Статья посвящена анализу деятельности религиозного радио Томской области. На примере программ радиостанции «Томский благовест» автор рассматривает особенности работы журналистов в эфире религиозного радио, структуру и музыкальное оформление передач. В статье предпринята попытка определить специфику СМИ, в котором объединены черты светской, религиозной и интернет-журналистики.
Internet broadcasting of the Orthodox culture in Tomsk.pdf Сегодня , когда мир становится все более полярным и нестабильным, возрастает значение христианской культуры, которая может служить основой для развития нравственно-этических ценно- стей общества. Для многоконфессиональной и много- национальной России это особенно актуально. В январе 2013 года в Томской области начал веща- ние христианский церковно-общественный канал «Томский благовест». Сначала в Мельниково и Стре- жевом, потом еще в двенадцати населенных пунктах Томской области. А в августе 2014 года проект получил частоту в Томске. Правда, эфирное вещание в Томске пока официально так и не начато, сотрудники готовятся к торжественному открытию. Но в сети Интернет томские программы можно слушать круглосуточно. Развитие религиозного радио особенно активизировалось в последнее время. К давно вещающим станциям (таким как «Мария», «Радонеж», «Тэос», «Град Петров») присоединяются новые. Например, радио «Вера» с 14 сентября 2014 года стало выходить в Москве на частоте 100,9 FM (кстати, «Томский благовест» получил в городе такую же частоту). На первый взгляд, «Томский благовест» выглядит как типичная современная религиозная радиостанция. Функционально это два направления - конфессиональная журналистика, реализуемая в виде миссии, проповеди, апологетики, и собственно светская журналистика с анализом общественных, политических, экономических проблем, информированием и развлечением. Плюс, это радио, которое пока существует в Томске только в сети Интернет. Соответственно, выглядит оно как обыкновенное онлайновое СМИ. Попадая на сайт «Томского благовеста», оказываешься в информационном пространстве, которое даже графически разделено на две основных части: слева новости Томска (ссылки на сообщения основных томских информационных интернет-порталов), а справа новости Томской Епархии (сообщения на официальном сайте Томской Епархии «Православие в Томске»). В центре располагаются анонсы подкастов основных радиопередач. Вверху есть «кнопка» для прослушивания непосредственно эфира. По словам редактора отдела образовательных программ «Томского благовеста» Любови Клоковой, все программы пока звучат в записи. Учредителями канала являются известный томский журналист Виктор Зима и Томская Епархия РПЦ. Согласно лицензии 15% звучания занимает конфессиональное вещание. При этом и главный редактор, и ответственный за интернет-вещание - священники. Какие программы и в каком виде будут выходить в эфир, решается на редакционном совете. Структура радий-ного дня, на первый взгляд, выглядит типично для православного интернет-вещания («Радио «Вера», «Град Петров»). Но секретарь Томской Епархии РПЦ Виктор Сиротин, говоря о томском радио, отметил: «Подобные проекты в России есть, но на 80% они состоят из музыки и готовых программ. А у нас свой продукт: дискуссии, свои передачи и т.д. "Томский благовест" - не религиозное радио. Мы говорим и рассказываем о русской культуре» [1]. Если мы посмотрим на структуру программной сетки, то, действительно, основную часть занимают передачи просветительского или культурного характера (например, «Культурный код», «Исторические хроники»). Также присутствует аналитика - ежедневный четырехчасовой канал «Полдень 21 век». Конечно, регулярно звучат традиционные Новости. Вообще, набор программ на «Томском благовесте» очень специфический. Например, ежедневная религиозная программа «На дорожку помолясь» соседствует с передачей юридической направленности «Хорошая кредитная история», юмористической программой «Мы вышли из Советов» и ночной развлекательной программой «Бессонница». То есть жанровый и тематический спектр программ очень разнообразен. Это тоже типично для конфессиональных медиа. Правда, говоря о томском радио, мы не можем увидеть приоритетности светских религиозных передач. По идее, такие передачи должны рассказывать об экономических, политических или социальных явлениях и событиях, спровоцированных религиозным фактором. А журналисты «Томского благовеста» скорее стремятся любые события рассматривать в религиозном контексте. И апологетика проявляется в культурологическом, политическом и даже развлекательном контекстах. А «при освещении религиозной тематики на первый план выступают морально-этические аспекты журналистского ремесла» [2]. О.