Российский рынок мужских журналов: в поисках новых форматов и концепций | Журналистский ежегодник. 2015. № 4.

Российский рынок мужских журналов: в поисках новых форматов и концепций

В статье анализируется актуальное состояние мужской журнальной периодики в России и влияние на нее международных медийных и экономических процессов. Исследуются текущие тенденции в данной сфере, конкретные издания и способы их функционирования в меняющейся национальной системе СМИ. Доказывается положение о неизбежности конвергентных преобразований, которые наравне с поиском новых ниш и формированием собственного оригинального контента могут обеспечить изданиям выживание и дальнейшее развитие.

The Russian market of men's magazines: in search of new formats and conceptions.pdf Современные медиасистемы по всему миру, в том числе в России, проходят процесс трансформации. В него вовлечены и российские мужские журналы. Редакциям уже существующих и новых изданий приходится приспосабливаться к непростым реалиям, что приводит к творческим и экономическим изменениям, которые мы выделяем и анализируем в рамках данного исследования. Отечественные мужские журналы продают все больше цифровых копий. Будучи участниками глобального процесса дигитализации и конвергенции СМИ, часть из них активно осваивает цифровое пространство - наиболее эффективно эту работу проводят ежемесячные мужские журналы, представляющие в России международные бренды (Maxim, Men's health, GQ и др.) [1]. Изменения, сначала, как правило, происходящие в зарубежных изданиях, повторяются в опыте российских. Так, в настоящее время один из самых главных трендов в индустрии мужских журналов по всему миру - деэротизация. Осенью 2013 года американский владелец эротического издания для мужчин Penthouse и некоторых сайтов знакомств, входящих в состав американского холдинга FriendFinder Networks, объявил о банкротстве и закрытии журнала [2]. В конце того же года Издательский дом Родионова решил прекратить выпуск бумажной версии эротического журнала XXL в России - последний его номер вышел в январе 2014 года. Новостью последних дней стало решение издателя мужского журнала Playboy также отказаться от эротики, которая перестанет в нем публиковаться с марта 2016 года [3]. Логично, что данное решение рано или поздно должно отразиться и в российской версии Playboy. Издания, предоставлявшие эротический контент читателям, не могут конкурировать с подобным же контентом в Интернете, более доступным и в сравнении с прессой неограниченным по объему. Именно Сеть забирает у них читателя. «По мнению экспертов, сильнее всего в своём нынешнем виде интернет угрожает будущему эротических журналов,которые теоретически могут исчезнуть вовсе, даже знаменитые эротические журналы мира чувствуют себя сейчас, мягко говоря, не лучшим образом» [4, С. 41-42]. Надо заметить, что у российского читателя происходит снижение интереса не только к такого рода изданиям, но к печатным версиям мужских журналов в принципе, вследствие чего сокращаются их тиражи и уменьшаются доходы от коммерческой продажи [4, С. 45; 5]. Также на мужские журналы в РФ сильно повлиял мировой финансовый кризис 2008-10 годов, который только ярче проявил неготовность многих из них идти в ногу со временем и отказаться от модели заработка, где основным источником доходов был рекламодатель. Не прошел он мимо мужских изданий и за рубежом, но они смогли восстановиться быстрее, в том числе за счет интегрированных продаж, предлагая пакетное размещение рекламы и в печатной версии, и на сайте, и в мобильных и планшетных приложениях, и в соцсетях [6]. Кризис стал катализатором большого процесса, выразившегося в закрытии ряда мужских журналов, смене творческих концепций, коммерческих, маркетинговых стратегий у оставшихся и новых изданий [7]. Рассмотрим их подробнее. Одной из тенденций последних лет на рынке отечественных мужских журналов стала не только печать сдвоенных, двухмесячных выпусков, но и появление ежеквартальных, полугодовых изданий. Прежде издатели стремились выпускать в свет номера ежемесячно, но из-за всех описанных выше процессов они, оптимизируя редакционные, полиграфические и логистические расходы, нашли выход в том, чтобы публиковать журналы 1 раз в три месяца, или 4 раза в год. Это позволяет «отсечь» относительно неприбыльные номера и избежать сезонного падения рекламных сборов. В мае 2012 года начал выходить ежеквартальный мужской журнал Sergio. Sport&life, учредителем и издателем является ООО «Журнал Серж». Журнал выпускается тиражом 75 тыс. экз. и распространяется в розничной продаже и комплементарной дистрибуции преимущественно по Москве, также в регионах, странах СНГ и Прибалтики [8]. Как гласит слоган издания Sport&life, в центре внимания его создателей находится жизнь во всем богатстве ее проявлений и спорт (рубрики «Спорт мира», «Большой спорт», «Спортфолио»). В издании представлены