В статье рассмотрены конкретные возможности обновленного варианта схемы контрактного проектирования газет и журналов в процессе открытого управления проектами, осуществляемого представителями заказчика и исполнителя. В частности, акцент сделан на категориях видов и объемов прикладных задач как факторах определения содержания проекта, их включения в техническое задание. А также анализа и фиксации поэтапных и конечных результатов в пояснительной записке или отчете по договору.
Types and volume of application tasks in contract-based technology of periodical modelling.pdf МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ И СПОСОБОВ взаимодействия представителей заказчиков и исполнителей в процессе определения целей, задач и содержания проектов, их типологической определенности, дизайна и редизайна привели к необходимости качественного развития технологии их контрактного проектирования. В связи с этим нами внесены принципиальные изменения в схему контрактного проектирования, соответствующие запросам продвинутых редакторов газет и журналов, понимающих, что сдачей отчета по договору процесс модернизации издания не заканчивается, и необходимо осмысление не только поэтапных и конечных результатов, но и освоение технологии моделирования и проектирования издания, которое невозможно без повышения эффективности взаимодействия заказчиков и исполнителей и активного соучастия в процессе выполнения договора на тех или иных его этапах и постконтрактных, например, консалтинговых отношениях. Схема представлена и прокомментирована нами в приложении №4 учебного пособия автора статьи «Технология матричного комплексного проектирования прессы региона» [i] и в статье «Матричное комплексное проектирование газет и журналов как специализированная методика управления проектами», написанной в соавторстве с И.Ю. Мясниковым [2]. Дальнейшее рассмотрение обновленного варианта схемы в предлагаемой нами статье вызвано необходимостью анализа новых возможностей эффективного взаимодействия заказчиков и исполнителей контрактов. Они выражаются введением активного управленческого начала в задающий (квадранты №2 и №3) и исполнительский (квадранты №i и №4) секторы схемы контрактного проектирования [3]. И в то же время возможности взаимодействия, соуправления графически представлены в верхнем (на стыке квадрантов №i и №2) и нижнем (на стыке квадрантов №3 и №4) «коридорах». В первом случае на этапе согласования идеи и содержания проекта и управления исполнительскими этапами (Fi-F7); во втором - на этапе заключения контракта, разработки технического задания (ТЗ), конкретизации видов и объемов прикладных задач. Осуществление функционально-матричного подхода в задающем секторе схемы (квадранты №2 и №3) выражается включением в процесс взаимодействия заказчика и исполнителя контракта, соучастия в управлении всеми или некоторыми этапами «коридоров» уровней моделирования изданий (М1-М5). Аналогичный вариант реализации функционально-матричного подхода применен в исполнительском секторе (квадранты №1 и №2). Предусмотрено назначение руководителя проекта или наделения этими полномочиями научного руководителя, организующего и конкретизирующего этапы всего комплекса работ (F1-F7). А также предусмотрено наделение функциями менеджера проекта его ответственного исполнителя и назначение профильных исполнителей в соответствии с уровнями комплексного моделирования (М1-М5), ответственных за поэтапное выполнение соответствующих их профилям «коридоров» прикладных задач. Таким образом, функциональная парадигма управления WBS - OBS «обеспечивает декомпозицию целей и задач в механизме типологической, содержательной и оформительской составляющей проекта» и требует дальнейшего системного осмысления [4]. Обратимся к квадрантам №2 и №3 задающего сектора обновленного варианта схемы контрактного моделирования и заметим, что конкретизация прикладных задач V СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАТРИЧНЫМ КОМПЛЕКСНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ Руководитель проекта Управление этапами проектирования издания (F1 - F7] Контроль иВякшю nffe 1(Ш|Щ, КошяжныЙ айрв издайш йишаашя I' г Зшйршшшиньй щщ М1йй8 l&psKftfsea, ЩШЯШй 'Л® [*шйв иЬМ'СТИР'. жения me I идагид ичеекие обоснование и цель проекта / М| .^яеввк, У-j'''ti ДИВ F5 --^Н» ^ . ■ F2 > Аяшшвв F3 т | ror И F4 F1 F7 F6 > Мр1 Варианты типологического статуса издания г J i^KH i. Мщ '^Щ'.аюввиш ВЩ1 М1 0ф®§, I njji^lt ияр|§вв : .ЯнД'' М1 Типологический, фактор (уровень] I М1 йЗД)г.'метад1в ■5? Mpi твдввзгича иге eltwe щрвя Р1 Типологический статус издания, приложений I мннпС ■■■ испоЯи'тель 1. Мр2 Варианты тематической структуры издания f J зияв» t М2 Оц^да опыта, ВЯЯЯЙЙ! ■"jS!®- ши-я' 1ШЙВ Мр2 ЛйШЧвЙ?; ШМ|в мр Корректрша "тенэтинеряэй НИшЯю йШЯЙ: М2 Тематический уровень КМ Р 11 В М2 ftwjnitt дазгйнщ ЙЙЙИшнм ■SI ИЗ Структурные элементы КМ. Жанровый уровень Ми ЩНИШВ " МЗ Ишрвайвшв» структуры iflPtH^fW (рдашн И Вцвмшв. МЙЯИЛ реализации 1ВЖ8® ilgiiigf. сэ. О) Мрз Варианты жанровой системы элементов издания г J issue® РЗ Жанровый уровень структуры издания у I &Щ6ШМЬ 1 Мрз йр&да втррггргы ЯярИЗ Мрз Ев|рщра« Етрртри щийв Мр4 Варианты композиционных схем г ".