В данной статье представлены общие характеристики процессов изменения современных масс-медиа и телевидения в частности, а также обозначены изменения сценариев потребления информации телезрителями. Отмечено, что это влияет на изменение системы телевизионных жанров, активное использование форматов в телевизионном производстве, появление новых и гибридных жанров и околожанровых форм. Делается вывод о необходимости уточнения жанровых разновидностей в системе телевизионных жанров и предлагается вариант обновления этой системы.
Update of television genres' system in the modern circumstances of mass media.pdf СОВРЕМЕННАЯ МЕДИАИНДУСТРИЯ активно изменяется под влиянием постоянно развивающихся информационно-коммуникационных технологий, которые преобразуют процессы производства и потребления информации и рождают необходимость разработки новых моделей функционирования СМИ. Причиной этого выступают серьезные социальные изменения: благодаря интернету и мобильным средствам связи аудитория оказалась в центре непрерывного информационного потока, из которого пользователи научились получать только интересующую их информацию, самостоятельно искать и даже создавать ее. Это обновило информационные потребности аудитории и систему общественных связей, что повлекло за собой изменение отношения к журналистике и потребовало трансформации технологий сбора, обработки, распространения информации, экономических подходов к созданию и продвижению медиа, пересмотра профессиональной роли журналистов и моделей их взаимодействия с потребителями. Сейчас СМИ постепенно преобразуются под влиянием дигитализации и конвергенции, подчиняясь общим тенденциям данных процессов, однако их традиционные формы (печатные, радио, телевизионные СМИ) не исчезают. Эти формы дополняются мультимедийной платформой, что обновляет технологические и функциональные возможности СМИ, в частности, телевидения. Трансформация телевидения в условиях конвергенции влечет изменения в творческом процессе производства телевизионных продуктов. Новые потребности и интересы телезрителей заставляют тележурналистов обновлять визуальные и содержательные элементы материалов, технологические возможности позволяют использовать мультимедийные платформы для передачи сообщений, все больше и больше распространяются интерактивные формы взаимодействия с аудиторией, что оказывает воздействие на жанровую структуру телеконтента и способствует появлению новых форматов вещания. Изменениям жанровой системы способствуют также социальный, экономический, политический, культурный и другие факторы. Поэтому сейчас действительно необходимо исследовать обновления, происходящие в системе телевизионных жанров на современном телевидении. Еще в начале 1990-х годов российское телевидение начало претерпевать серьезные преобразования: телеэфир заполнился ранее неизвестными жанрами и формами, произошли изменения в отечественной телевизионной практике, связанные прежде всего с ориентацией на коммерческую прибыль, что привело к появлению форматов в телевизионном производстве [1. С. 335]. С.Н. Ильченко отмечает, что трансформация системы жанров происходит до сих пор, все больше увеличивается сегмент развлекательного телевидения, образовываются новые жанровые модели интерпретации эмпирической и организации экранной реальностей, расширяется совокупность функций телевидения и телевизионной журналистики. В результате основой современной эфирной практики стало стремление к сенсационности, понятие «формат» утвердилось в телевизионном производстве и сводит творческую деятельность к набору внешних, формальных признаков, отработанных приемов сбора и обработки информации и ее интерпретации [2. С. 4]. Это существенно изменило деятельность тележурналистов - если в 90-е годы только зарождалась тенденция виртуализации реальности, то теперь журналисты четко следуют этой тенденции, стремясь создать шоу из событий реального мира. Сейчас, в период активного освоения мультимедийных технологий, именно эти технологии становятся ведущими в современном телевизионном производстве, так как позволяют максимально визуализировать информацию и эффектно предоставить ее, соединяя процесс информирования аудитории с ее развлечением. Кроме этого, обновление системы телевизионных жанров происходит по причине изменения потребления информации телезрителями: для современной аудитории свойственна концепция «кликового сознания», заключающаяся в восприятии информации и визуальных образов нелинейно, фрагментарно, множественно, на основе мультиканальных, ограниченных по времени ресурсов. А. Эверетт связывает модификацию человеческой жизнедеятельности и «кликовое» восприятие