В статье рассматриваются проблемы преподавания курса «Правовые основы журналистики». Отмечается значение получаемых знаний для формирования профессионального мировоззрения студентов-журналистов, также акцентируется прикладная значимость курса для успешной деятельности в СМИ. Указаны негативные стереотипы восприятия студентами материалов данной дисциплины и способы борьбы с ними. Описаны различные формы учебной деятельности по освоению предмета (деловая игра, решение ситуативных задач).
Teaching the course «Legal bases ofjournalism».pdf Знания о правовом регулировании журналистской деятельности в нашей стране, о возможностях журналиста на доступ к информации, ее распространению, -важный аспект подготовки журналистов. Курс «Правовые основы журналистики» был введен для студентов ТГУ в 1992 г.: изменились социально-политические условия в государстве, после разрушения партийно-государственной монополии на СМИ шло активное формирование законодательства в области средств массовой информации. Вслед за принятием закона СССР «О печати и других СМИ» (1990), а затем Закона РФ «О средствах массовой информации» (1991) целый ряд законодательных документов включает нормы, связанные с деятельностью СМИ и журналистов, либо содержит положения, знание которых необходимы журналистам при сборе и распространении информации, для осмысления социальных явлений. Законотворческая деятельность продолжает расширять границы данного учебного курса. Первоначально курс предлагался студентам как элективный, но, в силу реального прикладного значения этих знаний, его выбирала большая часть обучающихся. Сегодня курс входит в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «журналистика», это обязательная для изучения дисциплина. На этапе становлении этого предмета среди преподавателей факультетов журналистики страны велось обсуждение ряда вопросов. Кто должен вести преподавание - юристы или журналисты? За первыми остается приоритет специальных знаний, профессиональной трактовки положений законодательства, компетентность в процессуальных юридических особенностях разрешения конфликтных ситуаций и т.п. Преподаватели-журналисты зато владеют знаниями о профессиональных журналистских ситуациях, представляют логику взаимодействия журналиста и источников информации, редакции и учредителей (владельцев), редакции и аудитории и т.д. Им более понятны причины возникающих противоречий в этой деятельности, поэтому они могут провести анализ производственных ситуаций с точки зрения нарушения норм права и профессиональной этики, рекомендовать журналистские приемы предотвращения претензий и конфликтов, либо подсказать способы защиты. В большинстве вузов выбор был сделан в пользу преподавателя-журналиста. Юристы могут быть привлечены в качестве экспертов. Так, перед студентами ФЖ ТГУ выступали судья Арбитражного суда Томской области, представители Роскомнадзора, Томского областного суда, Прокуратуры Томской области и др. Однако преподавателю-журналисту необходимо постоянно углублять свои знания, следить за изменениями в сфере законодательства и правоприменения. С данным вопросом связана и проблема ракурса рассмотрения материала в данном учебном курсе. Выбранный нами ракурс рассмотрения - с позиции журналиста-практика, он может использовать правовые знания для эффективной информационной деятельности, а в случае возникновения правовой проблемы должен обратиться к юристу-практику (штатному или внештатному юристу редакции), который, проанализировав конкретную ситуацию, даст профессиональный совет или организует необходимые юридические процедуры. В процессе преподавания курса необходимо развеять ряд стереотипов, которые существуют в сознании студентов. Например, «зачем изучать законодательство, все равно законов никто не знает, они не соблюдаются», «мы, журналисты, будем знать законы, а, представители власти им не следуют» и т.п. Акцентируя внимание студентов на том, что в Российской Федерации разрабатываются и совершенствуются правовые механизмы, в том числе в информационной сфере, приходится приводить примеры, показывающие, что нормы законодательства действуют, что «власть предержащие» осведомлены в данной области, что правовая безграмотность журналистов работает против них самих. С другой стороны, за соблюдение своих прав (например, на доступ к информации) нередко нужно бороться, и в таких ситуациях журналисты могут использовать правовые механизмы. Наконец, в случае нарушения закона ответственность возлагается на нарушителя вне зависимости от того, соблюдают ли нормы другие субъекты. Правовые знания в сфере журналистики приобретаются студентами поэтапно. Первый профессиональный курс «Основы теории журналистики» включает раздел о правовом регулировании деятельности СМИ: анализируются правовые аспекты свободы журналистики, первокурсники изучают закон «О средствах массовой информации»; рассматривают права и обязанности журналистов, порядок запроса информации редакциями и т.