Изучение аудитории университетских СМИ в условиях мультимедийной интеграции | Журналистский ежегодник. 2015. № 4.

Изучение аудитории университетских СМИ в условиях мультимедийной интеграции

В статье автор приводит результаты собственного социологического исследования аудитории университетских средств массовой информации на примере Южно-Уральского государственного университета. Раскрывается специфика смещения вектора внимания аудитории в условиях мультимедийной интеграции.

Audience of university media in terms of multimedia integration.pdf Средства массовой информации университета выполняют не только функцию информирования аудитории, но и работают на поддержание положительного имиджа вуза во внешней среде, а также формирование позитивных взаимосвязей с внешней общественностью. Кроме того, развитая система университетских СМИ создает в вузе коммуникационное пространство, в котором функционируют все субъекты учебного процесса. Южно-Уральский государственный университет является одним из крупнейших вузов России. В его структуре 32 факультета, 135 кафедр и 7 институтов. Более 45 000 студентов обучается в университете и его филиалах, а учебный процесс обеспечивают свыше 5000 преподавателей и сотрудников [1]. В медиапространство ЮУрГУ входят: телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ, «Радио ЮУрГУ», газета «Технополис» (имеющая как печатную, так и онлайн-версию), университетские сайты, специализированный информационный интернет-портал «Newsroom Digital», группы в социальных сетях, аккаунты в Twitter и Instagram. Говоря об аудитории вышеперечисленных медиа, мы можем отметить ее относительную целостность, стабильный состав по виду деятельности (студенты, преподаватели, сотрудники вуза), наличие некоторых общих корпоративных ценностей и целей, принадлежность к одной и той же организационной структуре (университет). По возрастному составу в аудитории численно преобладает молодежь, профессорско-преподавательский состав ЮУрГУ представлен практически в равной мере как мужчинами, так и женщинами (45,6% и 54,3% соответственно). По возрастным группам распределение следующее: до 30 лет - 27,2%; 30-39 лет - 20,5%; 40-49 лет - 21,4%; 50-59 лет - 13,6%; 60 лет и старше - 17,2% [2. С.76]. Для изучения аудитории нами было проведено социологическое исследование методами анкетирования, интервью и фокус-групповых интервью. Методом анкетирования были опрошены 180 студентов; 20 преподавателей - методом интервью. В четырех фокус-группах приняли участие в общей сложности 47 респондентов. Все респонденты считают себя достаточно информированными обо всем, что происходит в вузе, поскольку существует достаточно большое количество источников информации: вузовский сайт, университетская газета «Технополис», университетское радио и телевидение, а также группы в социальных сетях и т.д. Одним из самых популярных официальных источников информации является официальный университетский сайт, им пользуются 67,9% опрошенных. Большинство преподавателей, например, отметили, что начинают свой рабочий день с того, что просматривают новости на сайте, чтобы быть в курсе событий, происходящих в вузе. Студенты точно так же выражали высокую степень доверия информации университетского сайта, поскольку она размещается пресс-службой университета. 43,3% опрошенных считают достаточно информативными сообщения факультетских и кафедральных пабликов в социальных сетях. Как правило, это информация о культурно-развлекательных мероприятиях (концертах, спектаклях, выставках, научных событиях и т.п.), которые состоятся в ближайшем будущем. 32,2% преподавателей постоянно читают университетскую газету («Технополис»), которая распространяется бесплатно; среди студентов газета пользуется не меньшей популярностью - ее читают 28% опрошенных. В меньшей степени в качестве основного источника информации используются университетское телевидение и радио. На вопрос, как часто вы смотрите передачи «ЮУр-ГУ-ТВ» мнения респондентов распределились следующим образом (Таблица 1). Частота просмотра % опрошенных Ежедневно 6 2-3 раза в неделю 11 Реже чем раз в неделю 47 От случая к случаю 22 Не могу сказать точно 14 Таблица 1. Частота просмотра респондентами передач «ЮУрГУ-ТВ» Опрошенные студенты отмечали, что предпочитают смотреть отдельные выпуски программ или сюжеты, которые их заинтересовали, на канале YouTube44, тогда как преподаватели смотрят университетское телевидение. Более всего зрительский интерес у респондентов вызывали такие передачи «ЮУрГУ-ТВ», как «Молодежный проспект», «Календарь» и выпуски новостей. Некоторые из участников фокус-групп, студенты выражали желание «стать героем какой-нибудь передачи университетского телевидения». Большинство опрошенных респондентов слушают «Радио ЮУрГУ» в лифте университета (проект «Elevate», реже - на