ме-диадействительности с возрастанием роли технологий и технических устройств: «Современные потребители постоянными "кликами" переключают каналы, пытаясь составить целостную картину на основе множества обрывочных информационных потоков» [цит. по 3. С. 58]. Поэтому, чтобы заинтересовать телезрителей, телекомпании вынуждены производить яркие, красочные, фееричные, эмоциональные шоу, даже фрагмент которых будет способен «зацепить» взгляд потребителя и заставить его смотреть дальше. Отсюда именно шоу, наполненные яркими спецэффектами, построенные на динамизме и непредсказуемости развития событий, основанные на интересном и детализированном видео, становятся медиаканалом доставки информации до аудитории. Мультимедийность, форматизация контента, его зрелищность, фрагментарность и нелинейность его восприятия телезрителями - все это ведет к обновлению системы телевизионных жанров, в основе которой лежит поиск оптимального сочетания понятийных и образных способов передачи информации, выбор особого вида съемки и монтажа, которые подчиняются логике изложения фактов с присутствием эмоционального и эстетического начал и способствуют эффективному решению конкретной творческой задачи. В современном телепроизводстве основной задачей становится привлечение и максимизация аудитории, поэтому тележурналисты часто выбирают не конкретный жанр, а формат. Под форматом единицы эфирного контента С.Н. Ильченко предлагает понимать совокупность организационных приемов и структурных элементов телевизионного продукта, включающих драматургию конкретных ситуаций, характерный состав ведущих и приглашенных участников, систему отношений между ними, продолжительность данной эфирной единицы, степень и качество участия публики и т. п.; то есть формат определяет для программы (передачи) те внешние признаки и качества, которые отличают ее от других [2. С. 28]. В современной практике телевизионного производства термин «формат» стал использоваться гораздо чаще, чем жанр, и можно даже говорить о некоторой замене понятий. Это связано с тем, что формат имеет отношение к организации телевизионного производства, это более простые для реализации внешние признаки программы, тогда как жанр предполагает профессионализм и творческий подход, определяет содержание, внутренние и смысловые характеристики телевизионного произведения. Учитывая, что сейчас медиаиндустрия, в том числе телевидение, работает по конвейерному принципу, становится ясно - производство форматов проще, чем соблюдение жанровых признаков, поэтому для современного телевидения характерна не столько диффузия жанров, столько диффузия форматов и жанровых элементов. Кроме этого, в основе всех существующих сегодня форматов лежит рекреативная функция, что обуславливает практическую необходимость их использования в процессе борьбы телеканалов за свободное время потребителей. Спектр современных устоявшихся форматов невелик - это инфотейнмент, эдьютейнмент и технотейн-мент. Инфотейнмент - синтез информации и развлечения, его цель - удовлетворить информационные потребности телезрителей в легкой зрелищной форме, обеспечивая интересный досуг. Начал активно использоваться в 1970-е годы в США, в 90-е утвердился как ведущий формат представления событийной информации на мировом телевидении. Эдьютейнмент предполагает подачу научной и образовательной информации в развлекательной форме; его цель - сделать обучение максимально интересным и увлекательным для зрителя, при этом развлекательная составляющая здесь не является главной целью, а способом привлечения зрительской аудитории и возможностью преподнести сложную научную информацию доступно для обычного зрителя. Данный формат появился в начале 2000-х годов на европейских телеканалах, сейчас активно распространяется во всем мире, и не только на телевидении, но и в учебном процессе. Концепция тех-нотейнмент является наиболее современной, используется значительно реже в сравнении с форматами ин-фотейнмент или эдьютейнмент и скорее определяет особый, основанный на мультимедийности, подход к внешнему оформлению образовательного материала [4]. В технотейнменте элементы развлекательности заключаются в способе подачи информации, в реализации рекреативной функции с помощью различных мультимедийных средств. Данные форматы в полной мере определяют организацию и внешние характеристики телевизионного произведения, делая его интересным для телезрителя, однако все же не способны определить содержание этого произведения, поэтому, несмотря на свою популярность, не могут вытеснить телевизионные жанры и околожанровые формы. Сегодня телевидение переживает бурный процесс трансформации