В данной статье автор рассматривает понятие «аудитория» в контексте настоящего времени. Дана классификация аудитории гражданской инициативы «Бессмертный полк» в зависимости от трех ключевых факторов: степень и канал участия в проекте, географическая принадлежность.
Audience of civil initiative «Immortal regiment».pdf Впервые, в 2011 году, «бессмертный полк» вышел на улицы города Томска в составе семи тысяч человек. По примерным подсчетам, на сегодняшний день координаторы полка находятся в 1200 городах и селах 20 стран мира, на 24 октября 2015 в Летопись полка записано 288519 имен. Людей, вышедших 9 мая 2015 года на Парад Победы с портретами предков в разных городах мира - не счесть. В январе 2014 года межрегиональное историко-патриотическое движение «Бессмертный полк» зарегистрировано Министерством юстиции РФ. В 2015 эту инициативу поддержал Российский оргкомитет «Победа», она включена в программу празднования 70-летия Победы. У истоков этой идеи, ставшей популярной, чуть ли не модной, стоят томские журналисты телекомпании ТВ-2 - Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин и Игорь Дмитриев. Какова аудитория этого медиа-события, кто эти люди, подхватившие идею и распространившие ее далее со скоростью цепной реакции? В течение последних двух десятилетий понятие аудитории значительно эволюционирует от двух основных значений: «комната в высшем учебном заведении, в которой читаются лекции; также специальное помещение для публичных чтений в общественных зданиях» [1] и «слушатели лекции, доклада» [1] до «категории посетителей, для которых предназначается сайт, портал или иной веб-ресурс» [2]. В данном контексте для дифференциации аудитории гражданской инициативы «Бессмертный полк» можно определить три основных фактора: степень и канал участия в проекте, географическая принадлежность. Первый фактор, в свою очередь, способствует выделению активной и пассивной аудитории. Активность может проявляться в разных способах деятельности. Существует два способа непосредственного участия в проекте: изготовить штендер с портретом предка и выйти на Парад Победы 9 мая или записать имя родственника, принявшего участие в Великой Отечественной войне, и его историю в «Летопись полка» на официальном сайте гражданской инициативы. Кроме того, фактически в каждом из 1200 городов, где существует «Бессмертный полк», есть координаторы. Это люди или один человек, который связался с томскими журналистами, ознакомился с опытом организации работы в Томске, уставом полка, рассказал об этом в своем городе, организовал людей в колонну полка, договорился об ее участии в Параде Победы. По словам одного из инициаторов проекта Сергея Колотовки-на, чаще всего координаторами в городах становятся журналисты, преподаватели школ или представители муниципальных образований. Это люди, которые являются некими авторитетными «ретрансляторами», то есть уже имеющими вокруг себя некую сплоченную общность людей, аудиторию. Пассивное участие проявляется в освещении событий, связанных с этим гражданским проектом, создании медиа-продуктов, сотворенных благодаря активизации темы памяти, преемственности поколений. Так, в городском поселении Нахабино ко Дню памяти и скорби в 2013 году выпущена Книга памяти погибших, умерших и пропавших без вести жителей городского поселения Нахабино в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В 2014 году в Алтайском крае был реализован уникальный издательский проект - Администрацией края и издательским домом «Алтапресс» выпущена книга «Бессмертный полк. Народный марш памяти». Это первое в России издание, раскрывающее суть федеральной патриотической акции «Бессмертный полк». В рамках проекта «Бессмертный полк - Москва» создается электронная книга памяти для увековечивания памяти о солдатах Великой Отечественной войны, сохранения наследия подвига, доблести и героизма народа, патриотического воспитания нынешнего и будущих поколений. Студентки МГУ им. Ломоносова Кристина Черникова, Анна Канайлова, Ксения Панина, Александра Прокопьева, Елена Самсонова сделали мультимедийный проект, посвященный «Бессмертному полку». Второй фактор, канал участия в медиа-проекте, подразумевает дифференциацию на интерактивную аудиторию (интернет-аудитория сетевого ресурса moypolk.ru, который является местом аккумуляции историй и фотографий фронтовиков); и аудиторию, непосредственно участвующую в Параде Победы, встающую в полк с портретами предков. Географическая принадлежность требует дополнительного исследования. По зарегистрированным томскими организаторами данным на сегодняшний день координаторы полка находятся в 1200 городах и селах 20 стран мира. Не поддаются подсчетам «Бессмертные полки» в городах, не имеющих координаторов. Механизм участия прост, выйти на Парад Победы с портретом предка может каждый. Изучение аудитории «Бессмертного полка», равно как феноменальное распространение гражданской инициативы, должно быть продолжено.
Нисова Мария Викторовна | Томский государственный университет | магистрант II курса магистратуры факультета журналистики | newspaper_2401@mail.ru |
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
Финансовый словарь Финам [Электронный ресурс]: словарь финансовых терминв URL: http://www.finam.ru/ (дата обращения: 26.10.15)