Влияние интернет-технологий на журналистику существенным образом отразилось на ее содержании. Появились новые форматы представления информации в интернете, одним из которых является мультимедийный лонгрид. Это интерактивный материал, созданный на основе объемного текста и содержащий аудиовизуальные компоненты. В данной статье формулируется понятие мультимедийного лонгрида, дается его общая характеристика, описываются содержательные и формальные признаки, исследуются композиционные особенности.
Multimedia longread as a new format in journalism.pdf ВОПРЕКИ РАСПРОСТРАНЕННОМУ МНЕНИЮ о том, что длинные тексты в интернете не востребованы аудиторией, на практике можно убедиться в обратном. Современные технологии представления контента позволяют адаптировать объемные материалы для интернет-среды. Одним из таких успешных журналистских форматов является мультимедийный лонгрид («long read» - длинное чтение) - это «новый формат подачи текстовой информации в интернете» [1], в основе которого - текст большого объема и аудиовизуальные компоненты. Обычно это подробный обзор по теме, содержащий помимо текста различные мультимедийные элементы: фото, видео, инфографику и т.п. Таким образом, можно охарактеризовать лонгрид как мультимедийный проект, посвященный конкретному событию или проблеме, актуальной дате. Ключевой характеристикой такого формата является объем и продолжительность материала, а основой - журналистский текст. Лонгриды обычно создаются на отдельной странице и имеют особую верстку: мультимедийные элементы и основной фон движутся с разной скоростью (эффект параллакса). Для обозначения конкретного формата слово «лонгрид» стало широко использоваться после выхода мультимедийного проекта The New York Times «Snow Fall» в 2012 году, завоевавшим огромную популярность у аудитории и в журналистской среде. Сегодня лонгриды стали уже привычным явлением в зарубежных СМИ (The New York Times, The Guardian, The Chicago Tribune, The Seattle Times и др.). Растет популярность формата и в российской журналистике. Мультимедийные лонгриды создают МИА «Россия сегодня» (цикл мультимедийных статей «15 ударов Красной армии»), Lenta.ru («Дни затмения», «Конец советов 20 лет»), «Коммерсантъ» («Земля отчуждения», «Приразломная жизнь»), «Комсомольская правда» («Америка заколоченных небоскребов»), «Первый канал» («Всем миром. Год спустя») и др. Развитие технологий позволяет упростить процесс создания лонгри-дов, формат становится доступным даже для небольших редакций. Так, для верстки лонгридов существуют готовые онлайн-платформы tilda.cc, creatavist.com, medium. com и другие, а также мобильные приложения Adobe Slate, Storehouse, Pixotale. Исследователь А.В. Колесниченко рассматривает лонгрид как жанр журналистики. Он отмечает, что его главной жанровой характеристикой является системность темы (новое явление, системное расследование), глубокое и длительное исследование темы журналистом с использованием большого количества источников информации и большой объем текста в сочетании с высокой плотностью смысла и претензией на исчерпанность данной темы [2]. На наш взгляд, в качестве текстовой основы лонгрида могут выступать такие жанры, как репортаж, статья, очерк, обозрение, журналистское расследование и их элементы. В совокупности с мультимедийными платформами они формируются в определенную структуру, в знаковых системах интернета приобретают новые формы и дают возможность характеризовать лонгрид как формат универсальной журналистики. В отличие от жанра, суть которого определяется содержательными характеристиками материала, формат характеризует, прежде всего, структурные особенности медиапродукта. Редактор спецпроектов ИД «Коммерсантъ» А. Галустян, говоря о тематических особенностях формата мультимедийного лонгрида, отмечает, что «он дает зрителю ощущение присутствия и переживания. Это означает, что тема должна быть общедоступной, должна касаться многих и быть интересной, но при этом в нее должно быть сложно окунуться. Такой проект должен отправлять зрителя туда, где он не сможет по каким-то причинам оказаться» [3]. Лонгрид позволяет создать яркие визуальные образы, раскрыть