жанров, который, с одной стороны, характеризуется появлением новых жанровых единиц, с другой стороны - проявлением определенных традиций, связанных и с особенностями современного общественного развития, и с природой, выразительными возможностями телевидения. В результате четко просматриваются основные «векторные» направления жанрового развития: динамичность вещания (богатейшие выразительные возможности устного слова); репортажность («эффект присутствия», предельная достоверность, документальность); образность [5]. Но особенно на модификацию жанров влияет конвергенция СМИ, когда происходит слияние жанров печати, радио, телевидения и даже литературы, театра и кинематографа. Так возникают гибридные жанры, в которых характеристики и содержательно-формальные признаки классических жанров журналистики соединяются с приемами, методами, стратегиями шоу, игры, театрализованной постановки, концерта. К таким жанрам относятся зародившиеся в конце 1980-х - начале 1990-х годов и популярные сегодня реалити-шоу, телевизионные шоу талантов, докудрамы и «докумыло», программы-инструкции или мастер-классы, программы-преображения и другие. Кроме того, с всевозрастающей активностью телевизионной аудитории, стремительным развитием технологий веб 2.0, расширением интерактивности телевидения и привлечением в телепроизводство пользовательского контента можно говорить о телевизионных жанрах 2.01, которые возникли в конце 2000-х годов. Среди них стали появляться и гибридные жанры 2.0, которые не имеют аналогов на телеэкране и свойственны только телевидению в интернете, а их появление обусловлено «объединением» возможностей интернета, нескольких интернет-жанров в рамках единого интернет-сервиса или платформы. К гибридным жанрам 2.0 можно отнести возникший в начале 2010-х годов стрим - первоначально это интернет-трансляция пользователем процесса прохождения им видеоигр, сейчас это может быть трансляция пользователем любого фрагмента своей жизни на собственном интернет-канале или хостинге. От реалити-шоу стрим отличается высоким уровнем персонификации (главный герой - пользователь) и конкретной тематической направленностью, которая остается неизменной и соответствует определенным интересам пользователя. Особое распространение гибридные жанры 2.0 сейчас получают в социальных сетях, в частности, на телевидении в социальных сетях. Активные процессы развития жанров и околожанровых форм, их трансформации и диффузии затрудняют их систематизацию и классификацию. Так, анализируя игровую природу современного телевидения, С. Н. Ильченко добавляет к классической триаде жанров - группам жанров информационных, аналитических, художественно-публицистических - группу игровых телевизионных жанров, причина утверждения которых заключается в усилении позиции развлекательного сегмента на современном телевидении [2. С. 32]. Если учитывать новые возможности телевидения в интернете и появление гибридных жанров 2.0, можно выделить такую группу, как мультимедийные жанры. Это обусловлено тем, что в основе всех гибридных жанров, функционирующих в интернете, лежит использование разных мультимедийных элементов, функционирование которых требует использование разных технологических платформ. С другой стороны, выделение такой группы не совсем корректно, так как материалы, представленные гибридными жанрами, могут содержать как информацию, так и аналитику и публицистику. Следовательно, целесообразно включить новые и гибридные жанры в наиболее развернутую жанровую классификацию, которая была предложена Л.Е. Кройчиком и адаптирована Л.П. Шестеркиной и Т.Д. Николаевой в классификацию телевизионных жанров с учетом основных особенностей, специфики и современной практики телевещания [7. С. 73]. Данная система жанров телевизионной журналистики включает в себя следующие группы: • оперативно-новостная (сообщение о событии): устное информационное сообщение и видеосюжет; • оперативно-исследовательская (истолкование оперативных событий): телевизионное интервью, пресс-конференция, телерепортаж, телевизионный отчет; • исследовательско-новостная (оценка фактов, анализ проблем недавно произошедших событий): комментарий, журналистское расследование; • исследовательская (рациональный анализ фактов, представление системы рассуждений журналиста и героев): ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа; • исследовательско-образная (отражение психологизма личности, создание галереи образов): телевизионный очерк, эссе, телефельетон, телепамфлет. Данная система включает в себя устоявшиеся, традиционные жанры и до сих пор не дополнена новыми жанрами и формами, возникшими в период с начала 1990-х