В статье рассматриваются перспективы развития прессы и будущее профессии журналиста в эпоху развития интернета и социальных сетей.
Is there a future for the profession of journalism?.pdf СЕГОДНЯ все чаще раздаются прогнозы, связанные и со скорой смертью газет, и с исчезновением журналистики как профессии. Так, авторы проекта «Атлас новых профессий» при поддержке Агентства стратегических инициатив при Президенте РФ, Московской школы управления «СКОЛКОВО» и RF-Group пришли к выводу, что после 2020 г., наряду с такими интеллектуальными профессиями, как копи-райтер, туристический агент, лектор, библиотекарь, нотариус, юрисконсульт, системный администратор и др., исчезнет также профессия журналиста. Их аргументы таковы: «Программы перевода речи в текст и программы по написанию текстовых документов позволяют во многом автоматизировать эту, считавшуюся ранее творческой, профессию. Например, компания Bloomberg заменила часть своего новостного персонала на программу искусственного интеллекта, которая пишет биржевые новости быстрее и более красочно, чем журналисты-люди. Любительские репортажи и блоги, резко набирающие популярность благодаря своей живости, правдивости и естественности начинают конкурировать с теле-, радио- и печатными журналистами ведущих СМИ. Через 20 лет искусственный интеллект сможет на 95% решать задачи, связанные со СМИ» [1]. Профессор кафедры деловой и политической журналистики НИУ ВШЭ Ольга Романова еще в 2011 г. написала в журнале «Смена»: «В Высшей школе экономики скоро не будет отделения деловой и политической журналистики. И я этому очень рада. Потому что журналистика исчезает, хотим мы этого или нет, это профессия двух предшествующих веков. У нас в НИУ ВШЭ отделение журналистики станет факультетом коммуникаций. Для начала будем изучать "двигатель внутреннего сгорания" - мультимедий-ность и конвергентность, а там и новые песни придумает жизнь» [2]. Но журналистика - деятельность, своими корнями уходящая в древность, - объективно востребована социумом, и те же социальные сети выполняют некоторые ее функции, а именно информационную, коммуникационную и рекреативную. Но функции, связанные с направленным профессиональным воздействием (идеологическая, культурно-образовательная и организаторская), если и реализуются в социальных сетях, то лишь в усеченном и хаотическом виде. Об этом, кстати, пишет и сама О. Романова, поспешно, на наш взгляд, заявляющая, что журналистская профессия уже преодолела проблемы, связанные с появлением блогеров и соцсетей: «Влиятельные блогеры не стали журналистами, но стали ньюсмейкерами, как и положено ярким людям. Ведь чем берут блогеры? Тремя вещами: оперативностью, сжатым изложением (современный потребитель информации имеет видоизмененный мозг, явление получило определение «твитте-ризация сознания») и обратной коммуникацией. Профессионалы нашли адекватный и естественный ответ, понятный публике. 1. На блогерскую оперативность ответили факт-че-кингом (проверка фактов): быстро не означает точно и правдиво, к тому же блогер за свои слова не отвечает, а СМИ можно закрыть за диффамацию. 2. Профессионалы научились писать коротко и сжато - невелика хитрость. К тому же вернулся спрос на длинные качественные тексты - надо только прилепить к ним «твит-контент», то есть краткое содержание. 3. Блогеры милы публике тем, что вступают с ней в дискуссию. Ну, теперь это делают и профи - те, кто хочет остаться в профессии» [2]. Добавим к вышесказанному следующее. Во-первых, блогеры и социальные сети существовали даже в те времена, которые ученые относят к прото - или пражурналистике. На Руси их называли каликами перехожими, за границей - странниками, которые со временем становились профессиональными нувеллистами (кстати, в толковом словаре В. Даля «калика» определяется как «странствующий, нищенствующий богатырь» - видимо, и тогда, чтобы отстаивать слово правды, требовалась силушка великая.). Во-вторых, не стоит путать любительство и профессионализм. Любитель зависит только от своего настроения: захочу - напишу, не захочу - не напишу, а уж проверять факт на достоверность - увольте: слухи порождаем, слухами питаемся. Профессионализм же подразумевает ответственность, и прежде всего - перед аудиторией. Девиз профессионала: «Качественная информация - в срок!». Подлинный профессионал осознает и следует миссии журналистики как духовно-практической и социально ответственной деятельности. Тот журналист профессионал, который: • разделяет факт и комментарий; • осторожно пользуется версиями (особенно если это касается острых конфликтных ситуаций); • понимает, что такое «этичность позиции», «толерантность» и «сбалансированность точки зрения». Тот журналист профессионал, который: • использует достаточное количество конкретных, а не анонимных источников; • проявляет осмотрительность, но не в ущерб оперативности; • правдив и способен признавать ошибки, если таковые, увы, были им допущены. Сегодня все чаще слышишь от работодателей: готовьте универсальных журналистов. Что означает: владение компьютерными и информационными технологиями; мобильность, оперативность, активность; способность адаптироваться к языку электронных СМИ; способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно и для различных форм СМИ; умение работать в команде и мн. др. Молодежь охотно на это откликается, но, к сожалению, на фоне коммерциализации и монополизации СМИ у нее формируется не только самостоятельность, но и такие черты, как коммерциализация сознания; продажность (умение угодить заказчику, писать рекламные материалы); безответственность и стремление к славе любой ценой. Сегодня не только стрингеры, но и штатные сотрудники изданий, претендующих на звание качественных, порой сознательно выступают за холодный расчет, за которым - цинизм, полное безразличие и равнодушие к героям, к ситуации, забота лишь об эффектности подачи материала. Для таких журналистов люди лишь - «объект изучения»; их кредо - «заказ необходимо выполнить во что бы то ни стало». Выдающийся кинодокументалист Герц Франк в свое время сказал: «.