эротические фотосессии, познавательные материалы и различные обзоры, интервью, биографические статьи, есть рубрики исключительно инфографические [9]. Что примечательно, данный журнал является именно российским по происхождению, но содержание его напоминает кальку с зарубежных мужских журналов подобного толка. Осенью 2012 года вышел первый номер международного мужского журнала Port magazine. The intelligent magazine for men, штаб-квартира которого находится в Лондоне. Представлять проект в России стал медиа-холдинг ИД Artcom Media Group, также издающий журналы «Numero Россия», S.N.C., Interni, «Object Россия», Exterieurs design, Golf Digest и владеющий Интернет-порталом RussianDesignHub.ru. Тираж журнала - 60 тыс. экз., издается ежеквартально, распространяется в основном в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах страны. Он представляет собой не привычный гид по товарам и услугам, а издание, в первую очередь информирующее читателя о тенденциях в мире искусства, скульптуры, архитектуры, дающее пищу для размышлений [10; 11]. Увидев для себя новые перспективы в сложившихся условиях, экспансию на рынке мужской периодики предприняли издательские дома, изначально выпускавшие женские журналы. Видимо, желая увеличить объемы размещения существующих рекламодателей (которые нередко выпускают линейки товаров как для женщин, так и для мужчин, а иногда и для детей, для дома одновременно) и привлечь новых читателей, они запускают издания для мужчин. Осенью 2011 года ИД «СК Пресс» учредил приложение к женскому журналу In Style - In Style Man, издаваемое по лицензии ИД Time Inc. По формату и полиграфическому исполнению он повторяет женский In Style, но выходит ежеквартально и упаковывается вместе с ним в формате double face (когда издания запечатываются в две отдельные упаковки, соединенные между собой и раскрываемые как книга). Тираж приложения - 200-250 тыс. экз., тематика - мужская мода, стиль, покупки, здоровье, кухня, истории успешных мужчин и женщин и др. [12; 13]. По примеру In Style Man в апреле 2014 года ИД «Хёрст Шкулёв Медиа» выпустил приложение к популярному в России женскому журналу Elle - Elle for man тиражом 180 тыс. копий. Elle for man - это универсальный мужской журнал с акцентом на моде, выходит еще в 12 странах мира. Ориентирован на мужчин с достатком, работающих, скорее всего, состоящих в браке, имеющих детей, ведущих активную социальную, культурную жизнь [14; 15, С. 7, 15]. Опыт других изданий, выходящих в свет, как и это, раз в полугодие («Collezioni Uomo Россия», «GQ Style Россия»), показывает, что журнал вполне может оказаться жизнеспособным. Последним из мужских журналов новой волны стал The Rake. Первый его номер вышел в марте 2014 года. Журнал издается ИД «Бурда» по лицензии Revolution Press International 1 раз в два месяца, тиражом 52 тыс. экз. Будучи элитарной периодикой, он позиционируется как журнал «для умных и свободомыслящих мужчин». The Rake является универсальным мужским журналом, в котором рассказывается о модных тенденциях в одежде и аксессуарах, автомобилях, спорте, кулинарии, коллекционировании и др. [16; 17]. Процесс трансформации отечественной медиасистемы открыл дорогу для новых изданий на рынок, который, по большому счету, является устоявшимся. Как считают исследователи Е.Л. Вартанова, В.Л. Иваницкий и С.С. Смирнов, в России «в целом сформировались рынки мужских журналов» [18. С. 277], а это значит, что появление и длительное существование нового мужского издания возможно только в том случае, если оно выберет принципиально новую стратегию развития. Можно считать настоящее время периодом новой экспансии международных журнальных брендов в Россию. Предлагаемое ими сочетание контентуальных и технических характеристик (полноцветный глянец, формат А4, при этом увеличенная периодичность) является новым для нашего рынка мужской периодики, и насколько оно окажется востребованным, покажет время. При этом надо учесть, что эти новые издания крайне слабо вовлечены в процесс медиаконвергенции [1], а некоторые из них к тому же тематически крайне похожи друг на друга. В целом, российский рынок мужских журналов находится в стадии поиска новых форматов и творческих концепций. В условиях нарастающей цифровизации контента и усиливающейся конкуренции за читателя и рекламодателя его участники должны не просто преодолеть последствия данных процессов, но и найти новые творческие и экономические решения, которые позволят справиться с деэротизацией, вынужденным сокращением печатных тиражей, падением доходов от рекламы и продаж и др. Только увеличивая периодичность выпусков, а затем, по-видимому, и экономя на качестве печати, справиться с этим им не удастся. Нам представляется, что самым верным решением в данном случае будет дальнейший переход аудитории на электронные ресурсы редакций, куда вслед за читателями потянутся и рекламодатели.

