В статье представлен анализ мотивации овладения профессией студентов первого курса ФЖ ТГУ. Представлены результаты среза-исследования на тему мотивации выбора сферы журналистики в качестве пространства для будущего профессионального становления. В качестве материала использовались данные анкеты с тремя открытыми вопросами. В результате сравнения ответов студентов были выявлены ключевые критерии выбора журналистики в качестве основной профессиональной деятельности у студентов первого курса.
Motivation for a profession first-year students of the Journalism Department.pdf Ежегодный отбор наиболее подготовленных и творческих абитуриентов для зачисления на ФЖ ТГУ -одна из актуальных проблем организации учебного процесса факультета. Традиционно одним из главных критериев отбора остается мотивация будущих студентов к овладению профессией. Однако в последнее время все больше исследователей отмечают необходимость учитывать особенности ценностного сдвига поколений [1] при организации образовательного процесса в учебных заведениях всех уровней. Провести мотиваци-онный срез первокурсников представляется важной задачей в качестве основы для будущего, более углубленного изучения мотивации студентов факультета журналистики ТГУ к овладению профессией. В рамках курса «Введение в профессию» был проведен опрос среди уже зачисленных в студенты молодых людей с целью сбора данных о критериях выбора журналистской профессии. Данное исследование проводилось в первую неделю учебного года. В опросе принимали участие студенты двух групп - т.н. «печать» и «дизайн», всего было опрошено 42 человека. Студентам была предложена анкета с тремя открытыми вопросами: «Я поступил на ФЖдпя...» «Я считаю, что смогу научиться...» «В журналистском образовании самое главное...». Количество пунктов ответов по каждому вопросу не регламентировалось, студенты представили подробный перечень ожиданий от обучения. Ответы по каждому вопросу были объединены, посчитана частота повторения каждого варианта в процентах, а затем ответы были ранжированы в порядке убывания от самого «популярного» к единично встречающемуся. Для вариантов ответов на вопрос «Я поступил на ФЖ для...» шкала частотности повторения выглядит следующим образом: Стать грамотным специалистом и получить соответствующий диплом - 41% (17 повторений). Самореализация и открытие в себе новых сторон/качеств характера - 31% (9). Овладение теоретическими и практическими основами профессии - 17% (7). Отточить имеющиеся навыки - 14% (6). Воплощение мечты - 12% (5). Заложить основу для будущей карьеры - 10% (4). Реализация потребности делиться информацией -10% (4). Расширение круга профессиональных знакомств и связей - 10% (4). Быть в центре событий - 7% (3). Оставить след в истории страны - 2% (1). Для вариантов ответов на вопрос «Я считаю, что смогу научиться...» шкала частотности повторения такова: Работать с информацией и развить все необходимые для этого навыки - 36% (15). Рассказывать истории - 29% (12). Разбираться в системе СМИ - 29% (12). Быть универсальным журналистом - 26% (11). Выпускать собственные медиапроекты - 17% (7). Выбирать профессиональное направление исходя из различных жизненных ситуаций - 14% (6). Понимать людей - 10% (4). Работать в команде - 5% (2). Развить навык самоорганизации - 5% (2). Создавать оригинальный востребованный контент -5% (2). Сформирую авторский «стиль» - 5% (2). Работать над материалом эффективно даже без вдохновения - 2% (1). Находить подход к людям - 2% (1). Свободно говорить на английском - 2% (1). Для вариантов ответов на вопрос «В журналистском образовании самое главное...» шкала частотности повторения следующая: Возможность применения теории на практике - 26% (11). Делать реалистичный прогноз развития событий/уметь доносить его до читателей - 17% (7). Понимать функции, цели журналистики, устройство системы СМИ - 17% (7). Научиться работать с информацией - 12% (5). Самообразование - 12% (5). Подготовка к реалиям профессии - 10% (4). Неравнодушные интересные преподаватели - 10% (4). Расширение эрудиции и получение знаний - 7% (3). Знание профессиональных стандартов и этических норм - 7% (3). Системный подход - 7% (3). Обмен опытом со специалистами - 7% (3). Возможность совершать ошибки - 2% (1). Независимость факультета и студентов - 2% (1). Осознанность каждого выбора и шага - 2% (1). Совпадения с результатами социологических исследований, представленных в учебном пособии Л.