■TjnfgvMft 45 Р4 Композиционный уровень структуры издания « i «яошавпь!, М4 Вштвм! »дштровзнич у' ■ М4 Композиционный уровень КМ М4 тштш »|ЯИИ'1Ш ■■:!-■■■ -ШН Mpi ЯИрмешв . Мр4 Maessprastse шайиши IslefS Mps Варианты графического дизайна издания « J ^нк М5 Шам Графических юзишдазей Я! ififia М5 ймшщвш .1 I з ■ I Mps Арйцм рзфичесм ^В Мр5 ffi|f»MpittS рф ■ го М5 Графический уровень КМ, особенности дизайна Р5 Типовой вариант графического дизайна издания V i ®1ЯМ№.л ВАДРАНТ N"1 КВАДРАНТ N"4 Результаты этапов проектирования издания (отчет, пояснительная записка] ТЗ, Вид и объем прикладной задачи I BWBSSSft 'А , Результат этапа MtBUIKSb) F6 - Результат этапа # .ЖМЯВЙИЩ; iSSSM-Ipl; F5 Презентация и сдача проекта 1 шшщшящ ^'liT.' -С^лй ДН Р6 заказчиками и исполнителями проекта осуществляется в соответствии с результатами согласования идеи и содержания проекта, его общими целями и задачами, предусмотренными указаниями, графически и терминологически закрепленными в блоке управления, контролируемом заказчиком (категорий тип издания, его содержание и оформление), декомпозиция которых в виде типологического (М1), тематического (М2), жанрового (М3), композиционного (М4), графического (М5) уровней моделирования в матричном модуле - исполнительском секторе (квадранте №1). И первым этапом (Fi) управления проектом, осуществляемом руководителем, является его методологическое обоснование: в нашем случае - теория и практика комплексного моделирования (КМ), системный подход (ПСА) и проектный менеджмент (ПМ). В рамках именно этапа Fi в матричном модуле закрепляются профильные исполнители каждого из уровней проектирования (М1-М5), назначается менеджер (ответственный исполнитель) проекта, который определяет совместно с научным руководителем виды и объемы прикладных задач. Управление процессом их выполнения в исполнительском секторе схемы (матричном модуле) и блоке поэтапной (F1-F7) систематизации осуществляется главным образом менеджером проекта, активно взаимодействующего с заказчиками и стейкхолдерами. Он ответственен не только за определение вида и объема прикладных задач, но и за поэтапную конкретизацию соответствующих им результатов их решения и закрепления в отчете по договору, пояснительной записке или другом итоговом документе. Именно о многообразии видов и объемов прикладных задач, которые нам доводилось решать в процессе многолетней практики проектирования газет и журналов разных типов, должны иметь представление заказчики и стейк-холдеры. Например, наиболее востребованная ими задача полного комплексного моделирования и проектирования, соответствующая пяти уровням (М1-М5) матричного модуля и предусматривающая «прохождение» всех семи этапов их решения (F1-F7) позволяла фиксировать конкретные поэтапные результаты и рекомендации в квадранте №4 исполнительского сектора схемы. Объем прикладной задачи определяется локализацией М1-М5 - F1-F7. Пользовались спросом у заказчиков прикладные задачи разработки конкретных уровней проектирования изданий в соответствующих им «коридорах» их решения (F1-F7). Например, тематическом (М2) или тематическом и композиционном (М2, М4), или композиционном и графическом (М4, М5) с соответствующими только этим «коридорам» выводами и результатами, конкретизируемыми в отчетных документах квадранта №4. Варианты объема - в локализации М1 (М2, М3, М4, М5) - F1-F7. Не менее востребованными оказались прикладные задачи, соответствующие конкретным этапам проектирования газет и журналов. Например, вертикаль методологического и теоретического обоснования проекта (Fi, F2), пересекающая все уровни моделирования (М1-М5). Или задача комплексного анализа изданий рассматриваемого типа, или корректировка экспериментального (текущего) номера (F6). В этом случае в отчетные документы в квадранте №4 включаются соответствующие именно этим вертикалям этапов выводы и рекомендации. Объемы задач определяются локализацией Fi (F2, F3, F4, F5, F6, F7) - М1-М5. Разновидностями описанных выше основных видов и объемов прикладных задач следует считать задачи ситуативные, зависящие от тех или иных положений, совокупности обстоятельств, сочетания каких-либо условий, ограничений или возможностей как в сфере деятельности или требования заказчика, так и обновляющихся возможностей исполнителя проекта. Примеры из практики формирования прикладных или проектных заданий: • разработка двух вариантов тематического уровня моделирования и, соответственно, двух тематических сетевых графиков - при полном и неполном кадровом обеспечении функционирования редакции объединенной газеты; • разработка теоретического обоснования и комплексного анализа практики журналов-аналогов для самостоятельной редакционной корректировки системы