение осмысливает и обсуждает ту проблематику, которая предложена СМИ, а им она тонко «подсказана». И даже в тех случаях, когда как бы сам собой «взрывается» интернет в связи с какой-либо информацией, нет гарантии того, что «бомба» случайно появилась в сети и взрыв не организован с определенной целью, в том числе политической. В условиях информационного шума, который многократно вырос и все разрастается в условиях увеличения количества медиаканалов, разбухания интернета, - можно тему раздуть, а можно заглушить. Современные работы по политконсалтингу предлагают целый ряд таких приемов [8, 9]. Далее речь может идти об интерпретации выделенной темы, события под пером журналиста, комментарий важен, так как массовая аудитория не всегда самостоятельно может разобраться в политической ситуации, а журналист, в противовес политику, воспринимается аудиторией как арбитр, наблюдатель-аналитик. Но поскольку для журналиста и СМИ важна социальная позиция, то ее выражение в аналитическом материале не может критиковаться - это ведь тоже уважаемая профессиональная ценность. Следовательно, для политика важно иметь на своей стороне влиятельных журналистов, возможно, построив личные дружественные отношения. Эти межличностные отношения с политиками выгодны и журналистам: без дружественных отношений трудно рассчитывать на эксклюзивную информацию (для печати или не для печати), на интервью или иное выступление политика в СМИ. Однако эти отношения могут повлиять на объективность журналиста, «обязывают» к ответным информационным услугам, могут быть задействованы политиками для проведения информационных акций. Любопытно высказывание Алексея Венедиктова о специфике взаимоотношений журналистов и их героев, в том числе политиков: «Интервьюер - это инструмент для опытных ньюсмейкеров, с помощью которого герой занимается манипуляцией общественным мнением в отношении себя любимого» [10. С. 12]. Для публикации о событии важен информационный повод - ведь СМИ должны оперативно предоставлять актуальную информацию. С точки зрения по-литтехнологов, «информационный повод - это событие, которое освещается самими средствами массовой информации, бесплатно, и привлекает внимание аудитории» [8. С. 158]. Политтехнологи учитывают требование актуальности и предлагают политикам создавать эти поводы, чтобы привлечь журналистов, которые без давления (и бесплатно) напишут, снимут и опубликуют. Показателен вопрос, заданный главе Центризбиркома о правилах освещения в СМИ предвыборной кампании: как достигнуть равноправия при информировании о деятельности кандидатов, если один плясал на улице столицы с цыганами, купался вместе с народом в крещенской купели, публично обнимался с зарубежной звездой стриптиза, а другой - традиционно что-то бубнил с трибуны на встрече с избирателями. О чем и о ком больше «вынуждена» будет рассказать пресса? В силу своих профессиональных и прикладных задач, экономической конкуренции журналисты стремятся привлечь аудиторию, которая должна выбрать именно данное СМИ, поэтому нередко журналисты ищут сенсационности. И политики со своими командами готовы предлагать такие сенсации, связанные с нетривиальным поведением, шокирующими заявлениями, неожиданными инициативами, странными депутатскими запросами и т.д., что позволяет им выделиться в информационном шуме. Акцент на ценности человеческой личности - это также важное проявление гуманистического характера журналистики. Проблема, событие, показанные на примере конкретного человека, сделают событие более волнующим, проблему более понятной людям, вызовут их эмоции, закрепятся в сознании. Политтех-нологи называют подобный прием анимацией (оживлением) образа политика [9] и организуют любопытные для массовой аудитории проявления личностных качеств политика: «непроизвольные» эмоциональные поступки во время общения с обычными людьми, другими политиками, «утечки» сведений о семейных, дружеских отношениях и т.п., которые будут растиражированы СМИ, что приблизит политика к народу. Даже негативные поступки, умело прокомментированные, могут сделать политика более понятным, «живым» в восприятии электората. Требование объективности сообщения также может быть использовано, так как предполагается представление в СМИ различных взглядов, мнения ряда экспертов. Необходимо, чтобы мнение политиком было высказано, сделано заявление, дан некий комментарий, который своим содержанием или формой выражения привлечет журналистов. В результате это мнение - пусть в ряду других мнений - будет донесено до аудитории, что вновь напомнит о политике, создаст представление о значимости его мнения. Учитывая особенности восприятия информации аудиторией и характер журналистов, политтехнологи рекомендуют при взаимодействии с журналистами устраивать фальшивые утечки информации, провоцировать информационный шум вокруг желательной темы и какофонию вокруг нежелательной, преподносить банальные сведения в ореоле сенсации, формировать группы экспертов, которые дадут необходимый комментарий или организовывать выступления, акции «случайных людей», обычных граждан, которые выразят «мнение народа» и т.д. [8, 9]. И это только некоторые приемы использования особенностей журналистики и ее «власти» в политических интересах. Повторюсь, за рамками обсуждения - прямое воздействие на журналистский корпус, организация масштабных информационных кампаний, информационных войн и т.п. Поэтому, рискуя вступать в сферу политики, журналист должен быть хорошо подготовлен, глубоко разбираться в ходе политического процесса, чтобы не оказаться использованным в чужой политической игре. И хотя далеко не всегда можно предсказать, как журналистское слово отзовется, возможно выбрать ориентир в этой работе: «.задача политического журналиста - находить слабости в решениях профессиональных политиков, указывать на возможные проблемы с точки зрения общества, обывателя. Журналист выступает представителем своих слушателей, зрителей, читателей. У политиков для связи с обществом есть пресс-секретари. А у общества для общения с политиками пресс-секретарь - журналист» [11. С. 6].
Алексей Венедиктов // Криницын E. Акулы интервью. М., 2010.
Венедиктов А. Свобода - это дистанция // Политические интервью / под ред. Л. Реснянской. М., 2004.
Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. Киев, 2004. С. 161-165.
Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. СПб.,2005.
Миронов А. Раздувай и властвуй: технологии современной «мягкой» пропаганды. М., 2004.
Акопов Г.Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. М., 2014.
Четвертая власть, 1996.
Алтунян А.Г. Анализ политических текстов. М., 2006.
Марков С. Медиакратия: СМИ как эффективное орудие власти в информационном обществе // Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004.
Мельник Г.С. Журналистика в политических технологиях. СПб.,2012.
Сидоров В.А. Политическая культура журналиста. СПб., 2010.