главное в этическом кодексе документалиста: не использовать камеру во вред человеку, не оскорблять его достоинство. И еще, нельзя подсматривать - надо смотреть. Смотреть и видеть! Глазами и сердцем» [3]. Лучше не скажешь. Так что же ждет периодическую печать и журналистику как профессию? Думается, газеты и журналы останутся, но значительно уменьшатся их тиражи, распространяться они будут либо бесплатно, либо по достаточно высокой цене среди узких сегментов аудитории (корпоративные, специализированные и др. СМИ). Сохранится, хотя и видоизменится профессия журналиста. Но лишь при условии, что общество будет способствовать, а государство - создавать условия для ее развития. В демократическом обществе всегда востребована качественная - авторская - журналистика1, отделяющая себя от видов деятельности, также связанных с массовой коммуникацией, но выполняющих иные задачи, например, в сфере политической или коммерческой пропаганды и рекламы. Сами издатели, редакторы и журналисты должны искать пути развития бумажных СМИ. Так, главный редактор Даниил Трабун и генеральный директор журнала «Афиша» Наталья Галкина считают, что для этого вполне реально «перепридумать» функции печатных СМИ [4]. Д. Трабун говорит: «"Афиша", как и до перезапуска, остается журналом, который охотится за культурными трендами. Кроме того, это журнал-книжка. Только мы идею развили. Получилось очень тактильное издание, его хочется трогать. Мы используем несколько видов бумаги. Наша задача - охватить журналом весь оффлайн. Это и события, приуроченные к выходу номера и связанные непосредственно со статьями внутри, и наклейки, которые можно приклеить на свой ноутбук, и видеоролики, являющиеся продолжением текста внутри. На протяжении месяца в Facebook будут появляться видео, продолжающие темы номера». Н. Галкина добавляет: «Мы делаем так, чтобы бумага была связана со всеми нашими продуктами. В интернете ты постоянно помнишь о журнале, читая журнал - вспоминаешь, что есть сайты "Афиши"». И еще одна важная мысль главного редактора: «Миссия журналиста всегда остается одинаковой. Журналистика - социальный институт, помогающий держать баланс в обществе. Из-за определенных событий ей приписывают другие функции, в том числе обслуживания власти. Статья становится пропагандой, когда в сюжете у автора не случается просветления. Когда оказывается, что место рецензии занял анонс, а даже большое новостное агентство не потрудилось для острой новости собрать три источника с разными мнениями по вопросу. Почему-то мы часто забываем, что журналистика - это рассказывание историй, где случаются драматические моменты понимания и озарения, что и является выходом за рамки своего коридора, своего туннеля» [4]. Думается, те, кто приветствует скорейший закат печатной эры, не просчитывают последствий этого управляемого процесса. Приведем мнение профессора, доктора психологических наук, старшего научного сотрудника отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России» Рады Грановской: «Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие - не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению. Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее» [5]. То, что пользователи социальных сетей выступают в различных ролях - публикаторов (очевидцы, ретрансляторы, републикаторы, коллекторы, координаторы, комментаторы, эксперты, сатирики, публицисты) и реципиентов (коммуникаторы, комбинаторы) [6], можно посчитать одной из причин отмирания журналистской профессии, а можно рассматривать как один из современных факторов развития журналистики. Присутствие в информационном пространстве активной аудитории абсолютно не противоречит производственно-творческому и индивидуально-коллективному характеру журналистского труда. Журналистам следует использовать явление блогерства, как в свое время они активно использовали читательские письма (хотя на это счет существуют и другие мнения2). Более того: если блогер станет последовательно развивать набор врожденных и благоприобретенных качеств (оперативность, аналитизм, объективность, коммуникабельность, трудолюбие, креативность, эрудированность, владение устным и письменным словом, умение вести полемику, поддерживать дискурс, умение работать в команде и по жесткому графику, потребность рассказывать, умение создавать оригинальный информационный продукт), если он будет систематически производить и транслировать массовую информацию, то он неизбежно превратится в профессионала. Правда, есть еще несколько условий: сознательное следование профессиональным и этическим стандартам и соответствие прикладным профессиональным требованиям: владение родным, русским и иностранным языками; требование универсальности (умение работать на разных платформах); требование технической подготовленности (умение работать с компьютере, с фото-, аудио- и видеоаппаратурой и др.) и требование медиаправовой подготовки. Наконец, журналист-профессионал отличается также особыми человеческими качествами: гражданственность, пассионарность, ответственность, честь и достоинство, смелость и мужество.
Лукша П. Атлас новых профессий/ П. Лукша П., К. Лукша, Д. Песков, Д. Коричин. - URL:http://www.asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas. pdf.
Романова О. Кризис журналистики/ О. Романова // Смена, июнь 2011. - URL:http://smena-online.ru/stories/krizis-zhurnalistiki.
Вечер памяти Герца франка. - URL: http://prodocumentary.org/ event/1179.html.
Поворазнюк С. Функции печатных изданий нужно перепридумывать. Руководство «Афиши» - о перезапуске журнала. - URL: http://www.planetasmi.ru/blogi/comments/38296.html.
Хрулева Т. Рада Грановская: Люди с клиповым мышлением элитой не станут. - URL: http://econet.ru/articles/67553-rada-granovskaya-lyudi-s-klipovym-myshleniem-elitoy-ne-stanut.
Браславец Л. «Гражданская журналистика» и типичные роли пользователей социальных сетей / Л. Браславец // Релга. Ру, 01.09.10. - URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=2714&level1=main&level2=articles.
Муйжнек А. Георгий Черданцев: Какого хрена настоящие журналисты должны делить зарплату с блогерами? - URL:http://m. sovsport.ru/gazeta/article-item/799774.