A word to readers.pdf Уважаемые коллеги! Очередной номер «Журналистского Ежегодника» -перед вами, и вы увидите, что две главные темы стали предметом обсуждения в статьях ведущих и начинающих исследователей: это профессиональные ценности журналиста и журналистское образование в новую эпоху. И такая перекличка тем неслучайна. Журналистика переживает системный кризис, который ставит под сомнение выживание её как профессии. Государственные органы власти видят в журналистах обслуживающий персонал или очернителей. Бизнес рассматривает прессу как инструмент маркетинговой политики. Всякого рода пресс-службы пытаются манипулировать отдельными журналистами и целыми редакциями. Народ в значительной своей части потерял доверие к СМИ и не различает уже журналистов и пропагандистов или рекламистов. Взрывной рост блогосферы и внедрение роботов в агрегацию новостей представляет ещё одну угрозу профессиональному суверенитету журналистики. Но самой большим, пожалуй, риском деградации профессии следует считать отсутствие журналистской солидарности и цеховой защиты профессиональных интересов. Мы убеждены в необходимости формирования журналистского сообщества как профессиональной корпорации, которая опирается на журналистскую этику и на редакционную взаимопомощь. Общество важно признать журналистку разновидностью общественного служения - public service. Но для этого журналистские коллективы и отдельные авторы должны провозгласить необходимость саморегулирования в медиасфере и сделать всё возможное для скорейшего становления механизмов тонкой самонастройки. Все эти вопросы стали главными на прошедшей 2225 сентября III Всероссийской научно-практической конференции, материалы которой легли в основу настоящего номера. На пленарном заседании и на «круглом столе» обсуждалась ситуация системного кризиса СМИ, связанного с утратой редакциями аудиторных позиций, с размыванием профессиональных миссий и принципов журналистской деятельности, с потерей эффективности традиционных механизмов монетизации информационных услуг, а также с отсутствием образа будущего журналистской профессии. Будущее журналистики обсуждалось и в рамках стратегической сессии «Журфак-2030: модели развития», участники которой договорились продолжить работу, начатую в июне 2016 г. на форсайт-сессии МГУ «Медиапрофессии XXI века». Продолжение форсайт-проектов и объединение усилий учёных столичных, федеральных и национальных исследовательских университетов вселяет надежду на то, что университетское сообщество найдёт отвечающую запросам времени модель развития медиаотрасли и стратегию реформирования подготовки журналистов. И журфа-ки в нашей стране не только сохранятся, но и получат новый импульс развития, включая факультет журналистики Томского государственного университета, отметивший нынче 40-летие журналистского образования в Сибири.
Ершов Юрий Михайлович | Томский государственный университет | доктор филологических наук, заведующий кафедрой телерадиожурналистики, декан факультета журналистики | ershov@newsman.tsu.ru |