В статье рассматривается детско-юношеское телевидение, проблема дефицита информации в современных программах для детей и недостаток программ для подростков. Делается акцент на правильности создания программы согласно возрастным особенностям сознания и мышления подростка, также предлагается модель юношеской телепередачи.
Popular TV programs for teenagers: white spot on Russian television.pdf Информационное воздействие СМИ на человека начинается практически с его рождения и направлено на своевременное вхождение его в жизнь общества. На российском телевидении доля детских программ на федеральных каналах не превышает 3-4%. Однако детское телевидение в данный момент достаточно популярно, существуют как российские каналы («Карусель», «Радость моя», «Мультимания», «Детский мир», «Мульт», «Рыжий»), так и зарубежные («Disney», «Nickelodeon», «Da Vinci», «Baby TV», «Boomerang», «TiJi», «Cartoon Network», «Nick Jr», «JimJam», «Gulli»), причём зарубежных каналов значительно больше. Если же говорить о детско-юношеском телевидении, ситуация становится чуть сложнее. Назвать программы для подростков достаточно трудно, хотя в этот период существование альтернативных источников информации для ребёнка необходимо. Сейчас, когда контроль за информационной безопасностью детей несколько ужесточился, в поле зрения снова попадают вопросы, связанные с созданием и трансляцией детско-юношеских программ. Законодателями применяется активная практика запретов на распространение информации и наполнение СМИ. Однако они не указывают, чем заполнить образовавшиеся в итоге информационные пустоты. В настоящее время нет чёткого представления о том, в какой информации нуждается несовершеннолетний для нормального развития и какие способы массового информирования безвредны и даже полезны. Исследуя особенности развития ребёнка и новообразования в его психической жизни, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов, сексологов, психиатров (Ж. Пиаже, В.С. Мухина, Г. Крайг, Б.Е. Алексеев и В. Доморацкий, Г.С. Васильченко, У. Ма-стерс, В. Джонсон). Помимо этого изучили работы, касающиеся непосредственно СМИ и особенностей его воздействия на сознание детей (Н.Б. Матвеева, Л.Л. Ефимова и С.А. Кочерга и другие). В процессе исследования становления детской психики нами была выведена функциональная модель информирования несовершеннолетних с опорой на данные исследований психологии, сексологии и с учётом современного ограничения информации для несовершеннолетних. На её основе мы проанализировали качество некоторых из телепередач, взяв за единицу анализа встречаемость выведенных нами категорий (как, например, изображение катастрофы, демонстрация крови, информация о рождении и так далее). Для проверки выведенной модели нами были взяты 100 телевизионных сюжетов за период от 1.03.2015 до 1.04.2015 года. Нам были интересны как передачи исключительно для детей, так и материалы, направленные на всю аудиторию (передачи, которые с большой вероятностью могут увидеть дети и программы, имеющие на наш взгляд познавательную/ художественную ценность для зрителя). В итоге мы получили 16 детских передач (51 выпуск) и 15 передач для всей аудитории (49 выпусков). На «Первом канале», «России-1», «СТС», «Disney», «Карусели» мы рассмотрели следующие программы для детей: «Галилео», «Ералаш», «Умницы и умники», «Спокойной ночи, малыши», «Генри Обнимонстр», «Клуб Микки Мауса», «Умелец Мэнни», «Куда глаза глядят», «История России. Лекции», «Идём в кино!», «Почемучка», «Смешарики», «Прыг-скок команда», «Спроси у Всезнамуса», «Для детей. Всё о животных. ВВС», «В гостях у Витаминки». В итоге мы пришли к выводу, что в детских программах присутствует лишь общая познавательная информация. В большинстве передач игнорируется негативная информация (о насилии, некоторых неизбежных явлениях жизни) и вопрос об отношении полов. При этом в передачах для всей аудитории таких ограничений нет, и сведения в ряде случаев либо не несут информационной ценности, либо могут шокировать даже взрослого. Такая разница между детскими и общими программами может объясняться отчасти тем, что журналисты при создании первых предпочитают на всякий случай избегать щекотливых тем. Проблема заключается в том, чтобы суметь как не игнорировать негативную информацию, так и не подавать её настолько бесцеремонно. В тех же художественных фильмах, созданных сообразно культуре нашей страны, присутствовало изображение и смерти, и убийств, и войны, и изнасилования, и сиротства, однако это не шокировало зрителя и задало хороший тон подачи подобной информации. Явления зачастую лишь обозначались и обязательно сопровождались негативной оценкой, однако не упускались из виду. Поскольку эти каноны забываются, рамки того, что и как было бы показать благопристойно, стираются. Возвращаясь к вопросу именно юношеского телевидения: для старшего школьного возраста - периода ослабления авторитета родителей, поиска новых идеалов, источников информирования, ориентиров и кумиров, ломки ценностей, - программ почти нет. А те, что существуют, достаточно непопуляризированы. Для сравнения: подобный опыт был ярко реализован на советском телевидении (передачи научно-технического, культурного характера, радиоспектакли, социальные передачи конца 1980-90-х). Сейчас же из программ для юношества, согласно проведённому нами опросу, люди в большинстве называют только программу «Умницы и умники». Необходимость создания познавательных программ (не только научных, но и бытовых, социальных) для подростков очевидна. Для этого необходимо учитывать особенности развития человека в этот непростой период. Исследователи (В.С. Мухина[1], О.Б. Дарвиш[2], Г. Крайг[3].) определяют рамки этого периода довольно неоднозначно. Мухина, например, обозначает его как «отрочество»: «Начинается эта стадия в 9-11 лет, заканчивается в 14-16 лет. Следует отметить две особенности в моральной сфере: смена нравственных ценностей и устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний» [1. С. 234]. В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Подростки начинают сопротивляться ранее выполняемым требованиям взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, что в результате приводит к конфликтам. «Черный юмор» как нельзя лучше содействует отчуждению. Ещё одно его следствие - необходимость образца для подражания. Подростковый возраст - период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с прежде невозможных сторон взрослой жизни: «из любопытства» пробует алкоголь и наркотики с последующим возникновением зависимости. Влияние СМИ, в частности телевидения, в этот период очень велико: активная персонализация, освещение событий в культурной и спортивной жизни планеты способствуют появлению кумиров. В подростковых объединениях стихийно формируются свои кодексы чести, остро проявляется притязание на признание. Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов и в своей группе могут «не обращать» внимания на их значение и смысл. В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной половой неразделённостью и повышенной чувствительностью. Следующий за «отрочеством» период так же важен для нас: «юность». Исследователи по-разному определяют его границы. Например, И.Ю. Кулагина делит его на старший школьный возраст - ранняя юность (16-17 лет), юность - от 17 до 20-23 лет [4. С. 67]. B.C. Мухина обозначает юность как отрезок времени от конца отрочества до взрослости (от 15-16 до 21-25 лет). Личностное и профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения - характерная черта юношества. В.И. Слободчиков пишет: «Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание индивидуальности, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [5. С. 38]. На этом этапе влияние СМИ ослабевает, однако вместо воздействия на первый план выходит функция информирования, и человек уже целенаправленно обращается к тому или иному ресурсу для получения конкретных сведений. Исходя из вышеперечисленных факторов мы можем выделить основные темы, которые необходимо освещать в программах для подростков, не только полезные им, но и интересные. Спектр тем может включать в себя общие сведения о культуре разных стран, традициях, способах выживания, основах функционирования общества на разных уровнях (социальном, политическом, объяснить с исторической точки зрения процессы военных конфликтов, существование вредных привычек (наркомания, алкоголизм, курение), таких явлений, как преступность, агрессия, и способы предотвращения этого. Помимо глобальных вопросов не лишним будет информация о профессиях, представление о которых зачастую не соответствует действительности у ребёнка, вследствие чего он разочаровывается и чувствует себя «не на своём месте». И, конечно, нельзя обойти вниманием и личные проблемы в общении со сверстниками, противоположным полом и родителями, чтобы показать, что возникающие вопросы нормальны и решаемы. Во многих детско-юношеских программах в студии присутствует ведущий. Чаще это - реальный взрослый человек, чуть реже - анимированный или кукольный персонаж либо тандем взрослого и вымышленного персонажа. Наиболее редким случаем становится тандем взрослого и ребёнка или ведущий-ребёнок (подросток). Аудитория зачастую только подразумевается, реже - присутствует в студии в качестве декорации или взаимодействует с ведущим. В подобного рода программах практически не используется форма интерактива или беседа/взаимодействие с гостями. Исходя из этого создадим модель еженедельной программы для подростков в формате познавательно-развлекательной передачи. В студии присутствует журналист-ведущий и 2-3 подростка в качестве гостей, с которыми ведущий беседует и обсуждает предложенные темы. Программа включает в себя 5 блоков, построенных по