содержания и оформления журнала; • разработка тематического и жанрового уровней модели (М2, М3) корпоративной газеты, внедрившей оформительскую модель, выполненную другим исполнителем; • экспертная корректировка концепции и комплексной модели издания (F4) с последующим выпуском экспериментального (F5) и корректировочных номеров (F6); • автономная разработка тематического и жанрового (М2, М3), композиционного и графического (М4, М5) уровней комплексной модели; • тематическое и композиционное моделирование газет (М2, М4). К ситуативным прикладным задачам следует отнести и нестандартные обстоятельства, условия, не требующие фиксации в технических заданиях и контрактах. Например, уровень подготовки редактора, наличие или отсутствие опытных дизайнеров-верстальщиков, собственной полиграфической базы, степень свободы редактора в системе взаимоотношений с учредителем или владельцем медиа. А также общественно-политический, экономический, технологический, национальный, аудиторный,языковой и иные факторы функционирования газеты или журнала; некоторые дополнительные условия, возникающие в виде пожеланий, объясняемые необходимостью преодоления сложностей, недоразумений в процессе подведения поэтапных и окончательных итогов, их оценки журналистским коллективом, стейкхолдерами, читательской аудиторией. Довольно часто в виде обязательного пункта в контракты и технические задания включается как прикладная задача обучение представителей заказчика, передача им специальных знаний по теории и методикам анализа, практикуму проектирования с целью использования исполнителями в процессе соучастия в выполнении тех или иных этапов (F1-F7) и конкретных уровней (М1-М5) моделирования и проектирования изданий. Как показала практика, наиболее целесообразным представляется совмещение обучения представителей заказчиков с поэтапным (F1-F7) рассмотрением промежуточных результатов в таких формах передачи знаний, как редакционные летучки, лекции, семинары, практикумы, разработка промежуточных документов (сетевых графиков, комплектов типовых макетов, результатов социологического анализа). Уровни обучения обеспечиваются руководителем, профильными (М1-М5) исполнителями; координацию обучения осуществляет ответственный исполнитель (менеджер), обеспечивающий взаимодействие с представителями заказчика в нижнем «коридоре» схемы контрактного проектирования (квадранты №3 и №4). И, наконец, еще одна достаточно востребованная прикладная задача - точечная, которая может быть как технологически мотивированной или предусмотренной условиями контракта, так и частью ситуативной. «Точка» может быть контрольной, инициируемой заказчиком, менеджером или руководителем проекта для получения представления о промежуточных результатах профильного исполнителя по одному из уровней комплексного проектирования (М1-М4) на одном из этапов (F1-F7). Например, может возникнуть необходимость уточнить степень изученности системы жанров журналистики (М2, F3) или результатов контент-анализа тематической структуры издания-конкурента (М3, F3). Или в процессе корректировки модели необходимо обратиться к вариантам компоновки материалов в типовых макетах, разработанных исполнителем (Mp4, F4). Такая точечная локализация в матричном модуле (квадрант №1) данных и промежуточных результатов может оказаться востребованной в процессе обучения представителей заказчика, работы над отчетом по договору. А также может стать исходным моментом развития или игнорирования конкретных данных на постконтрактных внутрире-дакционных этапах дальнейшего развития комплексной модели газеты или журнала. Кроме того, конкретные точки, локализованные в матричном модуле как системном блоке, могут использоваться для самообразования продвинутых представителей заказчика, руководства, секретариата редакции на этапах дальнейшего осмысления стратегии и тактики совершенствования системы оформления газеты или журнала. Таким образом, принципы и опыт систематизации видов и объемов прикладных задач, рассмотренные в данной статье, позволяют полно и открыто учитывать их на этапах заключения контрактов с заказчиком, разработки технических заданий. Возможности обновленной схемы, ее задающих (квадранты №2 и №3) и исполнительских (квадранты №1, №4) секторов позволяют открыто и эффективно управлять процессом проектирования газет и журналов, а также точно и ответственно формулировать результаты каждого уровня и каждого этапа проектирования и документально представлять их в квадранте №4 обновленной схемы контрактного проектирования.
Мясников Ю.Н. Технология матричного комплексного проектирования прессы региона: учебное пособие. Томск, 2013.
Мясников Ю.Н., Мясников И.Ю. Матричное комплексное проектирование газет и журналов как специализированная методика управления проектами // Вестник ТГУ. Серия Филология.- 2013. - №3. - С. 107-115.
Романова М.В. Управление проектами. М., 2007.
Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем): Учебник. Томск, 2004.