Ключевые слова

мужской журнал, гендерные СМИ, отечественные СМИ, конвергенция, дигитализация, реклама, контент, медиаэкономика, смена концепции, men's magazine, gender periodicals, national media, convergence, digitalization, advertising, content, media-economics, change of conception

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бельский Денис ОлеговичБалтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград)соискатель кафедры политики, социальных технологий и массовых коммуникацийdensev@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Бельский Д. О. Издание мужских журналов в условиях конвергенции: доклад, прочитанный на научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ИСГТиК БФУ им. И. Канта «Социально-гуманитарные технологии и коммуникации в XXI веке: теория и практика» 15.04.2015 г.
Sex didn't sell: Penthouse mag owner goes bankrupt [Электронный ресурс]. URL: http://nypost.com/2013/09/17/sex-didnt-sell-penthouse-mag-owner-goes-bankrupt/ (дата обращения: 24.06.2014)
Playboy is doing what?!? [Электронный ресурс]. URL: http://www. playboy.com/articles/no-nudity-announcement?utm_source=tw&utm_ medium=social&utm_content=sexculture&utm_campaign=launchpost (дата обращения: 13.10.2015)
Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития-2012: отраслевой доклад ФАПМК. М., 2013. - 92 с.
Бельский Д. О. Некоторые особенности функционирования мужских журналов в России на современном этапе // Информационное поле современной России: практики и эффекты: сб. ст. XI междунар. науч.-практ. конф., 16-18 октября 2014 г. / под ред. Р. П. Баканова. Казань: Казан. ун-т, 2014. С. 176-181.
Бельский Д. О. Реклама в российских и зарубежных мужских журналах // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. №8 (39). Новосибирск: Изд. «Си-бАК», 2014. С. 98-107.
Бельский Д. О. Влияние мирового финансового кризиса на отечественные мужские журналы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - №12 (42): в 3-х ч. - Ч. III. - С. 28-31.
Медиа-кит журнала Sergio. Sport&life. М., 2013. - 12 с.
Sergio. Sport&life. - 2013. - №3 (5); 2014. - №2 (8).
Port magazine. - 2013. - №6.
Медиа-кит журнала Port magazine. М., 2013. - 66 с.
In Style Man. - 2011. - №1; 2015. - №15.
Медиа-кит журнала In Style Man. М., 2013. - 23 с.
Elle for man. - 2014. - №210.1.
Медиа-кит журнала Elle. М., 2014. - 32 с.
The Rake. - 2014. - №1-4; 2015. - №7.
Медиа-кит журнала The Rake. М., 2014. - 20 с.
Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2013. - 464 с.
 Российский рынок мужских журналов: в поисках новых форматов и концепций | Журналистский ежегодник. 2015. № 4.

Российский рынок мужских журналов: в поисках новых форматов и концепций | Журналистский ежегодник. 2015. № 4.