драматургию события, динамично описать процессы. Такие материалы отличаются особой структурой: композиция текста строится по схеме параллельного рассказа, смены повествования и объяснений, наличия историй и репортажных фрагментов. При просмотре лонгрида аудитория не только читает текст, но и одновременно знакомится с остальными элементами: видео-, аудиозаписями, 360-градусными панорамами, интерактивной графикой, инфографикой, фотогалереями, слайд-шоу. Аудиовизуальные элементы лонгрида распределяются по всему материалу, некоторые из них можно просмотреть по ходу чтения, а некоторые открываются только при обращении к ним. При этом аудитория сама определяет порядок просмотра элементов. Поэтому наиболее важной задачей, стоящей перед авторами мультимедийного лонгрида, является создание единого целостного материала, включающего в себя разнообразные мультимедийные элементы. Для лонгрида характерен особый способ построения материала, который можно охарактеризовать как мультимедийное нарративное изложение («письменное повествование»). Нарративное изложение - это явление, сочетающее в себе свойства журналистики и художественной литературы: с одной стороны, оно затрагивает социально значимые темы, отличается фактографической точностью излагаемой информации; с другой стороны, представляет увлекательные истории, написанные живым языком, с драматическим сюжетом, в которых явно звучит голос автора [4]. Мультимедийное нарративное изложение обладает интерактивностью, которая обеспечивает активную роль аудитории (пользователей) при определении порядка и количества просмотренных элементов. Понятие «мультимедийное нарративное интерактивное изложение» как способ построения материала в формате лонгрида мы понимаем как повествование, посвященное актуальной социально значимой теме, имеющее драматическую структуру, сочетающее в себе свойства журналистики и художественной литературы, созданное на основе сочетания различных медиаплатформ (текст, фото, видео, аудио, графика, инфографика, анимация) и предполагающее такое взаимодействие аудитории с материалом, при котором она самостоятельно осуществляет выбор количества и порядка просмотра всех его элементов. Таким образом, мультимедийный лонгрид - это особый формат передачи информации в интернете, основой которого является журналистский текст, создающийся на отдельной странице; отличающийся большим объемом и продолжительностью материала во времени; сочетающий в себе все многообразие аудиовизуальных, графических средств; основанный на мультимедийном интерактивном нарративе. Это специальный коллективный мультимедийный проект редакции, посвященный конкретному событию, важной проблеме, актуальной дате, многоаспектной теме, предполагающей максимально полное изучение материала. Для успешного создания лонгрида в интернете универсальный журналист должен обладать всеми необходимыми личностно-профессиональными качествами, технологическими навыками и умениями, а также иметь «навык видения мультимедийного замысла» [5. С. 65], позволяющий ему уже на подготовительном этапе представить конечный продукт.
Булаева Мария Николаевна | Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск) | преподаватель кафедры «Средства массовой информации» | mash13@mail.ru |
Что такое лонгрид? // Современная библиотека // URL: http:// sbibli0teka.bl0gsp0t.ru/2014/11/bl0g-p0st_57.html (дата обращения: 14.09.2015)
Колесниченко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе / А.В. Колесниченко // Медиаскоп. - 2015. - №1 // URL: http://www.mediasc0pe.ru/n0de/1691 (дата обращения: 11.09.2015)
Колотилов В. Интерактивные статьи, которые учат по-новому рассказывать истории / В. Колотилов // URL: http://med iakritika. by/article/2212/interaktivnye-stati-k0t0rye-uchat-p0-n0V0mu-rasskazyvat-ist0rii (дата обращения: 22.09.2015)
Бозрикова С.А. История нарративной журналистики в России / С. А. Бозрикова // URL: http://www.academia.edu/3684620/ (дата обращения: 14.09.2015)
Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: Материалы к обучающим семинарам / Сост. С. Балмаева. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, Кабинетный ученый, 2011. - 148 с.