следующему принципу: сначала проходит краткая беседа-опрос с гостями студии, следом идёт сюжет на основе видео (как профессиональные, снятые и смонтированные журналистом, так и любительские интернет-видео - для достижения эффекта достоверности и близости аудитории) для полного освещения вопроса. Каждый из блоков блок можно начать с рейтинга «самых-са-мых»: необычных, лучших или худших. Подобная форма достаточно продуктивна для ребят такого возраста (максимализм и поиск образцов, эталонов). Блоки включают в себя следующие темы: 1) Разговор о какой-либо профессии: её подводные камни, создание представления о ней у зрителя, разрушение романтических иллюзий, необходимые в ней навыки и умения, подготовка к работе, её популярность у молодёжи, сложные ситуации, плюсы и захватывающие моменты, о чём ребята пока не знают, но с чем обязательно придётся столкнуться. Разработка сюжетов этого блока может проходить в жанре репортажа с места работы (так называемый «день на рабочем месте»). В каждом из блоков можно устроить мини-взаимодействие. В первом ребята могут, например, в профессии оператора собрать и настроить оборудование для съёмки. 2) Культурный блок (музыка или фильмы): история и нынешнее состояние какого-либо жанра/известной группы, исполнителя, направления, которые известны подросткам. Возможно даже рассмотрение популярных исполнителей, не одобряемых старшим поколением, с углублением в историю жанра рэпа, поп-музыки, затронуть косвенно даже некоторые основы медиабизнеса: продюсирование, взаимодействие с композитором, особенности работы в студии и записи. Для рассмотрения кинотематики продуктивной будет популярная форма видеообзоров, основанных на предварительных опросах аудитории/героев на предмет новинок или любимых фильмов, за которым последует сюжет об актёре или режиссёре, даже жанре. В завершение блока возможно взаимодействие с гостями: исполнение любимых песен, сцена из кино, сыгранная ребятами. 3) Небольшой блок о еде и внешнем виде (подобное используется в программе «Вокруг света»): о том, как появился и как производится сейчас какой-то продукт, об особенностях кухонь мира, рейтинг самых странных, острых, распространённых блюд с последующей дегустацией (если это возможно) продукта прямо в студии. После - рекомендации для ребят относительно того, что нужно есть/не есть для того, чтобы быть здоровым и почему, влияние различных продуктов на самочувствие и состояние организма. 4) Разговор о путешествиях: освещение самых неизвестных и интересных мест России (одного города), обсуждением фактов и стереотипов о городах мира, об интересных природных явлениях (горы, пещеры, рифы, озёра). В этом же блоке допустимо затронуть и общесоциальную информацию (как искать жильё, как в странах проходит взаимодействие с законом людей, как относятся к тем или иным проблемам/явлениям). 5) Блок, связанный с семьёй и окружением: данные психологии и рекомендации психолога относительно каких-либо проблемных ситуаций в жизни подростка. Уместна статистика, сюжет - «история из жизни», комментарии ребят, которые с этой проблемой справились, видеоопрос на волнующую тему. Главное здесь показать, что проблемы похожи у всех, что это нормально и решаемо без каких-либо особых потерь, подсказать решение, которое возможно подкрепить примерами из литературы и кино. Для обеспечения интерактивности и обратной связи под завершение программы возможно обращение к зрителям о том, что бы они хотели увидеть в следующих выпусках (темы или проблемы). Подобные опросы можно поместить в социальных сетях, наиболее популярных у молодёжи. В результате более полного, детального исследования особенностей развития и восприятия разноплановой информации, а также на основе опросов, проведённых среди подростков о популярных программах, о том, что было бы интересно узнать и какой информации им не хватает, будет возможно создание юношеских передач, содержащих необходимые сведения. Конечно, остро встаёт вопрос: почему таких программ нет на нашем телевидении и что мешает их создавать? Главная причина - экономического характера. Из-за чрезмерной регламентации и жёсткого законодательного контроля за маркированием детско-юношеских программ для них довольно затруднительно найти спонсора или рекламодателя, так же как получить государственное финансирование. И пока что такая ситуация остаётся на нашем телевидении стабильной.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина // 4-е издание, стереотипное. - М. ACADEMIA, 1999. - 456 с.
Дарвиш О.Б. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов / О.Б. Дарвиш. - М, ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - 207 с.
Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер. - 2002. - 992 с.
Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академ, 2011. 420 с.
Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991. - №2. - С. 37-49.