д., а также знакомятся с законодательством об авторском праве, о рекламе. Эти знания необходимы и для формирования представлений студента о функционировании журналистики в обществе, и для непосредственного применения в период производственных практик. В курсах «Основы права» также рассматривается сфера информационного права. Дисциплина «Профессиональная этика журналиста» предполагает соотнесение этических и правовых норм. Курс «Правовые основы журналистики» - завершающий этап в изучении правовой сферы журналистики в программе бакалавриата. Ряд вопросов курса выносятся на государственный экзамен. Темы курсовых работ, связанные с правовым регулированием деятельности СМИ, могут быть предложены в рамках спецсеминара. На факультете было защищено несколько дипломных работ, посвященных исследованию правовой тематики, которые были подготовлены на основе курсовых работ. Так, дипломник провел анкетирование томских журналистов по вопросам доступа к общественно-значимой информации в Томске и Томской области, о возможностях ее распространения, соблюдения прав журналиста и редакции. По ходатайству факультета студенты получали доступ к материалам судебных дел по защите чести, достоинства и деловой репутации, задетых в СМИ, в районных судах г. Томска и г. Кемерова, консультировались у сотрудников Прокуратуры Томской области. В работах был представлен анализ причин возникновения конфликтов, дан комментарий к ходу судебных разбирательств, рассмотрены публикации в СМИ с точки зрения просчетов журналистов, которые и послужили причиной конфликтов. При определении содержания курса «Правовые основы журналистики» преподаватель представляет студентам анализ наиболее важных законодательных документов о деятельности СМИ, основных тенденций развития законодательства о СМИ, проблемы правоприменения. Преподавателю необходимо определиться и с таким вопросом: включать ли историческую ретроспективу, или ограничиться анализом современного состояния информационного права Российской Федерации в сфере журналистики? Опыт преподавания на факультете журналистики ТГУ показывает, что исторический раздел важен. Он позволяет сформировать у студентов представление о становлении и развитии правовых норм в сфере массового информирования в нашей стране, обозначить ценность современных правовых норм, которые студенты принимают как существующую данность, выявить закономерности и проблемы правоприменения, традиционно свойственные нашей стране и т.д. Интересно, что факультет журналистики ТГУ располагается в старинном здании, где до 1990-х годов находилась типография областного издательства «Красное знамя», до сих пор в учебном корпусе сохранились детали типографского оборудования, также можно показать помещение на третьем этаже, где работал дежурный цензор, проверяя первые оттиски газетных полос и заверяя их к публикации. Для аудитории студентов-журналистов необходимо демонстрировать реализацию правовых норм в практике СМИ. Это могут быть примеры, связанные с деятельностью федеральных каналов, СМИ местного региона. Хорошо «работают» примеры, когда речь идет о ситуациях, в которые попадали выпускники факультета, студенты заочного отделения, работающие в редакциях, студенты очного отделения во время производственных практик. Такие примеры «приближают» проблемы курса к обучающимся: они тоже сотрудничают в редакциях, пойдут на преддипломную практику и могут столкнуться с подобными проблемами. Важным навыком, который необходимо развивать у студентов, является правовое истолкование социальной, производственной ситуации: за конфликтом людей они должны обнаружить и верно истолковать правовую коллизию. Этому способствует использование в процессе обучения ситуативных задач из подготовленного на кафедре теории и практики журналистики «Задачника» по курсу. Задача представляет собой, как правило, художественно описанную ситуацию, в которую может попасть журналист. Студентам необходимо провести анализ ситуации, определить «правовой статус» участников конфликта (например, «должностное лицо органа государственного власти» и «журналист зарегистрированного СМИ»), определить, кто прав в данной ситуации с правовых позиций, как должен или может поступить журналист в данных условиях. При решении задач на зачете в большинстве случаев студенты приводят верные суждения, однако этого недостаточно: для их обоснования необходимо сослаться на конкретные положения законодательства, что вызывает затруднения. Но такая ссылка при изучении курса обязательна. Эффективной формой освоения правовой информации по теме «Конфликты СМИ и граждан в связи с защитой чести, достоинства и деловой репутации, задетых в СМИ» может стать деловая игра, представляющая разбор дела в случае подачи иска к СМИ в судебные органы. Основой могут послужить реальные дела, связанные с местными СМИ, или представленные в материалах Гильдии лингвистов-экспертов (http://www.rusexpert.ru/expertise.html) и т.п. Студенты изучают конфликтную публикацию, распределяют роли: «задетый публикацией гражданин», «журналист», «эксперт», «судья». Затем ведется разбор дела, приводятся аргументы сторон, выводы экспертов. Студенты активизируют свои знания, ищут линию защиты, подбирают аргументы. Причем могут наблюдать, как может быть истолковано неудачно выбранное слово в публикации, к каким последствиям может привести публикация непроверенных сведений и т.п. Таким образом, изучая курс, студенты должны не только освоить наиболее важные правовые нормы, касающиеся деятельности СМИ и журналиста в современных условиях, но и сформировать собственное профессиональное поведение, научиться применять правовые нормы в практике.