П. Чернега в работе «Религиозные радиопрограммы: социокультурные и эстетические аспекты» пишет: «Дискутируется вопрос о роли православного журналиста, которая сегодня уже не может сводиться лишь к тому, чтобы "выставлять догматические оценки и выдавать канонические определения". Становится очевидным, что православный журналист уже не может ограничиваться только информированием читателя и слушателя, а должен смелее обсуждать в православной прессе социальные проблемы» [3]. Сегодня журналист, работающий на типичной религиозной радиостанции, уже не мыслит себя вне контекста разговорного радио. Для «Томского благовеста» это целый ряд программ в форме беседы и интервью: «Неслучайные встречи», «В сухом остатке», «Скажите, Батюшка.». Одна из основных специфических черт радио - диалогичность - проявляется в большем объеме именно на миссионерских, проповеднических радиостанциях. При прослушивании программ создается впечатление, что разговорная речь на «Томском благовесте» преобладает даже в большей степени, чем на многих современных музыкальных радиостанциях. Иногда это оправдано, например, в программе «Неслучайные встречи», посвященной благотворительному проекту «Томичи помогают Новороссии», использование разговорной лексики придает беседе эмоциональность, приближает ведущую и гостей студии к слушателю, сокращает дистанцию между ними и вызывает отклик. А в аналитической программе «Полдень 21 век» разговор зачастую превращается в обыкновенную болтовню, мешающую восприятию информации и не соответствующую заявленной жанровой номинации. Иногда создается ощущение, что ведущий программы Владимир Терентьев к эфиру не готов, не совсем разбирается в теме обсуждения. Например, в программе 8 октября 2014 он читает новости интернет-порталов и, пытаясь их прокомментировать, признается: «Я забыл как это называется.». «А кто вообще эти пар-кур?»- спрашивает он у второго ведущего передачи Александра Ракина. Или в рассказе про Юрия Любимова дает ему следующую характеристику: «Человек вполне себе профессиональный». А в обсуждении международных событий звучит: «Барак Обама съездил похохотал с шейхом Арабских Эмиратов. Такие веселые ребята». Конечно, конфессиональные СМИ должны сегодня говорить на языке и в условиях современного общества, но такое поведение журналиста выбивается из общей концепции. Хотя подобная манера ведения программ, присущая Владимиру Терентьеву, - это скорее исключение из правил. «В целом религиозному вещанию свойственны номинативно-перечислительные интонации, проповеднический императив передач, латентная мотивация евангелизации, катехизации в пользу той или иной конфессии» [4]. Программы «Томского благовеста» отличает душевность, лиричность, неторопливая манера речи. Своеобразное сочетание светских и религиозных компонентов позволяет ввести в контент повествования понятия, связанные с духовностью, этикой, моралью. Даже в беседах на бытовые темы возникают вопросы «духовной радости», «нравственного ожога» и подобные, практически не встречающиеся в эфире коммерческих станций. То есть структура программной сетки скомпонована таким образом, чтобы информационные, аналитические, развлекательные элементы перемежались религиозными. Надо отметить еще и очень своеобразное оформление передач. Во-первых, программы имеют большую продолжительность - от 30 минут и дольше. В качестве заставок и перебивок используются известные советские песни, например, «Призрачно все в этом мире бушующем», «Никогда не возвращайся в прежние места», «Чтобы душою не стареть, смотри на звезды чаще». Музыкальный контент состоит из русских народных песен, городского шансона и классической музыки. Иногда можно услышать отечественный рок. Органичное использование музыки и шумов позволяет создать более эмоционально-образное, объемное звучание. Итак, анализ «Томского благовеста» позволяет сделать вывод о том, что конфессиональное радио Томской области - типичная некоммерческая просветительская радиостанция, деятельность которой посвящена воспитанию открытости, миролюбия, принятия в сознании современника, в том числе и посредством раскрытия опыта христианской традиции.
Халина Елена Владимировна | Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики | Allena1yy1@gmail.com |
Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. Монография (под ред. А.А. Стрижен-ко), АГТУ, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text5/76.htm
РИА новости, 20 марта 2013. URL: http://ria.ru/ tomsk/20140320/1000316008.html#ixzz3FZbaJZr2
Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. С. 264.
Чернега О.П. Религиозные радиопрограммы: социокультурные и эстетические аспекты. Автореферат. Барнаул, 2001. 216 с. U RL: http://www.d issercat.com/content/religioznye-rad ioprogrammy-sotsiokulturnye-i-esteticheskie-aspekty