сайте «AllRussiatv»). На вопрос, как часто вы слушаете «Радио ЮУрГУ» мнения респондентов распределились следующим образом (Таблица 2). Частота прослушивания % опрошенных Ежедневно 2 2-3 раза в неделю 19 Реже чем раз в неделю 20 От случая к случаю 42 Не могу сказать точно 17 Таблица 2. Частота прослушивания респондентами передач «Радио ЮУрГУ» Участники фокус-групп в целом положительно оценивают работу радио ЮУрГУ, отмечая, что «невозможно себе представить лифт в главном корпусе ЮУрГУ без радио». О том, насколько хорошо аудитория усваивает информацию, полученную из университетских СМИ, свидетельствуют результаты фокус-групп. Практические все респонденты смогли вспомнить, как освещалось то или иное событие, произошедшее в университете с начала учебного года. Например, Посвящение в студенты, Талант-ЮУрГУ - 2015 и прочее. В настоящее время аудитория некоторыми исследователями понимается как активный субъект коммуникации, который не только получает информацию, но и участвует в ее создании и распространении. Для университетских СМИ одной из наиболее важных характеристик является коммуникационная активность аудитории: участие в создании контента (авторство), участие в обмене информацией по каналам общения внутри социальных сетей (регистрация, комментарии, участие в голосованиях, конкурсах, репосты и прочее). Большая часть опрошенных студентов являются активными пользователями интернета и предпочитают получать информацию с помощью мобильных устройств. Среди общего числа респондентов 88% отметили, что пользуются интернетом минимум несколько часов в день. Из них 77% пользуются социальными сетями практически постоянно, много раз за день. Это говорит лишь о том, что социальные сети становятся «лицом» интернета в целом. Уже вполне очевидно, что социальные сети стали неотъемлемой частью нашей повседневности. Возможно, утверждение о том, что «сегодня значимость социального субъекта определяется его информированностью и принадлежностью к виртуальным сообществам, реализованным с помощью Web2 технологий» [3] является спорным, но взаимодействие в социальных сетях все более усиливается и если не порождает новую реальность, то уж точно на нее влияет. Социальные сети являют собой новую парадигму социальной общности, и их влияние на трансформацию социальной структуры заключается в новых социальных практиках, прозрачности нормативно-ценностных установок и в возможности социального контроля над ними. Респонденты отметили, что они используют социальные сети в разных случаях, например, 85% с целью общения, чтобы узнать новости - 73% и просто послушать музыку или посмотреть видео - 84%. Благодаря порталу «Newsroom DIGITAL», технологически объединившему контент университетских СМИ, у нас появились новые каналы взаимодействия с аудиторией, а у нее - доступ к информации о событиях университета в новой и более доступной форме, с использованием мобильных платформ. Те респонденты, которые являются подписчиками группы «Newsroom DIGITAL» в социальных сетях, отметили удобство навигации и информационную насыщенность ресурса. На фокус-группах респонденты подчеркнули тот факт, что благодаря появлению новых ресурсов стали получать больше информации о жизни вуза, об основных событиях, поскольку «не всегда есть возможность смотреть телевизор или слушать радио». Всю информацию они получают с помощью мобильных устройств (смартфоны, планшеты). Для университетских СМИ, аудитория которых, преимущественно, молодежь, огромное значение имеет представленность медиа в интернете. Поэтому мы уделяем существенное внимание развитию и продвижению аккаунтов университетских медиа в социальных сетях, в Инстаграме и в Твиттере.

Ключевые слова

университетские СМИ, аудитория, социальные сети, социологическое исследование, University's Media, auditorium, social networks, sociological research

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Белова Людмила ИвановнаЮжно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)кандидат культурологии, доцент кафедры «Средства массовой информации»belova2005@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Официальный сайт Южно-Уральского государственного университета // URL: http://susu.ac.ru/. (дата обращения 31. 08. 2015).
Белова, Л. И. Корпоративная культура российского университета: монография. Л.И. Белова. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co, 2012. - 189 с.
Тоискин, В. С. Классификация социальных сетей Интернет, как элементов социальных структур / В.С. Тоискин, В.В. Красильников // URL: http://econf.rae.ru/article/7041 (дата обращения: 16.12.2012)
 Изучение аудитории университетских СМИ в условиях мультимедийной интеграции | Журналистский ежегодник. 2015. № 4.

Изучение аудитории университетских СМИ в условиях мультимедийной интеграции | Журналистский ежегодник. 2015. № 4.