Профессиональные ценности и профессиональная компетентность журналистов | Журналистский ежегодник. 2016. № 5.

Профессиональные ценности и профессиональная компетентность журналистов

В статье рассматривается взаимосвязь профессиональных ценностей и профессиональной компетенции применительно к профессиографической модели современного журналиста.

Professional values and professional competence of journalists.pdf Различая понятия профессиональных ценностей и профессиональной компетентности (в первом случае это своеобразные социальные ориентиры и средства, позволяющие журналисту в процессе своей деятельности достигать личных социально-значимых результатов; во втором - единство теоретической и практической готовности индивида к осуществлению журналистской деятельности), следует указать на взаимосвязь и взаимозависимость этих категорий. Рассмотрение профессиональных и этических стандартов в журналистике с опорой на уровневый подход (общественно-профессиональные, профессионально-групповые и индивидуально-личностные ценности) и классификацию профессиональных ценностей, существующие в педагогике [1. С. 77-78], позволяет уточнить профессиографическую модель журналиста. Журналист - своеобразный социальный работник, и это должно осознаваться каждым профессионалом, усвоившим нормы общественной морали и готовым следовать им, как и профессионально-групповым установкам, представляющим собой совокупность определенных принципов (например, честной игры, непредвзятости, беспристрастности и др.). На этой базе журналист строит свою личностную систему ценностей, и благо, если она совпадает с профессионально-групповыми ценностями, находящими отражение в редакционной политике, в позиции конкретного СМИ. К ценностям-целям, раскрывающим значение и смысл профессиональной деятельности, отнесем общественное служение (миссия качественной журналистики); к ценностям-средствам - следование профессиональным и этическим стандартам; к ценностям-отношениям -ориентацию на общественное мнение; к ценностям-знаниям - представления о психологии и социологии массовой коммуникации; к ценностям-качествам -набор индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств журналиста, проявляющихся в его способностях. В журналистике гуманистическое понимание профессионального отношения к своей деятельности, способствующее не только творческому саморазвитию личности, но и прогрессу всего общества, утверждалось параллельно с пониманием отношения к труду как к зарабатыванию денег. Для первого подхода важна природная предрасположенность индивида к работе в СМИ, а именно: призвание к духовно-практической, общественной деятельности; талант к созиданию, творчеству; гуманитарная направленность личности; физическое здоровье (динамизм, активность). В настоящее время трендовым считается второй подход, при котором профессионализм приравнивается к технологизму (владение в совершенстве технологией труда, знание тонкостей ремесла и умение спланировать свою деятельность так, чтобы она была полезной для других людей и др.). Но ведь крайне важно, ориентируясь на «качественное ядро» профессии, представлять ее универсальные, базовые константы. Из общечеловеческих качеств, которые способствуют профессиональным успехам журналистов, выделим: добросовестность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, находчивость, общительность, рассудительность, решительность, смелость. Какие-то из них заложены в человеке генетически, какие-то возникают в процессе воздействия внешней среды (семья, улица, школа, литература, кино, искусство и др.). Для будущего журналиста крайне важны: стремление к знаниям, ответственность, человеколюбие, справедливость, правдивость, честность, честь, доброта, терпимость, а также организованность, мобильность, оперативность, обучаемость. Сегодня при обучении особенно важно нацеливать будущих журналистов на формирование коммуникативных (умение общаться, налаживать эффективную коммуникацию, владеть устным и письменным словом) и технологических качеств (умение находить факты, творчески их интерпретировать, владение современными информационными технологиями, способность выполнять разные роли и разные виды работ индивидуально и в команде). Вырабатывая образовательные модели, учитывая компетентностный подход, преподаватели журналистики должны подчеркивать ведущие качества, необходимые будущему журналисту: высокий уровень профессиональных знаний по специальности; инициативность, самостоятельность в принятии решений; организаторские навыки, умение работать с людьми; отличное владение письменным языком, грамотно поставленная речь; стремление совершенствовать свои знания, навыки, творческий подход к делу; знание социальной, экономической, политической обстановки и умение ориентироваться в ней и др. Но эффективная подготовка журналистов возможна лишь при наличии своеобразного «общественного договора» между СМИ с одной стороны, с государством, политической элитой, бизнесом - с другой. Невозможно развивать профессию, когда действуют различные «правила игры»; когда отсутствует понимание журналистики как прежде всего духовно-практической и общественной деятельности и лишь затем - бизнеса и политики; когда сами практики смешивают журналистскую, пропагандистскую, рекламную и PR-деятельность (не это ли главная причина снижения доверия, рейтингов, падения тиражей и вообще - кризиса профессии?). Поскольку журналистская подготовка в нашей стране реализуется по преимуществу в рамках высшего образования, то следует сказать о том, что по-прежнему актуальной остается проблема выбора пути: либо качественное образование для избранных, для элиты и массовое облегченное - для большинства; либо всеобщее системное обучение, ступени которого (школа - училище -техникум - вуз - послевузовская подготовка) так тесно взаимосвязаны, что позволяют поднять уровень образования в целом, реально ориентируя его на потребности науки и производства. И здесь, на наш взгляд, продолжает сказываться глубинный внутренний конфликт между, как минимум, двумя цивилизационными парадигмами -западной и ортодоксальной. Думается, успех реформирования образования зависит от избранной философии образовательной парадигмы высшей школы, от правильно поставленной генеральной задачи. Кого мы будем готовить: культурного, широко образованного человека, способного легко адаптироваться в специализированной среде (сочетание фундаментального и прикладного подходов), или человека, получившего набор сведений о будущей - достаточно узкой - профессиональной отрасли (сугубо прикладной подход)? С кем легче будет работодателю - с выпускником, обладающим широким кругозором и мировоззрением, обладающим базовыми знаниями, первыми навыками, умениями, которые фирма будет развивать с учетом специфики своей деятельности, или с выпускником, подготовленным для деятельности в достаточно узком профессиональном коридоре?..

Ключевые слова

журналистика, журналист, профессиональные ценности, профессиональная компетентность, профессиограмма, профессиональные и этические стандарты, journalism, journalist, professional values, professional competence, job analysis, professional and ethical standards

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тулупов Владимир ВасильевичВоронежский государственный университетдоктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой рекламы и дизайна, декан факультета журналистикиvlvtul@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. Москва, 2004. С. 7778.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. Москва, 2003.
Тулупов В.В. Есть ли будущее у профессии журналиста? / В.В. Тулупов // Журналистский ежегодник. -2015. - № 4. - С. 15-18.
 Профессиональные ценности и профессиональная компетентность журналистов | Журналистский ежегодник. 2016. № 5.

Профессиональные ценности и профессиональная компетентность журналистов | Журналистский ежегодник. 2016. № 5.