Г. Свитич «Введение в специальность: профессия журналист» за 2012 год прослеживается в пунктах «Самореализация и открытие в себе новых сторон/качеств характера» (31% (9), 2 место вопроса «Я поступил на ФЖ для...»), «Заложить основу для будущей карьеры» (10% (4), 6 место вопроса «Я поступил на ФЖдпя...»), Оставить след в истории страны -2% (1) (10 место вопроса «Я поступил на ФЖ для...»), «Выпускать собственные медиапроекты» (17% (7), 5 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»), «Создавать оригинальный востребованный контент» (5% (2), 8 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»). [2] Студенты обнаруживают неповерхностный уровень понимания журналистской профессии, ставя на первые места цели, говорящие о важности профессиональных навыков: Овладение теоретическими и практическими основами профессии - 17% (7) (3 место вопроса «Я поступил на ФЖ для...»), Работать с информацией и развить все необходимые для этого навыки - 36% (15) (1 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»), Рассказывать истории - 29% (12) (2 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»), Разбираться в системе СМИ - 29% (12) (3 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»), Быть универсальным журналистом - 26% (11) (4 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»), Возможность применения теории на практике - 26% (11) (1 место вопроса «В журналистском образовании самое главное...»), Делать реалистичный прогноз развития событий/уметь доносить его до читателей - 17% (7) (2 место вопроса «В журналистском образовании самое главное...»), Понимать функции, цели журналистики, устройство системы СМИ - 17% (7) (3 место вопроса «В журналистском образовании самое главное...»). Ранее не встречавшиеся в социологических исследованиях пункты мотивации студентов (вопрос «Я считаю, что смогу научиться...»), которые мы обнаружили в результатах опроса: - разбираться в системе СМИ, - быть универсальным журналистом, - работать в команде, - развить навык самоорганизации, - работать над материалом эффективно даже без вдохновения, - свободно говорить на английском языке. Заметим, что из шести перечисленных навыков три относятся к так называемым Hard Skills, или жестким навыкам, без которых затруднительно выполнение основной профессиональной деятельности, или навыкам квалификации (навыки «Разбираться в системе СМИ», «Быть универсальным журналистом», «Работать над материалом эффективно даже без вдохновения»). Оставшиеся три навыка - «Работать в команде», «Развить навык самоорганизации», «Свободно говорить на английском языке», - относятся к группе Soft Skills, то есть навыкам, позволяющим быть успешными в любой области [3]. Примечательно, что в материалах по каждому из вопросов анкеты присутствует баланс навыков категорий Hard и Soft (первый вопрос: 5:5; второй: 6:8; третий: 7:7). Применение этой классификации к результатам исследования позволяет сделать вывод, что первокурсники, принимавшие участие в анкетировании, чувствуют изменения среды и формируют персональный запрос на высшее образование. Они следуют собственным представлениям о необходимых знаниях для овладения профессией и способах их применения. Некоторые студенты прямо говорят о своей будущей профессиональной области - независимой журналистике, научной карьере, выпуске медиапроектов, которую они выбрали самостоятельно еще до начала обучения на факультете. Самостоятельность суждений, собственные критерии оценки эффективности, персонализация образовательного процесса соответствует ценностям поколения «Y». Появление у студентов новых точек мотивации, относящихся к получению определенных компетенций, соответствует тенденциям, обозначенным рядом медиа-хедхантеров, HR-директоров издательских домов и главных редакторов медиаплощадок: работнику сферы медиа недостаточно иметь амбиции, навыки создания журналистского произведения и знания профессиональных стандартов [4,5]. Требуется новый тип мышления: командный, интернациональный, эмпатийный. От журналистов ждут готовности к своеобразному риску -экспериментам с жанрами, форматами, платформами [6]. В целом, анализ собранных данных показал, что будущие профессионалы журналистского труда уже уловили, однако еще не осознали, в какую сторону пойдет медиапроцесс, и настаивают на появлении в образовательной программе компонентов, связанных с осмыслением новых явлений в обществе и профессии. Несмотря на преобладание ценностей, характерных для поколения «Y», среди перечисленных студентами стоит особо отметить, что для них продолжают оставаться ценностью базовые знания явлений и процессов сферы медиа, что в долгосрочной перспективе положительно отразится на журналистской профессии. Дальнейшее использование полученных результатов планируется при углубленном изучении особенностей мотивации студентов факультета журналистики Томского государственного университета.
Безукладникова София Сергеевна | Томский государственный университет | ассистент кафедры теории и практики журналистики, аспирант кафедры русского языка | sofisbez@gmail.com |
Модернизация, культурные изменения и демократия / Инглхарт Р., Вельцель К. - М.: Новое издательство, 2011.
Введение в специальность: профессия журналист. Учеб. пособие для студентов вузов / Л. Г. Свитич. - 3 е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2012.
Иванов Д. Путь к вершине. Факторы успеха. Что важнее: soft skills или hard skills? // Управление человеческим потенциалом. - 2010. - №3.
Корнев М. 10 трендов новых медиа в 2016 году // Mediatoolbox.ru [Электронный ресурс]. URL: http://mediatoolbox.ru/trends2016/
Тенденции управления персоналом: 9 трендов в хедхантинге и кадровом менеджменте [Электронный ресурс]. URL: http://www.gd.ru/artides/3851-red-tendentsii-upravleniya-personalom
Что ожидает журналистику в 2016 году? [Электронный ресурс]. URL: http://mediakritika.by/article/3542/chto-ozhidaet-zhurnalistiku-v-2016-godu