годов. Причиной этого можно назвать несфор-мированность новых жанров и околожанровых форм, их изменчивость и вариативность в зависимости от авторских задач. Однако вариативность свойственна и традиционным жанрам, когда работающие в них журналисты намеренно изменяют их, вносят свои уникальные черты, дополняют какими-то новыми характеристиками. Изменение, слияние, модификация, отмирание жанров является результатом творческого процесса, а также процессов исторических, культурных, социальных. Поэтому устойчивость жанров и их характеристик относительна. На данный момент в контексте конвергенции СМИ, экономических тенденций телевизионного производства, использования в творческом процессе относительно сформировавшихся новых и гибридных жанров, а также с учетом современных стратегий потребления информации можно предложить следующий вариант обновления системы жанров телевизионной журналистики: • оперативно-новостная: устное информационное сообщение, видеосюжет, мультимедийная заметка, лайф-видео с места событий, анимационная инфогра-фика; • оперативно-исследовательская: телевизионное интервью, пресс-конференция, телерепортаж, телевизионный отчет, реалити-шоу, стрим; • исследовательско-новостная: комментарий, журналистское расследование, анимация; • исследовательская: ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа, анимационный лонгрид; • исследовательско-образная: телевизионный документальный фильм, эссе, скетч-шоу (скетчком), докуд-рама, мастер-класс, программа-преображение, телевизионный клуб, телевизионная игра. Обновление системы телевизионных жанров позволяет отразить произошедшие с ней изменения и включить в нее новые жанры, околожанровые формы и гибридные жанры. Каждый из них имеет какие-либо относительно устойчивые характеристики, что делает возможным их утверждение в жанровой системе. Однако, учитывая изменчивость и непостоянство технологических, производственных, экономических, культурных, социальных, исторических условий, определяющих творческие процессы профессиональной работы тележурналистов, требуется постоянное и периодическое обновление жанровых классификаций для обеспечения их актуальности и практической ценности. Итак, трансформации, происходящие на современном телевидении, влияют на обновление системы телевизионных жанров, которая происходит в условиях мультимедийности, устоявшейся форматизации контента, усиления его зрелищной составляющей, фрагментарности и нелинейности его восприятия телезрителями. Наиболее распространенные сегодня сценарии потребления информации, основанные на интересном и легком способе проведения досуга, приводят к не столько к диффузии жанров, столько к диффузии форматов и жанровых элементов, свойственных современному производству контента, организованном по конвейерному принципу. Однако активное использование форматов не вытесняет жанры телевизионной журналистики, которые серьезно модифицируются под влиянием технологий и усиления роли потребителей. В этих условиях продолжает развиваться диффузия и гибридизация жанров, а также появляются гибридные жанры 2.0, создающиеся пользователями. Все это существенно изменяет профессиональную деятельность телевизионных журналистов, которым необходимо адаптироваться к постоянно изменяющимся медиау-словиям, быстро осваивать производство новых форматов и жанров и их распространение по разным каналам массовой коммуникации, а также взаимодействовать с потребителями, выполняя функции не только производителя информации, но и транслятора созданного этими потребителями контента.
Барсукова О.В. Распространение жанров западного телевидения их влияние на российские телеканалы / О.В. Барсукова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2011. №2 (33). - С. 353-362.
Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: автореферат дис.. д-ра филол. наук / С.Н. Ильченко. - М., 2012. - 35 с.
Карякина К.А. Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете: дис.. к. филол. наук / К.А. Карякина. - М., 2011. - 170 с.
Veltman K. Edutainment, Technotainment and Culture / K. Veltman - URL: http://www.sumscorp.com/img/file/2004_Edutainment_ Technotainment_and_Culture.pdf
Шестеркина Л.П. Современные подходы к формированию структуры жанров телерадиожурналистики / Л.П. Шестеркина - URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2115
Горошко Е.И. «Чирикающий» жанр 2.0 Твиттер или что нового появилось в виртуальном жанроведении / Е.И. Горошко // Вестник Тверского государственного университета. - 2011. №3. - С. 11-21.
Шестеркина Л.П. Методика телевизионной журналистики: учеб. пособие / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 224 с.